Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2012 ПО ДЕЛУ N А58-4665/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2012 г. по делу N А58-4665/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/2011 по заявлению Открытого акционерного общества Акционерной компании "Якутскэнерго" (место нахождения: 677009, г. Якутск, ул. Федора Попова, 14, ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 18, 407, ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании недействительным решения и предписания (суд первой инстанции: Столбов В.В.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены;

- установил:

Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - ОАО АК "Якутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.05.2011 N 03/1683 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 04.05.2011 N 03/1682.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Товарищество собственников жилья "Молодежный" (место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск г, ул. Чайковского, 2, 7, ОГРН 1051402172843, ИНН 1435160795, далее - ТСЖ "Молодежный"), гражданка Михайлова Юлия Лимовна.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что государственным органом доказан факт совершения обществом виновного противоправного деяния, то есть нарушения норм пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося во введении режима ограничения потребления электрической энергии в многоквартирном жилом доме без учета требований Правил N 307, то есть в действии занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц. Оспариваемые решение и предписание государственного органа являются соответствующими закону, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО АК "Якутскэнерго", обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворив заявленные обществом требования. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что нельзя признать действия ОАО АК "Якутскэнерго" нарушающими права добросовестных плательщиков, если наличие таких плательщиков материалами дела не подтверждается, а государственный орган не предпринял все необходимые меры для установления факта наличия либо отсутствия в многоквартирном доме таких потребителей. Представители ТСЖ "Молодежный" не имели надлежащих полномочий на представление интересов товарищества.
От Якутского УФАС России поступил письменный отзыв, в котором антимонопольный орган с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ОАО АК "Якутскэнерго", Якутского УФАС России, ТСЖ "Молодежный" и гражданка Михайлова Юлия Лимовна в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 17.01.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО АК "Якутскэнерго" и ТСЖ "Молодежный" заключен договор 06.11.2009 N 53123 энергоснабжения.
По условиям данного договора, приложений N 1, 2 - 4, 6, 8, и дополнительного соглашения от 06.11.09 заявитель как гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а третье лицо N 1 обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно перечню актов границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между заявителем и третьим лицом N 1, точкой присоединения является ЯГРЭС/Л-105,106/ПС Набережная/ТП, Профилакторий ГЯС/РУ-0,4кВ ТП "Профилакторий ГЯС"/2 КЛ ТСЖ Молодежный, границей балансовой принадлежности являются кабельные наконечники питающих кабелей в РУ-0,4 кВ ТП-Профилакторий ГЯС Л-Ремконтора ПС-Центральная, присоединенный объект 246-КВ. 5-ЭТ. ж/дом (677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чайковского, дом 2, корпус 7), точка учета установлена не на границе балансовой принадлежности (приложение N 2 к договору).
Пунктом 3.2 договора установлено, что заявитель вправе приостановить исполнение обязательств по договору путем введения частичного и (или полного) ограничения режима потребления электроэнергии в порядке и в случаях, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и разделом 12 договора.
Разделом 12 договора установлены порядок частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроэнергии.
В связи с неисполнением ТСЖ "Молодежный" договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии ОАО АК "Якутскэнерго" 01.02.2011 телефонограммой уведомило ТСЖ "Молодежный" о том, что при неоплате задолженности за потребленные энергоресурсы, начиная с 9-00 час. 08.02.2011 будет приостановлена подача электроэнергии, а также о том, что возобновление подачи электроэнергии будет произведено после полного погашения задолженности, которая по состоянию на 31.01.2011 составила 501 231,62 руб.
Задолженность по оплате потребленной электрической энергии по договору ТСЖ "Молодежный" до 08.02.2011 не погашена.
Сотрудником ОАО АК "Якутскэнерго" инспектором Докторовым В.Н. в присутствии представителя ТСЖ "Молодежный" Мазурова М.С. произведено 08.02.2011 отключение коридорного освещения жилого дома, находящегося по адресу город Якутск, улица Чайковского, дом 2, корпус 7, о чем составлен акт той же датой (без указания времени отключения и включения).
По состоянию на 08.02.2011 задолженность ТСЖ "Молодежный" перед ОАО АК "Якутскэнерго" за потребленную электрическую энергию увеличилась и составила 581 423,95 руб.
ОАО АК "Якутскэнерго" известило 10.02.2011 ТСЖ "Молодежный" об имеющейся задолженности и полном прекращении подачи электроэнергии с 9-00 час. 14.02.2011 в жилой дом по указанному выше адресу путем направления уведомления от 10.02.2011 N 526ИГ посредством факсимильной связи.
Согласно акту о приеме работ, выполненных по Регламенту взаимодействия предприятия электрических сетей и Энергосбыта заявителя при отключении/подключении потребителей-неплательщиков 14.02.2011 с 10 часов 10 минут до 13 часов 30 минут прекращена поставка электрической энергии в жилой дом, находящийся по адресу город Якутск, улица Чайковского, дом 2, корпус 7.
ОАО АК "Якутскэнерго" известило 15.02.2011 ТСЖ "Молодежный" о полном прекращении подачи электроэнергии начиная с 9-00 час. 15.02.2011 по графику в жилой дом по указанному выше адресу путем направления факсимильной связью уведомления от 15.02.11 N 626ИГ.
Согласно указанному уведомлению, прекращение подачи электроэнергии должно производится по следующему графику - 15.02.11 с 13-00 до 17-00 час., 16.02.11 с 13-00 до 17-00 час., 17.02.11 с 13-00 до 17- 00 час., 18.02.11 с 13-00 до 17-00 час.
Сотрудником заявителя инспектором Докторовым В.Н. в присутствии представителя третьего лица N 1 Баишева С.В. произведено 15.02.2011 отключение РУ-0,4 кВ, ТП ГЯС в жилом доме по указанному выше адресу с 13-00 до 16-30 час., о чем составлен акт той же датой.
В акте о приеме работ, выполненных по Регламенту взаимодействия предприятия электрических сетей и энергосбыта заявителя при отключении/подключении потребителей-неплательщиков, зафиксирован факт прекращения подачи электрической энергии в жилой дом по указанному выше адресу 16.02.2011 с 13 часов 30 минут до 15 часов 45 минут.
16.02.11 гражданка Михайлова Ю.Л. обратилась в Якутское УФАС России с заявлением о том, что ОАО АК "Якутскэнерго" нарушает антимонопольное законодательство, так как необоснованно прекращает поставки электрической энергии в многоквартирный дом, расположенный по указанному выше адресу.
09.03.2011 на основании Приказа N 30 Якутским УФАС России в отношении ОАО АК "Якутскэнерго" возбуждено дело N 03-23/11 А по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", создана комиссия в составе должностных лиц государственного органа.
04.05.2011 комиссией Якутского УФАС России, рассмотревшей в присутствии представителей заявителя дело N 03-23/11 А, вынесено решение (резолютивная часть оглашена 26.04.2011) по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым ОАО АК "Якутскэнерго" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и выдано предписание о прекращении в тридцатидневный срок нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении режима ограничения потребления электрической энергии без учета требований Правил N 307, для чего предпринять меры, направленные на недопущение совершения действий по введению режима ограничения либо полного прекращения потребления электрической энергии потребителями, надлежащим образом исполняющими обязательства по оплате коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 (далее - Административный регламент).
Статьей 40 Закона о защите конкуренции установлено, что для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. Комиссия состоит из работников антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа или его заместитель. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа. На основании части 4 статьи 44 этого Федерального закона и пункта 3.34 Административного регламента решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создание комиссии оформляются соответствующим приказом.
Согласно пункту 3.29.1 Административного регламента наличие (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства устанавливается ответственным структурным подразделением, у которого на рассмотрении находится заявление, материалы. В случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства ответственное структурное подразделение осуществляет подготовку докладной записки, которая вместе с заявлением, материалами и иными документами, указывающими на факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, подлежит внутриведомственной правовой экспертизе. Результатом проведения указанной экспертизы является заключение.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.
Согласно части 4 статьи 41 и части 1 статьи 50 указанного Федерального закона по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Таким образом, Якутское УФАС России уполномочено выносить решения и соответствующие предписания при установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещено злоупотреблять этим положением.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товар а, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данных правонарушений необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, в том числе, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии пунктом 13 Постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
В соответствии с приказом Якутского УФАС России от 01.08.2007 N 02-175 ОАО АК "Якутскэнерго" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов - купля-продажа (поставка) электрической энергии в пределах географических границ Республики Саха (Якутия), за исключением п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр., п. Промышленный Вилюйского улуса с долей более 65 процентов.
Таким образом, на указанном рынке общество является занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что никто не может быть ограничен, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищное законодательство входят Правила N 307, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
- Согласно пунктам 3, 6 Правил N 307 ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
- В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; 3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; 4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; 5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; 7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что из анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ "Молодежный" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами. Указанный статус обусловлен тем, что интересы общества в первую очередь обусловлены интересами потребителей - физических лиц, т.к. данная деятельность регламентирована правилами обслуживания населения, что не позволяет таким хозяйствующим субъектам выходить за рамки таких правил, в связи с чем деятельность таких организаций в отношении с третьими лицами (хозяйствующими субъектами) не носит диспозитивного характера, а воля в сделках ограничена и обусловлена правилами предоставления услуг потребителям.
В рассматриваемом случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу электрической энергии и оплата услуг по ее предоставлению в сроки и по тарифам, утвержденным для населения, в связи с чем, ТСЖ будет являться посредником между энергоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями, обеспечение ресурсами которых обусловлено непрерывностью поставок.
ОАО АК "Якутскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов ТСЖ "Молодежный" - исполнителю коммунальных услуг в отношении граждан, проживающих в доме, которым управляет товарищество.
В силу подпункта "в" пункта 49 Правил N 307 в обязанности ТСЖ "Молодежный" входит заключение договора с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Потребителями в соответствии с пунктом 3 Правил N 307 являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которым, в соответствии с пунктом 9 названных Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов (в том числе, электрической энергии) надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 86 Правил N 307 действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо по подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Как было указано ранее, ОАО АК "Якутскэнерго", являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляя продажу (отпуск) электрической энергии, занимает доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в указанных географических границах, в том числе для граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Чайковского, 2/7.
В соответствии со статьей 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Введение ограничения режима потребления определено "Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Пунктом 161 Правил N 530 установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается введение ограничения режима потребления электроэнергии, к которым относится, в том числе: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств); б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору); в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 170 Правил N 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Как указывалось выше правоотношения сторон ТСЖ "Молодежный" и ОАО АК "Якутскэнерго" по снабжению электрической энергией жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Чайковского, 2/7, связаны с предоставлением коммунальных услуг гражданам и затрагивают их интересы.
При этом материалами дела достоверно установлено, что 08.02.2011 ОАО АК "Якутскэнерго" произвело отключение коридорного освещения, а 14.02.2011 и 16.02.2011 производилось полное отключение электроустановок и прекращение поставки электрической энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Чайковского, 2/7.
Доказательства того, что все жители многоквартирного жилого дома по адресу: город Якутск, улица Чайковского, 2/7, в отношении которого ОАО АК "Якутскэнерго" фактически 08.02.2011, 14.02.2011 и 16.02.2011 ограничивало подачу электрической энергии, свои обязательства не исполняли, в материалы дела не представлено.
В силу указанных выше норм права и установленных по делу обстоятельств ОАО АК "Якутскэнерго", будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии (ресурсоснабжающей организацией), не могло не знать о добросовестных потребителях, присоединенных к отключенным электросетям, о возможном причинении вреда населению.
Таким образом, ОАО АК "Якутскэнерго" ограничивало в электроснабжении жильцов всех 246 квартир жилого дома, находящегося по адресу: город Якутск, улица Чайковского, 2/7, не удостоверившись в том, что интересы потребителей-граждан, полностью оплативших коммунальную услугу, не будут ущемлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что то обстоятельство, что ОАО АК "Якутскэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, а не непосредственным исполнителем коммунальной услуги, не позволяет заявителю, чье положение является доминирующим, совершать действия, направленные на необоснованное ограничение подачи ресурса или угрозу совершения таких действий, поскольку действуя в рамках защиты своих интересов, заявитель должен был учитывать также и интересы других лиц, не допуская использования своих гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им полную и надлежащую оценку, и пришел обоснованному выводу, что реализация заявителем права по введению режима ограничения подачи электрической энергии была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости использования прав в целях ограничения конкуренции, недопустимости злоупотребления доминирующим положением (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с нарушением условий и процедуры режима ограничения, установленными нормами, регулирующими порядок ограничения и прекращения подачи электрической энергии (пункт 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, Правила N 530).
Суд апелляционной инстанции, проверив довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела Якутским УФАС России были допущены к участию представители ТСЖ "Молодежный" не имеющие надлежащим образом оформленных полномочий, полагает, что данное нарушение не привело к принятию антимонопольным органом неправильного решения, поскольку выводы, на основании которых оно принято, основаны на представленных при рассмотрении антимонопольного дела документах и фактически установленных обстоятельствах.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание приняты уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ОАО АК "Якутскэнерго" по платежному поручению N 200 от 12.12.2011 уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2011 года по делу N А58-4665/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу Акционерная компания "Якутскэнерго" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.М.ПАНЬКОВА

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)