Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года по делу N А19-26296/2009, по заявлению Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" (место нахождения: 664011, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, 2, ОГРН 1083808000165, ИНН 3808171355) к Администрации г. Иркутска (место нахождения: 664000, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1, ОГРН 1053808211610 ИНН 3808131271) о признании незаконным постановления (суд первой инстанции судья Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: Юрченко А.Л. (доверенность N 036 от 29.02.2012);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" (далее - ТСЖ "Свердлова-40", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г. Иркутска о признании незаконным постановления мэра г. Иркутска от 20.04.2009 N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка площадью 82 кв. м с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество "Иркутскслюда" (место нахождения: 664000, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, ул. Свердлова, 41, ОГРН 1023801007053, ИНН 3808012059) (далее - ЗАО "Иркутскслюда").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Свердлова-40" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указано на допущенное при его вынесении нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Иркутскслюда" с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители ТСЖ "Свердлова-40" и Администрации г. Иркутска не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 07.02.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ЗАО "Иркутскслюда", изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" создано на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1083808000165, ИНН 3808171355.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 марта 2008 года внесена запись о праве собственности Закрытого акционерного общества "Иркутскслюда" на сооружение - трансформаторную подстанцию по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40. Правоустанавливающим документом для такой регистрации послужил план приватизации государственного имущества Иркутской слюдяной фабрики, утвержденный распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом области, ценными бумагами и инвестициями Администрации Иркутской области от 06 июня 1997 года N 49/АК.
В соответствии с постановлением Администрации г. Иркутска от 20 апреля 2009 года N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутск по ул. Свердлова, 40" Закрытому акционерному обществу "Иркутскслюда" из земель населенных пунктом предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, в собственность за плату, под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
Товарищество, считая, что предоставление в собственность ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка под эксплуатацию трансформаторной подстанции противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, противопожарным нормам и правилам, а также нарушает его права и законные интересы, поскольку указанный земельный участок является общей долевой собственностью жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования ТСЖ "Свердлова-40" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта Администрации г. Иркутска закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов Товарищества.
ТСЖ "Свердлова-40", обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Иркутска о предоставлении ЗАО "Иркутскслюда" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, под эксплуатацию трансформаторной подстанции, нарушение прав и законных интересов связывает с тем, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, является общедолевой собственностью владельцев жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу. Земельный участок, предоставленный под трансформаторную подстанцию и земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, неделимы, в связи с чем предоставление ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка под эксплуатацию трансформаторной подстанции повлекло наложение границ данного земельного участка с границами придомовой территории многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40. Кроме того, такое расположение земельных участков не соответствует противопожарным нормам и правилам (отсутствуют пожарные проезды, нарушены противопожарные расстояния, отсутствует доступ к элеваторному узлу и пожарной лестнице, что создает угрозу общему имуществу многоквартирного дома и влечет невозможность для товарищества, как управляющей организации осуществлять полномочия по управлению многоквартирным домом. Местоположение границ земельного участка предоставленного в собственность ЗАО "Иркутскслюда" не согласовывалось с собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, о межевании земельного участка ни жильцы дома, ни товарищество не уведомлялись.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела ТСЖ "Свердлова-40" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.01.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 38 N 002565370.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пунктах 5 и 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами. Законом о введении в действие Земельного кодекса РФ (пункт 7 статьи 3) установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположены.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.03.2008 зарегистрировано право собственности ЗАО "Иркутскслюда" на сооружение - трансформаторную подстанцию площадью 6,2 м2, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40. Правоустанавливающим документом для такой регистрации послужил план приватизации государственного имущества Иркутской слюдяной фабрики, утвержденный распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом области, ценными бумагами и инвестициями Администрации Иркутской области от 06.06.1997 N 49/АК.
Постановлением Администрации г. Иркутска от 20 апреля 2009 года N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутск по ул. Свердлова, 40" Закрытому акционерному обществу "Иркутскслюда" из земель населенных пунктом предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, в собственность за плату, под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
При таких обстоятельствах, у Администрации г. Иркутска отсутствовали правовые основания для отказа ЗАО "Иркутскслюда" в предоставлении в собственность земельного участка под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
Кроме того, в соответствии с проектом территориального землеустройства по образованию нового земельного участка (проектный план) земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2 имеет следующее описание: от точки н1 до 5154 - земли государственной собственности, от 5154 до 5133 - земельный участок с кадастровым номером 38:366000034:0585 по ул. Свердлова, 40б, от 5153 до точки н1 - земельный участок с кадастровым номером N 38636:000034:1234. Данный проектный план согласован с Комитетом по градостроительной политике (отдел геолого-геодезической службы) и утвержден начальником земельного управления КУМИ г. Иркутска 28 октября 2008 года.
Межевание и землеустройство земельного участка площадью 82 м2 под эксплуатацию трансформаторной подстанции проведено в 2008 году, в связи с чем на момент межевания и утверждения землеустроительного дела владельцы жилых помещений многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40, не являлись собственниками земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ предусмотрено, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Анализ положений статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ позволяет сделать вывод о необходимости обязательного согласования местоположения границ земельных участков только в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, с кадастровым номером 38:36:000034:2033 является вновь образованным участком, его границы ранее не были определены и при образовании земельного участка границы определялись впервые, в связи с чем в отношении части границы, смежной с земельным участком ЗАО "Иркутскслюда", за координаты точек вновь образованного земельного участка были приняты известные, отраженные в кадастровом учете координаты точек земельного участка, принадлежащего обществу, ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет.
Таким образом, принадлежащий ЗАО "Иркутскслюда" земельный участок, смежный по отношению к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000034:2033 является сформированным, границы их полностью описаны и определены, участки поставлены на кадастровый учет и не имеют каких-либо отметок, свидетельствующих о необходимости уточнения их границ в связи с чем согласование местоположения границ земельного участка в данном случае не является обязательным. При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2011 года по делу N А19-279/11.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
В пункте 66 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" обратилось в Администрацию г. Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40.
Письмом от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10 Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска отказала товариществу в заявленном требовании.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июня 2010 года по делу N А19-6674/10-57 (с учетом изменений, внесенных постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010 года по тому же делу), действия Администрации г. Иркутска по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по указанному выше адресу, признаны незаконными. Данным решением на Администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ТСЖ "Свердлова-40" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40.
На основании данного решения Администрацией издано распоряжение от 16 ноября 2010 года N 504-02-6991/10, которым утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, по ул. Свердлова, 40, площадью 721 м2, для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21 апреля 2011 года N 3800/601/11-33252 земельный участок по ул. Свердлова, 40, площадью 721 м2, для эксплуатации многоквартирного дома (кадастровый номер 38:36:000034:2033), постановлен на государственный кадастровый учет 27 декабря 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 11 декабря 2008 года N 38/08В(ГЗК)-40589 земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, разрешенное использование - под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740), постановлен на государственный кадастровый учет - 11 декабря 2008 года.
Вопрос о наложении границ земельного участка по ул. Свердлова, 40, для эксплуатации многоквартирного дома (кадастровый номер 38:36:000034:2033), на земельный участок под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740), исследовался в рамках дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-12802/10-55 по заявлению ТСЖ "Свердлова-40" к ЗАО "Иркутскслюда", третьи лица - Администрация города Иркутска, Алакшина Нина Евгеньевн а, Починков Анатолий Павлович, Гайделенис Марина Владимировна, Ипполитова Тамара Яковлевна. Гаврилова Елена Константиновна, Цикова Валентина Степановна о признании самовольной постройкой трансформаторной подстанции по ул. Свердлова, 40, обязании ее снести, а также признании права общей долевой собственности жильцов на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2010 года по делу N А19-12802/10-55 в удовлетворении иска отказано.
Судом на основании схемы расположения земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40 установлено, что на земельный участок ЗАО "Иркутскслюда" с разрешенным использованием - под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740) не налагается на сформированный земельный участок, находящийся под многоквартирным домом (кадастровый номер 38:36:000034:2033). Товарищество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что предоставленный ЗАО "Иркутскслюда" для эксплуатации трансформаторной подстанции земельный участок площадью 82 м2 по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, является частью земельного участка, который подлежит предоставлению в общую долевую собственность жильцов многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40.
Основания освобождения от доказывания предусмотрены статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая в части 2 устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2010 года по делу N А19-12802/10-55 установлен факт отсутствия наложения границ земельных участков, с кадастровыми номерами 38:36:000034:1740 и 38:36:000034:2033.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на постановления Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 4275/2011, от 06.09.2011 N 3771/11, от том, что при рассмотрении настоящего дела не была учтена сложившаяся судебная практика проверен судом апелляционной инстанции, однако не может быть принят во внимание, поскольку рассматриваемые в названных постановлениях правоотношения имеют другие обстоятельства отличные от обстоятельств, рассматриваемых в рамках настоящего дела.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении ответчиком при формировании земельного участка под жилым домом противопожарных правил, так же не может быть принят во внимание поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Иные доводы апелляционной жалобы так же были исследованы судом апелляционной инстанции, однако подлежат отклонению, поскольку не опровергают по существу правильных выводов суда первой инстанции и не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Нарушения судом первой инстанции норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел заявление ТСЖ "Свердлова-40", применил нормы материального и процессуального права подлежащие применению.
Материалы дела не содержат доказательств, что оспариваемое постановление Администрации г. Иркутска препятствует реализации права и законных интересов Товарищества. Доказательств того, что принадлежащий ЗАО "Иркутскслюда" земельный участок, должен войти в состав площади земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома не представлено.
Оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется. Права и законные интересы ТСЖ не нарушаются.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства и рассмотрев все доводы заявителя апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом того, что ТСЖ "Свердлова-40" на основании Определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина размере 1000 руб.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года по делу N А19-26296/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий
Н.М.ПАНЬКОВА
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2012 ПО ДЕЛУ N А19-26296/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2012 г. по делу N А19-26296/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года по делу N А19-26296/2009, по заявлению Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" (место нахождения: 664011, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, 2, ОГРН 1083808000165, ИНН 3808171355) к Администрации г. Иркутска (место нахождения: 664000, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1, ОГРН 1053808211610 ИНН 3808131271) о признании незаконным постановления (суд первой инстанции судья Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьего лица: Юрченко А.Л. (доверенность N 036 от 29.02.2012);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" (далее - ТСЖ "Свердлова-40", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г. Иркутска о признании незаконным постановления мэра г. Иркутска от 20.04.2009 N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка площадью 82 кв. м с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество "Иркутскслюда" (место нахождения: 664000, Иркутская обл., Иркутский р-н, г. Иркутск, ул. Свердлова, 41, ОГРН 1023801007053, ИНН 3808012059) (далее - ЗАО "Иркутскслюда").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Свердлова-40" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указано на допущенное при его вынесении нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель ЗАО "Иркутскслюда" с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители ТСЖ "Свердлова-40" и Администрации г. Иркутска не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 07.02.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ЗАО "Иркутскслюда", изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" создано на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1083808000165, ИНН 3808171355.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 марта 2008 года внесена запись о праве собственности Закрытого акционерного общества "Иркутскслюда" на сооружение - трансформаторную подстанцию по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40. Правоустанавливающим документом для такой регистрации послужил план приватизации государственного имущества Иркутской слюдяной фабрики, утвержденный распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом области, ценными бумагами и инвестициями Администрации Иркутской области от 06 июня 1997 года N 49/АК.
В соответствии с постановлением Администрации г. Иркутска от 20 апреля 2009 года N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутск по ул. Свердлова, 40" Закрытому акционерному обществу "Иркутскслюда" из земель населенных пунктом предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, в собственность за плату, под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
Товарищество, считая, что предоставление в собственность ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка под эксплуатацию трансформаторной подстанции противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, противопожарным нормам и правилам, а также нарушает его права и законные интересы, поскольку указанный земельный участок является общей долевой собственностью жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования ТСЖ "Свердлова-40" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта Администрации г. Иркутска закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов Товарищества.
ТСЖ "Свердлова-40", обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Иркутска о предоставлении ЗАО "Иркутскслюда" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, под эксплуатацию трансформаторной подстанции, нарушение прав и законных интересов связывает с тем, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, является общедолевой собственностью владельцев жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу. Земельный участок, предоставленный под трансформаторную подстанцию и земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, неделимы, в связи с чем предоставление ЗАО "Иркутскслюда" земельного участка под эксплуатацию трансформаторной подстанции повлекло наложение границ данного земельного участка с границами придомовой территории многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40. Кроме того, такое расположение земельных участков не соответствует противопожарным нормам и правилам (отсутствуют пожарные проезды, нарушены противопожарные расстояния, отсутствует доступ к элеваторному узлу и пожарной лестнице, что создает угрозу общему имуществу многоквартирного дома и влечет невозможность для товарищества, как управляющей организации осуществлять полномочия по управлению многоквартирным домом. Местоположение границ земельного участка предоставленного в собственность ЗАО "Иркутскслюда" не согласовывалось с собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, о межевании земельного участка ни жильцы дома, ни товарищество не уведомлялись.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела ТСЖ "Свердлова-40" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.01.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 38 N 002565370.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пунктах 5 и 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами. Законом о введении в действие Земельного кодекса РФ (пункт 7 статьи 3) установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположены.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.03.2008 зарегистрировано право собственности ЗАО "Иркутскслюда" на сооружение - трансформаторную подстанцию площадью 6,2 м2, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40. Правоустанавливающим документом для такой регистрации послужил план приватизации государственного имущества Иркутской слюдяной фабрики, утвержденный распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом области, ценными бумагами и инвестициями Администрации Иркутской области от 06.06.1997 N 49/АК.
Постановлением Администрации г. Иркутска от 20 апреля 2009 года N 031-06-1415/9 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутск по ул. Свердлова, 40" Закрытому акционерному обществу "Иркутскслюда" из земель населенных пунктом предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, в собственность за плату, под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
При таких обстоятельствах, у Администрации г. Иркутска отсутствовали правовые основания для отказа ЗАО "Иркутскслюда" в предоставлении в собственность земельного участка под эксплуатацию существующей трансформаторной подстанции.
Кроме того, в соответствии с проектом территориального землеустройства по образованию нового земельного участка (проектный план) земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2 имеет следующее описание: от точки н1 до 5154 - земли государственной собственности, от 5154 до 5133 - земельный участок с кадастровым номером 38:366000034:0585 по ул. Свердлова, 40б, от 5153 до точки н1 - земельный участок с кадастровым номером N 38636:000034:1234. Данный проектный план согласован с Комитетом по градостроительной политике (отдел геолого-геодезической службы) и утвержден начальником земельного управления КУМИ г. Иркутска 28 октября 2008 года.
Межевание и землеустройство земельного участка площадью 82 м2 под эксплуатацию трансформаторной подстанции проведено в 2008 году, в связи с чем на момент межевания и утверждения землеустроительного дела владельцы жилых помещений многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40, не являлись собственниками земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ предусмотрено, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Анализ положений статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ позволяет сделать вывод о необходимости обязательного согласования местоположения границ земельных участков только в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, с кадастровым номером 38:36:000034:2033 является вновь образованным участком, его границы ранее не были определены и при образовании земельного участка границы определялись впервые, в связи с чем в отношении части границы, смежной с земельным участком ЗАО "Иркутскслюда", за координаты точек вновь образованного земельного участка были приняты известные, отраженные в кадастровом учете координаты точек земельного участка, принадлежащего обществу, ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет.
Таким образом, принадлежащий ЗАО "Иркутскслюда" земельный участок, смежный по отношению к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000034:2033 является сформированным, границы их полностью описаны и определены, участки поставлены на кадастровый учет и не имеют каких-либо отметок, свидетельствующих о необходимости уточнения их границ в связи с чем согласование местоположения границ земельного участка в данном случае не является обязательным. При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2011 года по делу N А19-279/11.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
В пункте 66 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" обратилось в Администрацию г. Иркутска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40.
Письмом от 29 января 2010 года N 505-71-1083/10 Администрация г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска отказала товариществу в заявленном требовании.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июня 2010 года по делу N А19-6674/10-57 (с учетом изменений, внесенных постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010 года по тому же делу), действия Администрации г. Иркутска по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по указанному выше адресу, признаны незаконными. Данным решением на Администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ТСЖ "Свердлова-40" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40.
На основании данного решения Администрацией издано распоряжение от 16 ноября 2010 года N 504-02-6991/10, которым утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, по ул. Свердлова, 40, площадью 721 м2, для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21 апреля 2011 года N 3800/601/11-33252 земельный участок по ул. Свердлова, 40, площадью 721 м2, для эксплуатации многоквартирного дома (кадастровый номер 38:36:000034:2033), постановлен на государственный кадастровый учет 27 декабря 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 11 декабря 2008 года N 38/08В(ГЗК)-40589 земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, площадью 82 м2, разрешенное использование - под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740), постановлен на государственный кадастровый учет - 11 декабря 2008 года.
Вопрос о наложении границ земельного участка по ул. Свердлова, 40, для эксплуатации многоквартирного дома (кадастровый номер 38:36:000034:2033), на земельный участок под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740), исследовался в рамках дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-12802/10-55 по заявлению ТСЖ "Свердлова-40" к ЗАО "Иркутскслюда", третьи лица - Администрация города Иркутска, Алакшина Нина Евгеньевн а, Починков Анатолий Павлович, Гайделенис Марина Владимировна, Ипполитова Тамара Яковлевна. Гаврилова Елена Константиновна, Цикова Валентина Степановна о признании самовольной постройкой трансформаторной подстанции по ул. Свердлова, 40, обязании ее снести, а также признании права общей долевой собственности жильцов на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1740, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2010 года по делу N А19-12802/10-55 в удовлетворении иска отказано.
Судом на основании схемы расположения земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома в Кировском районе г. Иркутска по ул. Свердлова, 40 установлено, что на земельный участок ЗАО "Иркутскслюда" с разрешенным использованием - под эксплуатацию трансформаторной подстанции (кадастровый номер 38:36:000034:1740) не налагается на сформированный земельный участок, находящийся под многоквартирным домом (кадастровый номер 38:36:000034:2033). Товарищество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что предоставленный ЗАО "Иркутскслюда" для эксплуатации трансформаторной подстанции земельный участок площадью 82 м2 по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, является частью земельного участка, который подлежит предоставлению в общую долевую собственность жильцов многоквартирного дома по ул. Свердлова, 40.
Основания освобождения от доказывания предусмотрены статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая в части 2 устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2010 года по делу N А19-12802/10-55 установлен факт отсутствия наложения границ земельных участков, с кадастровыми номерами 38:36:000034:1740 и 38:36:000034:2033.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на постановления Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 4275/2011, от 06.09.2011 N 3771/11, от том, что при рассмотрении настоящего дела не была учтена сложившаяся судебная практика проверен судом апелляционной инстанции, однако не может быть принят во внимание, поскольку рассматриваемые в названных постановлениях правоотношения имеют другие обстоятельства отличные от обстоятельств, рассматриваемых в рамках настоящего дела.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении ответчиком при формировании земельного участка под жилым домом противопожарных правил, так же не может быть принят во внимание поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Иные доводы апелляционной жалобы так же были исследованы судом апелляционной инстанции, однако подлежат отклонению, поскольку не опровергают по существу правильных выводов суда первой инстанции и не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Нарушения судом первой инстанции норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел заявление ТСЖ "Свердлова-40", применил нормы материального и процессуального права подлежащие применению.
Материалы дела не содержат доказательств, что оспариваемое постановление Администрации г. Иркутска препятствует реализации права и законных интересов Товарищества. Доказательств того, что принадлежащий ЗАО "Иркутскслюда" земельный участок, должен войти в состав площади земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома не представлено.
Оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется. Права и законные интересы ТСЖ не нарушаются.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства и рассмотрев все доводы заявителя апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом того, что ТСЖ "Свердлова-40" на основании Определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина размере 1000 руб.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года по делу N А19-26296/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий
Н.М.ПАНЬКОВА
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)