Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 39455 вручено 15.03.10 г.)
от заинтересованного лица: главного специалист Копаневой Е.А. (доверенность N 1 от 11.01.10 г. сроком действия 1 год)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18 февраля 2010 г. по делу N А53-31216/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Азовский оптико-механический завод"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании постановления об административном правонарушении N 1152 от 12.11.09 г.
принятое в составе судьи Барановой Н.В.
установил:
открытое акционерное общество "Азовский оптико-механический завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 12.11.09 г. N 1152 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда от 18.02.10 г. заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку на обществе не лежит обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами. Общество не состоит в договорных отношениях с потребителями коммунальных услуг (жильцами дома N 109 по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области), непосредственно не оказывает этим жильцам услуги по горячему водоснабжению, не обслуживает внутридомовые инженерные системы их дома, с использованием которых жильцам дома предоставляются коммунальные услуги.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество правомерно привлечено у административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, так как отопление жилого дома N 109 по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области (далее - дом N 109) не было начато в установленный администрацией г. Азова срок по вине общества. Дом N 109 подключен к котельной, находящейся на балансе общества. Общество не включило котельную в установленный срок, так как на эту котельную не был подан газ обществом с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ростоврегионгаз"). Газ не поступил в котельную по причине задолженности общества перед ООО "Ростоврегионгаз". Таким образом, дом N 109 не получил отопления по вине общества, которое нарушило требования п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены (далее - Правила N 307).
Общество в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда. Общество указывает, что оно не состоит в договорных отношениях с жильцами N 109 и управляющей компанией этого дома. Общество не поставляет коммунальный ресурс, а продает теплоэнергию МУП г. Азова"Теплоэнерго" по договору на отпуск и потребление тепловой энергии.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10 час. 40 мин. 13.04.10 г. до 18 час. 00 мин. 13.04.10 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте дате и времени его проведения извещено надлежащим образом. Представитель инспекции не возражала против проведения судебного разбирательства по жалобе без участия представителя общества. В связи с изложенным, руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, проводит судебное разбирательство по жалобе без участия представителя общества.
В судебном заседании представитель инспекции настаивала на отмене решения, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы.
На вопрос суда о том, какие нормы нарушило общество, не включив котельную, представитель инспекции ответила, что общество нарушило требования п. 9 Правил о бесперебойном снабжении потребителей коммунальным ресурсом - горячим водоснабжением и отоплением.
На вопрос суда о том, на основании чего инспекцией сделан вывод о том, что прекращение подачи газа на котельную произошло по вине общества, представитель инспекции сослалась на то, что общество указывало, что газ не подан на котельную ООО "Ростоврегионгаз" из-за задолженности общества перед этой организацией.
На вопрос суда о том, проверялся ли инспекцией до привлечения общества к административной ответственности вопрос о том, по каким причинам газ в действительности не был подан в котельную общества ООО "Ростоврегионгаз" - из-за задолженности общества, или по иным причинам, представитель инспекции ответила отрицательно.
На вопрос суда о том, было ли привлечено ООО "Ростоврегионгаз" инспекцией за прекращение подачи тепла в дом N 109 по ст. 7.23 КоАП РФ, представитель инспекции ответила отрицательно.
На вопрос суда о том, по каким причинам этого не было сделано, так как тепло не было подано в дом в связи с прекращением подачи газа ООО "Ростоврегионгаз" в котельную общества, представитель инспекции ответила, что прекращение подачи газа в котельную произошло по вине общества - из-за неоплаты им газа.
На вопрос суда о том, какие организации задействованы в обеспечении дома N 109 теплом, представитель инспекции ответила, что дом N 109 управляется управляющей компанией - ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1". Договор на горячее водоснабжение и отопление дома N 109 заключен названной управляющей организацией с МУП г. Азова Теплоэнерго. В свою очередь, МУП г. Азова "Теплоэнерго" получает теплоэнергию для исполнения указанного договора от общества по договору на поставку теплоэнергии. Теплоэнергия подается от находящейся на балансе общества котельной до дома N 109 по трубам, находящимся в пользовании МУП г. Азова "Теплоэнерго". В котельной общества теплоэнергия вырабатывается при помощи газа. Газ обществу поставляется ООО "Ростоврегионгаз" по договору. От кого газ получает ООО "Ростоврегионгаз", представитель инспекции не знает.
На вопрос суда о том, до каких пределов простираются полномочия инспекции по определению субъекта административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ и его привлечению к административной ответственности (т.е., ограничены ли эти полномочия инспекции участниками правоотношения по предоставлению коммунальной услуги (потребитель - исполнитель - ресурсоснабжающая организация), либо инспекция вправе привлечь к административной ответственности любую организацию, прямо или опосредованно задействованную в представлении потребителю коммунального ресурса, вплоть до собственника нефтяной вышки, из которой подается газ, при использовании которого потребитель обеспечивается отоплением), представитель инспекции ответить затруднилась.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя инспекции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.11.09 г. государственным жилищным инспектором Ростовской области проводилась проверка по обращению Бельмесовой, проживающей по адресу: ул. Севастопольская, д. 109 г. Азов, поступившего из Прокуратуры Ростовской области по вопросу нарушения ее жилищных прав в связи с отсутствием отопления и горячего водоснабжения.
Проверкой установлено, что обществом не обеспечено предоставление отопления и горячего водоснабжения, так как котельная, находящаяся на балансе общества, не работает по причине отсутствия газа. Отопительный сезон для жилищного фонда начат с 26.10.09 г.
Это обстоятельство квалифицировано сотрудником инспекции по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение обществом нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в бездействии, повлекшем нарушение бесперебойного представления коммунальных услуг по отоплению жильцам дома N 109 и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, что квалифицировано области.
30.10.09 г. по данному факту инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 16//1152 по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
12.11.09 г. заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области вынесено постановление N 1152 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, Обществу назначен штраф в размере 5000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным удовлетворение заявления общества судом первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по надлежащему обеспечению населения коммунальными услугами.
Таким образом, одним из квалифицирующих признаков правонарушения, состав которого приведен в диспозиции ст. 7.23 КоАП РФ, является сфера посягательства - обеспечение населения коммунальными услугами.
Нормативны обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Так, в соответствии с п. 3 Правил, "коммунальные услуги", за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения которыми населения ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность, это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В том же п. 3 Правил также даны определения понятий:
- - "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах;
- В соответствии с п. 3 Правил, участниками правоотношений по обеспечению населения этими коммунальными услугами являются:
1) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
2) "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- - бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- - бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- - бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима получения потребителями услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению лицами, на которых лежит обязанность по обеспечению потребителей этими коммунальными услугами.
Как следует из оспариваемого постановления инспекции, обществу вменяется в вину нарушение установленного п. 9 Правил нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению дома N 109, а именно: требование п. 9 Правил о бесперебойном отоплении жилых помещений дома N 109 в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ инспекция исходила из того, что на обществе лежит обязанность по обеспечению нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению этого дома.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства т ого, что обязанность по оказанию жильцам дома N 109 этой коммунальной услуги лежит на обществе.
В частности, как следует из материалов дела, дом N 109 управляется управляющей компанией ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1". Соответственно, в силу п. 3 Правил исполнителем коммунальной услуги отопления дома является ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1".
Договор на горячее водоснабжение и отопление дома N 109 заключен ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" с МУП г. Азова "Теплоэнерго". Соответственно, в силу п. 3 Правил, ресурсоснабжающей организацией в части коммунальной услуги по отоплению дома N 109 является МУП г. Азова "Теплоэнерго".
Таким образом, исходя из Правил оказания коммунальных услуг, участниками правоотношений по получению-оказанию коммунальной услуги по отоплению дома N 109 являются:
1) жильцы дома N 109 в качестве потребителей этой коммунальной услуги,
2) ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" в качестве исполнителя этой коммунальной услуги;
3) МУП г. Азова "Теплоэнерго" в качестве ресурсоснабжающей организации, задействованной в силу п. 3 Правил в оказании этой коммунальной услуги.
Общество не является ни исполнителем, ни ресурсоснабжающей организацией в отношении указанной коммунальной услуги.
Данная коммунальная услуга оказывается жильцам дома N 109 ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" и МУП г. Азова "Теплоэнерго".
В связи с этим, общество не может быть привлечено к административной ответственности по тс. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению этого дома.
У общества не имеется основанных на Правилах предоставления коммунальных услуг обязательств перед жильцами дома N 109 по обеспечению их коммунальными услугами, в том числе и по отоплению дома.
На этом основании общество не может нести административной ответственности именно за нарушение режима обеспечения коммунальными услугами жильцов дома N 109.
Одно лишь то обстоятельство, что общество задействовано в цепочке, по которой жильцы дома N 109 получают отопление, как на то ссылается инспекция, не является основанием для вывода о том, что общество должно нести ответственность перед жильцами этого дома по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение режима их обеспечения коммунальными ресурсами.
В частности, как следует из материалов дела, отопление дома N 109 обеспечивается по цепочке, выглядящей примерно следующим образом:
1) жилой дом N 109
2) ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" - управляющая организация для дома N 109 (принимает теплоэнергию от МУП г. Азов "Теплоэнерго" по договору на вводе в дом)
3) МУП г. Азов "Теплоэнерго" - ресурсоснабжающая организация для дома N 109 (подает теплоэнергию от котельной ОАО "Азовский оптико-механический завод" до ввода в дом N 109 по используемым МУП трубам);
4) ОАО "Азовский оптико-механический завод" (вырабатывает теплоэнергию в котельной, подает ее в трубу МУП г. Азов "Теплоэнерго" по договору с этим МУП);
5) ООО "Ростоврегионгаз" (продает ОАО "Азовский оптико-механический завод" газ для котельной)
6) ООО "Межрегионгаз" (подает газ ООО "Ростоврегионгаз")
7) ОАО "Газпром" (продает газ ООО "Межрегионгаз")
И так далее.
Соответственно, в эту цепочку также включаются организации, транспортирующие газ по трубам: ООО "Ростовоблгаз" транспортирует по территории Ростовской области газ, покупаемый ООО "Ростоврегионгаз" у ООО "Межрегионгаз".
До Ростовской области газ, закупаемый ООО "Ростоврегионгаз" у ООО "Межрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" у ОАО "Газпром" транспортируется другими организациями
Соответственно, сбой в любом из звеньев указанной цепочки может привести к нарушению установленного п. 9 Правил режима отопления жилого дома N 109. В этом сбое может быть повинна каждая из организаций участников этой цепочки: ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и так далее
Однако, не каждая такая организация может быть привлечена Государственной жилищной инспекцией Ростовской области к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в качестве лица, ответственного за подачу коммунального ресурса жильцам дома N 109 по ул. по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области.
В данном случае квалифицирующим основанием для привлечения такой организации к административной ответственности буде являться вопрос о том, имеет ли организация обязанность по оказанию потребителям дома N 109 коммунальной услуги и является ли продаваемый организацией товар коммунальным ресурсом
В соответствии с п. 3 Правил холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо квалифицируются в качестве коммунального ресурса в том случае, если они используются для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях, то есть, для оказания коммунальной услуги.
Исходя из этого, из всей приведенной выше примерной цепочки, в силу п. 3 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, только для двух организаций поступающая в дом N 109 теплоэнергия является коммунальным ресурсом и только у двух организаций возникает обязанность по оказанию коммунальной услуги дому N 109: это исполнитель коммунальной услуги для дома N 109 - управляющая организация дома N 109 и ресурсоснабжающая организация для дома N 109 - МУП г. Азов "Теплоэнерго", которая обязалась поставить коммунальный ресурс для потребителей дома N 109 по договору с управляющей организацией.
Для всех других организаций в этой цепочке (ОАО "Азовский оптико-механический завод", ООО "Ростовоблгаз", ООО "Ростоврегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и другие организации) продаваемые ими энергоресурсы и услуги по их транспортировке и выработке являются товаром, не предназначенным непосредственно для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях дома N 109 и в других дома, что является квалифицирующим признаком коммунального ресурса.
Для этих газораспределительных и газоснабжающих организаций продаваемые ими энергоносители и услуги по их транспортировке и выработке энергии прямо не являются коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Они могут стать таковыми только в случае, если у этих организаций их приобретут исполнители коммунальной услуги или ресурсоснабжающие организации в том смысле, который им придается Правилам оказания коммунальных услуг. Однако, эти энергоносители и услуги по их транспортировке могут приобретаться и для промышленных целей. Например, общество покупает у ООО "Ростоврегионгаз" и для промышленных целей.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение режима обеспечения потребителей дома N 109 коммунальной услугой отопления ОАО "Азовский оптико-механический завод", ООО "Ростовоблгаз", ООО "Ростоврегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и других организаций, опосредованно задействованных в обеспечении отопления дома N 109.
Действия этих организаций, прямо или опосредованно способствовавшие прекращению отопления дома N 109, могли быть проверены на предмет их соответствия законодательству иными организациями. Например, антимонопольным органом на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым в том числе запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Кроме того, инспекция не представила в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих вину общества в прекращении отопления дома N 109.
Ссылка инспекции на то, что газ в котельную общества не подавался по причине наличия к него задолженности перед ООО "Ростоврегионгаз" документально не подтверждена и основана на объяснениях самого общества. Действительно ли эта задолженность имелась, или нет, каким образом она возникла (является ли общество злостным неплательщиком) документально не подтверждается.
Кроме того, если исходить из наличия задолженности общества перед ООО "Ростоврегионгаз" следует учесть, что в пояснениях о наличии задолженности, записанных в протоколе об административном правонарушении, общество ссылается на то, что вело переговоры с ООО "Ростоврегионгаз" относительно подачи газа без авансового платежа, что долг будет погашен в скором времени, так как в ноябре ожидаются субсидии (л.д. 24, оборот листа). Из договоров между обществом из ООО "Ростоврегионгаз" и между обществом и МУП г. Азов "Теплоэнерго" также следует, что общество обязалось оплачивать газ ООО "Ростоврегионгаз" авансом, а МУП г. Азов "Теплоэнерго" оплачивает поставляемую обществом теплоэнергию по факту ее потребления.
Кроме того, ООО "Ростоврегионгаз", прекращая подачу газа на котельную общества, от которой снабжается жилой дом N 109, также не могло не знать о том, что последствием этого действия будет прекращения отопления этого жилого дома.
Оценив все приведенные выше обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба инспекции отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.02.10 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2010 N 15АП-2464/2010 ПО ДЕЛУ N А53-31216/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. N 15АП-2464/2010
Дело N А53-31216/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 39455 вручено 15.03.10 г.)
от заинтересованного лица: главного специалист Копаневой Е.А. (доверенность N 1 от 11.01.10 г. сроком действия 1 год)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18 февраля 2010 г. по делу N А53-31216/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Азовский оптико-механический завод"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании постановления об административном правонарушении N 1152 от 12.11.09 г.
принятое в составе судьи Барановой Н.В.
установил:
открытое акционерное общество "Азовский оптико-механический завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 12.11.09 г. N 1152 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда от 18.02.10 г. заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку на обществе не лежит обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами. Общество не состоит в договорных отношениях с потребителями коммунальных услуг (жильцами дома N 109 по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области), непосредственно не оказывает этим жильцам услуги по горячему водоснабжению, не обслуживает внутридомовые инженерные системы их дома, с использованием которых жильцам дома предоставляются коммунальные услуги.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество правомерно привлечено у административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, так как отопление жилого дома N 109 по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области (далее - дом N 109) не было начато в установленный администрацией г. Азова срок по вине общества. Дом N 109 подключен к котельной, находящейся на балансе общества. Общество не включило котельную в установленный срок, так как на эту котельную не был подан газ обществом с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Ростоврегионгаз"). Газ не поступил в котельную по причине задолженности общества перед ООО "Ростоврегионгаз". Таким образом, дом N 109 не получил отопления по вине общества, которое нарушило требования п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены (далее - Правила N 307).
Общество в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда. Общество указывает, что оно не состоит в договорных отношениях с жильцами N 109 и управляющей компанией этого дома. Общество не поставляет коммунальный ресурс, а продает теплоэнергию МУП г. Азова"Теплоэнерго" по договору на отпуск и потребление тепловой энергии.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10 час. 40 мин. 13.04.10 г. до 18 час. 00 мин. 13.04.10 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте дате и времени его проведения извещено надлежащим образом. Представитель инспекции не возражала против проведения судебного разбирательства по жалобе без участия представителя общества. В связи с изложенным, руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, проводит судебное разбирательство по жалобе без участия представителя общества.
В судебном заседании представитель инспекции настаивала на отмене решения, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы.
На вопрос суда о том, какие нормы нарушило общество, не включив котельную, представитель инспекции ответила, что общество нарушило требования п. 9 Правил о бесперебойном снабжении потребителей коммунальным ресурсом - горячим водоснабжением и отоплением.
На вопрос суда о том, на основании чего инспекцией сделан вывод о том, что прекращение подачи газа на котельную произошло по вине общества, представитель инспекции сослалась на то, что общество указывало, что газ не подан на котельную ООО "Ростоврегионгаз" из-за задолженности общества перед этой организацией.
На вопрос суда о том, проверялся ли инспекцией до привлечения общества к административной ответственности вопрос о том, по каким причинам газ в действительности не был подан в котельную общества ООО "Ростоврегионгаз" - из-за задолженности общества, или по иным причинам, представитель инспекции ответила отрицательно.
На вопрос суда о том, было ли привлечено ООО "Ростоврегионгаз" инспекцией за прекращение подачи тепла в дом N 109 по ст. 7.23 КоАП РФ, представитель инспекции ответила отрицательно.
На вопрос суда о том, по каким причинам этого не было сделано, так как тепло не было подано в дом в связи с прекращением подачи газа ООО "Ростоврегионгаз" в котельную общества, представитель инспекции ответила, что прекращение подачи газа в котельную произошло по вине общества - из-за неоплаты им газа.
На вопрос суда о том, какие организации задействованы в обеспечении дома N 109 теплом, представитель инспекции ответила, что дом N 109 управляется управляющей компанией - ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1". Договор на горячее водоснабжение и отопление дома N 109 заключен названной управляющей организацией с МУП г. Азова Теплоэнерго. В свою очередь, МУП г. Азова "Теплоэнерго" получает теплоэнергию для исполнения указанного договора от общества по договору на поставку теплоэнергии. Теплоэнергия подается от находящейся на балансе общества котельной до дома N 109 по трубам, находящимся в пользовании МУП г. Азова "Теплоэнерго". В котельной общества теплоэнергия вырабатывается при помощи газа. Газ обществу поставляется ООО "Ростоврегионгаз" по договору. От кого газ получает ООО "Ростоврегионгаз", представитель инспекции не знает.
На вопрос суда о том, до каких пределов простираются полномочия инспекции по определению субъекта административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ и его привлечению к административной ответственности (т.е., ограничены ли эти полномочия инспекции участниками правоотношения по предоставлению коммунальной услуги (потребитель - исполнитель - ресурсоснабжающая организация), либо инспекция вправе привлечь к административной ответственности любую организацию, прямо или опосредованно задействованную в представлении потребителю коммунального ресурса, вплоть до собственника нефтяной вышки, из которой подается газ, при использовании которого потребитель обеспечивается отоплением), представитель инспекции ответить затруднилась.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя инспекции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.11.09 г. государственным жилищным инспектором Ростовской области проводилась проверка по обращению Бельмесовой, проживающей по адресу: ул. Севастопольская, д. 109 г. Азов, поступившего из Прокуратуры Ростовской области по вопросу нарушения ее жилищных прав в связи с отсутствием отопления и горячего водоснабжения.
Проверкой установлено, что обществом не обеспечено предоставление отопления и горячего водоснабжения, так как котельная, находящаяся на балансе общества, не работает по причине отсутствия газа. Отопительный сезон для жилищного фонда начат с 26.10.09 г.
Это обстоятельство квалифицировано сотрудником инспекции по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение обществом нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в бездействии, повлекшем нарушение бесперебойного представления коммунальных услуг по отоплению жильцам дома N 109 и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, что квалифицировано области.
30.10.09 г. по данному факту инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 16//1152 по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
12.11.09 г. заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области вынесено постановление N 1152 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, Обществу назначен штраф в размере 5000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным удовлетворение заявления общества судом первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по надлежащему обеспечению населения коммунальными услугами.
Таким образом, одним из квалифицирующих признаков правонарушения, состав которого приведен в диспозиции ст. 7.23 КоАП РФ, является сфера посягательства - обеспечение населения коммунальными услугами.
Нормативны обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Так, в соответствии с п. 3 Правил, "коммунальные услуги", за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения которыми населения ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность, это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В том же п. 3 Правил также даны определения понятий:
- - "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах;
- В соответствии с п. 3 Правил, участниками правоотношений по обеспечению населения этими коммунальными услугами являются:
1) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
2) "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- - бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- - бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- - бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима получения потребителями услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению лицами, на которых лежит обязанность по обеспечению потребителей этими коммунальными услугами.
Как следует из оспариваемого постановления инспекции, обществу вменяется в вину нарушение установленного п. 9 Правил нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению дома N 109, а именно: требование п. 9 Правил о бесперебойном отоплении жилых помещений дома N 109 в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ инспекция исходила из того, что на обществе лежит обязанность по обеспечению нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению этого дома.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства т ого, что обязанность по оказанию жильцам дома N 109 этой коммунальной услуги лежит на обществе.
В частности, как следует из материалов дела, дом N 109 управляется управляющей компанией ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1". Соответственно, в силу п. 3 Правил исполнителем коммунальной услуги отопления дома является ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1".
Договор на горячее водоснабжение и отопление дома N 109 заключен ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" с МУП г. Азова "Теплоэнерго". Соответственно, в силу п. 3 Правил, ресурсоснабжающей организацией в части коммунальной услуги по отоплению дома N 109 является МУП г. Азова "Теплоэнерго".
Таким образом, исходя из Правил оказания коммунальных услуг, участниками правоотношений по получению-оказанию коммунальной услуги по отоплению дома N 109 являются:
1) жильцы дома N 109 в качестве потребителей этой коммунальной услуги,
2) ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" в качестве исполнителя этой коммунальной услуги;
3) МУП г. Азова "Теплоэнерго" в качестве ресурсоснабжающей организации, задействованной в силу п. 3 Правил в оказании этой коммунальной услуги.
Общество не является ни исполнителем, ни ресурсоснабжающей организацией в отношении указанной коммунальной услуги.
Данная коммунальная услуга оказывается жильцам дома N 109 ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" и МУП г. Азова "Теплоэнерго".
В связи с этим, общество не может быть привлечено к административной ответственности по тс. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного режима обеспечения жильцов дома N 109 коммунальной услугой по отоплению этого дома.
У общества не имеется основанных на Правилах предоставления коммунальных услуг обязательств перед жильцами дома N 109 по обеспечению их коммунальными услугами, в том числе и по отоплению дома.
На этом основании общество не может нести административной ответственности именно за нарушение режима обеспечения коммунальными услугами жильцов дома N 109.
Одно лишь то обстоятельство, что общество задействовано в цепочке, по которой жильцы дома N 109 получают отопление, как на то ссылается инспекция, не является основанием для вывода о том, что общество должно нести ответственность перед жильцами этого дома по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение режима их обеспечения коммунальными ресурсами.
В частности, как следует из материалов дела, отопление дома N 109 обеспечивается по цепочке, выглядящей примерно следующим образом:
1) жилой дом N 109
2) ООО "Управляющая организация - ЖКХ-1" - управляющая организация для дома N 109 (принимает теплоэнергию от МУП г. Азов "Теплоэнерго" по договору на вводе в дом)
3) МУП г. Азов "Теплоэнерго" - ресурсоснабжающая организация для дома N 109 (подает теплоэнергию от котельной ОАО "Азовский оптико-механический завод" до ввода в дом N 109 по используемым МУП трубам);
4) ОАО "Азовский оптико-механический завод" (вырабатывает теплоэнергию в котельной, подает ее в трубу МУП г. Азов "Теплоэнерго" по договору с этим МУП);
5) ООО "Ростоврегионгаз" (продает ОАО "Азовский оптико-механический завод" газ для котельной)
6) ООО "Межрегионгаз" (подает газ ООО "Ростоврегионгаз")
7) ОАО "Газпром" (продает газ ООО "Межрегионгаз")
И так далее.
Соответственно, в эту цепочку также включаются организации, транспортирующие газ по трубам: ООО "Ростовоблгаз" транспортирует по территории Ростовской области газ, покупаемый ООО "Ростоврегионгаз" у ООО "Межрегионгаз".
До Ростовской области газ, закупаемый ООО "Ростоврегионгаз" у ООО "Межрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" у ОАО "Газпром" транспортируется другими организациями
Соответственно, сбой в любом из звеньев указанной цепочки может привести к нарушению установленного п. 9 Правил режима отопления жилого дома N 109. В этом сбое может быть повинна каждая из организаций участников этой цепочки: ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и так далее
Однако, не каждая такая организация может быть привлечена Государственной жилищной инспекцией Ростовской области к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в качестве лица, ответственного за подачу коммунального ресурса жильцам дома N 109 по ул. по ул. Севастопольская, г. Азова Ростовской области.
В данном случае квалифицирующим основанием для привлечения такой организации к административной ответственности буде являться вопрос о том, имеет ли организация обязанность по оказанию потребителям дома N 109 коммунальной услуги и является ли продаваемый организацией товар коммунальным ресурсом
В соответствии с п. 3 Правил холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо квалифицируются в качестве коммунального ресурса в том случае, если они используются для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях, то есть, для оказания коммунальной услуги.
Исходя из этого, из всей приведенной выше примерной цепочки, в силу п. 3 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, только для двух организаций поступающая в дом N 109 теплоэнергия является коммунальным ресурсом и только у двух организаций возникает обязанность по оказанию коммунальной услуги дому N 109: это исполнитель коммунальной услуги для дома N 109 - управляющая организация дома N 109 и ресурсоснабжающая организация для дома N 109 - МУП г. Азов "Теплоэнерго", которая обязалась поставить коммунальный ресурс для потребителей дома N 109 по договору с управляющей организацией.
Для всех других организаций в этой цепочке (ОАО "Азовский оптико-механический завод", ООО "Ростовоблгаз", ООО "Ростоврегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и другие организации) продаваемые ими энергоресурсы и услуги по их транспортировке и выработке являются товаром, не предназначенным непосредственно для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях дома N 109 и в других дома, что является квалифицирующим признаком коммунального ресурса.
Для этих газораспределительных и газоснабжающих организаций продаваемые ими энергоносители и услуги по их транспортировке и выработке энергии прямо не являются коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Они могут стать таковыми только в случае, если у этих организаций их приобретут исполнители коммунальной услуги или ресурсоснабжающие организации в том смысле, который им придается Правилам оказания коммунальных услуг. Однако, эти энергоносители и услуги по их транспортировке могут приобретаться и для промышленных целей. Например, общество покупает у ООО "Ростоврегионгаз" и для промышленных целей.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение режима обеспечения потребителей дома N 109 коммунальной услугой отопления ОАО "Азовский оптико-механический завод", ООО "Ростовоблгаз", ООО "Ростоврегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Ростовоблгаз" и других организаций, опосредованно задействованных в обеспечении отопления дома N 109.
Действия этих организаций, прямо или опосредованно способствовавшие прекращению отопления дома N 109, могли быть проверены на предмет их соответствия законодательству иными организациями. Например, антимонопольным органом на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым в том числе запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Кроме того, инспекция не представила в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих вину общества в прекращении отопления дома N 109.
Ссылка инспекции на то, что газ в котельную общества не подавался по причине наличия к него задолженности перед ООО "Ростоврегионгаз" документально не подтверждена и основана на объяснениях самого общества. Действительно ли эта задолженность имелась, или нет, каким образом она возникла (является ли общество злостным неплательщиком) документально не подтверждается.
Кроме того, если исходить из наличия задолженности общества перед ООО "Ростоврегионгаз" следует учесть, что в пояснениях о наличии задолженности, записанных в протоколе об административном правонарушении, общество ссылается на то, что вело переговоры с ООО "Ростоврегионгаз" относительно подачи газа без авансового платежа, что долг будет погашен в скором времени, так как в ноябре ожидаются субсидии (л.д. 24, оборот листа). Из договоров между обществом из ООО "Ростоврегионгаз" и между обществом и МУП г. Азов "Теплоэнерго" также следует, что общество обязалось оплачивать газ ООО "Ростоврегионгаз" авансом, а МУП г. Азов "Теплоэнерго" оплачивает поставляемую обществом теплоэнергию по факту ее потребления.
Кроме того, ООО "Ростоврегионгаз", прекращая подачу газа на котельную общества, от которой снабжается жилой дом N 109, также не могло не знать о том, что последствием этого действия будет прекращения отопления этого жилого дома.
Оценив все приведенные выше обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба инспекции отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.02.10 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)