Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Цирулик О.В.
Судей: Гребенщикова С.И., Яшкиной Е.К.
при участии
от ООО "Аварийно-восстановительная компания-2": представитель не явился
от МП "Единый информационно-расчетный центр": Величко В.И., представитель о доверенности от 05.11.2010 б/н
от ООО "Управление жильем": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания-2"
на решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011
по делу N А04-88/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дорощенко Г.А., в апелляционном суде судьи Дроздова В.Г., Иноземцев И.В., Малышева Л.Г.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания-2"
к муниципальному предприятию г.Благовещенска "Единый информационно-расчетный центр", обществу с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
об обязании совершить действия по передаче документов
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания - 2" (далее - ООО "АВК-2"; адрес (место нахождения): ул. Амурская, 279/1, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1072801009820) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному предприятию города Благовещенска "Единый информационно-расчетный центр" (далее по тексту - МП "ЕИРЦ"; адрес (место нахождения): ул. 50 лет Октября, 6/1, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1092801007221) о возложении обязанности передать документацию, предусмотренную Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, утвержденным Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, а именно: поквартирные карточки (форма 10 Регламента) и карточки регистрации по месту жительства (форма 9 Регламента) по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Благовещенск, переулок Релочный, 4.
Иск обоснован тем, что собственники помещений указанного многоквартирного дома решением от 25.02.2010 (пункт 13 протокола общего собрания N 1) поручили ООО "АВК-2" производить регистрацию граждан по месту жительства и хранить первичные регистрационные документы, для чего между ними заключен договор от 22.03.2010 N 197 на выполнение работ по техническому обслуживанию общего имущества. Для исполнения названных обязательств истцу необходима истребуемая у ответчика документация, предоставить которую он отказался. Поэтому заявленные требования следует удовлетворить на основании пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, статей 2, 3, 8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", а также Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208.
Определением суда от 07.02.2011 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управление жильем" (адрес (место нахождения): ул. Октябрьская, 190, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1082801009268).
Решением суда от 05.04.2011, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 без изменения, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированны тем, что истец не обладает полномочиями по ведению регистрационного учета граждан по месту жительства и такая деятельность не входит в предмет договора от 22.03.2010 N 197.
В кассационной жалобе ООО "АВК-2" просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводом арбитражных судов об отсутствии у истца права осуществлять регистрацию граждан. Считает, что судам надлежало руководствоваться статьями 421, 427, 431 ГК РФ и определить волю собственников помещений в многоквартирном доме, выраженную ими при заключении договора от 22.03.2010 N 197, в приложении к которому установлены стоимость услуг по учету и регистрации граждан. При этом полагает, что принятые по делу судебные акты затрагивают права собственников помещений, не привлеченных судами к участию в настоящем деле.
МП "ЕИРЦ" в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы. От ООО "Управление жильем" отзыв не поступил.
ООО "АВК-2" и ООО "Управление жильем" извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не обеспечили.
Представитель МП "ЕИРЦ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, пер. Релочный, 4, принято решение, оформленное протоколом от 25.02.2010 N 1:
- - о расторжении договора управления от 01.04.2009, заключенного с ООО "Домоуправление-1" в связи с окончанием срока его действия (вопрос N 4 повестки дня);
- - о выборе способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений (вопрос N 5);
- - об одобрении проекта договора на техническое обслуживание с ООО "АВК-2" по тарифу 8 руб. 84 коп. с 1 кв.м (вопрос N 9);
- - поручено ООО "АВК - 2" производить регистрацию по месту жительства и хранение поквартирных карточек формы N 10 и карточек регистрации по адресу ул. Амурская, 279/1 (вопрос N 13).
22.03.2010 между ООО "АВК"-2" (исполнитель) и собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме N 4 по пер. Релочному в г. Благовещенске Амурской области (потребители) заключен договор N 197 на выполнение работ по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, общей площадью 3674,3 кв.м, предметом которого является оказание исполнителем услуг по техническому обслуживанию (пункт 1.1 договора).
Перечень и периодичность работ, подлежащих выполнению ООО "АВК-2", по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, приведен в приложении N 1 к договору от 22.03.2010.
На основании указанных решения собственников и договора истец направил в адрес МП "ЕИРЦ" письмо от 05.05.2010 N 52, в котором предложил передать поквартирные карточки формы Т-10 и карточки регистрации в течение 10 дней.
Поскольку в установленный срок указанная документация МП "ЕИРЦ" передана не была, ООО "АВК-2" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Установив все значимые для дела обстоятельства и рассмотрев доводы ООО "АВК-2", положенные в основу иска, арбитражные суды обеих инстанций не выявили правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации) регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 к таким лицам отнесены: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Порядок регистрационного учета граждан также урегулирован Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.
По смыслу приведенных норм лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Арбитражные суды, исследовав условия договора от 22.03.2010, пришли к выводу о том, что ООО "АВК-2" не является управляющей компанией, а значит не вправе выполнять функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по указанному дому, поскольку такая деятельность не относится к услугам по техническом обслуживанию многоквартирного дома.
При этом Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 расширительному толкованию не подлежит. Непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме (их полномочный представитель) по вопросу передачи регистрационной документации к МП "ЕИРЦ" не обращались.
При таких обстоятельствах отказ в иске соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводом арбитражных судов об отсутствии у истца права осуществлять регистрацию граждан противоречат содержанию Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, и пункту 6 Административного регламента, поэтому подлежат отклонению.
Ссылка ООО "АВК-2" на наличие воли собственников помещений в многоквартирном доме, направленной на оказание истцом услуг по учету и регистрации граждан, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку передача собственниками функций по осуществлению регистрации прав граждан иному лицу, не наделенному на то полномочия в силу названных нормативных правовых актов (государственные услуги), не допускается законом.
Доводы о том, что принятыми по настоящему делу судебными актами затрагиваются права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно собственников помещений названного выше дома, материалами дела не подтверждаются. Как правильно указанно апелляционным судом в постановлении, в решении суда отсутствуют выводы относительно прав и обязанностей указанных лиц.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты, соответствующие нормам материального и процессуального права не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А04-88/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 01.09.2011 N Ф03-4239/2011 ПО ДЕЛУ N А04-88/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. N Ф03-4239/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Цирулик О.В.
Судей: Гребенщикова С.И., Яшкиной Е.К.
при участии
от ООО "Аварийно-восстановительная компания-2": представитель не явился
от МП "Единый информационно-расчетный центр": Величко В.И., представитель о доверенности от 05.11.2010 б/н
от ООО "Управление жильем": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания-2"
на решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011
по делу N А04-88/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дорощенко Г.А., в апелляционном суде судьи Дроздова В.Г., Иноземцев И.В., Малышева Л.Г.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания-2"
к муниципальному предприятию г.Благовещенска "Единый информационно-расчетный центр", обществу с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
об обязании совершить действия по передаче документов
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания - 2" (далее - ООО "АВК-2"; адрес (место нахождения): ул. Амурская, 279/1, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1072801009820) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному предприятию города Благовещенска "Единый информационно-расчетный центр" (далее по тексту - МП "ЕИРЦ"; адрес (место нахождения): ул. 50 лет Октября, 6/1, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1092801007221) о возложении обязанности передать документацию, предусмотренную Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, утвержденным Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, а именно: поквартирные карточки (форма 10 Регламента) и карточки регистрации по месту жительства (форма 9 Регламента) по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Благовещенск, переулок Релочный, 4.
Иск обоснован тем, что собственники помещений указанного многоквартирного дома решением от 25.02.2010 (пункт 13 протокола общего собрания N 1) поручили ООО "АВК-2" производить регистрацию граждан по месту жительства и хранить первичные регистрационные документы, для чего между ними заключен договор от 22.03.2010 N 197 на выполнение работ по техническому обслуживанию общего имущества. Для исполнения названных обязательств истцу необходима истребуемая у ответчика документация, предоставить которую он отказался. Поэтому заявленные требования следует удовлетворить на основании пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, статей 2, 3, 8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", а также Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208.
Определением суда от 07.02.2011 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управление жильем" (адрес (место нахождения): ул. Октябрьская, 190, г. Благовещенск, Амурская область, 675000; ОГРН 1082801009268).
Решением суда от 05.04.2011, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 без изменения, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированны тем, что истец не обладает полномочиями по ведению регистрационного учета граждан по месту жительства и такая деятельность не входит в предмет договора от 22.03.2010 N 197.
В кассационной жалобе ООО "АВК-2" просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводом арбитражных судов об отсутствии у истца права осуществлять регистрацию граждан. Считает, что судам надлежало руководствоваться статьями 421, 427, 431 ГК РФ и определить волю собственников помещений в многоквартирном доме, выраженную ими при заключении договора от 22.03.2010 N 197, в приложении к которому установлены стоимость услуг по учету и регистрации граждан. При этом полагает, что принятые по делу судебные акты затрагивают права собственников помещений, не привлеченных судами к участию в настоящем деле.
МП "ЕИРЦ" в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы. От ООО "Управление жильем" отзыв не поступил.
ООО "АВК-2" и ООО "Управление жильем" извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не обеспечили.
Представитель МП "ЕИРЦ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, пер. Релочный, 4, принято решение, оформленное протоколом от 25.02.2010 N 1:
- - о расторжении договора управления от 01.04.2009, заключенного с ООО "Домоуправление-1" в связи с окончанием срока его действия (вопрос N 4 повестки дня);
- - о выборе способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений (вопрос N 5);
- - об одобрении проекта договора на техническое обслуживание с ООО "АВК-2" по тарифу 8 руб. 84 коп. с 1 кв.м (вопрос N 9);
- - поручено ООО "АВК - 2" производить регистрацию по месту жительства и хранение поквартирных карточек формы N 10 и карточек регистрации по адресу ул. Амурская, 279/1 (вопрос N 13).
22.03.2010 между ООО "АВК"-2" (исполнитель) и собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме N 4 по пер. Релочному в г. Благовещенске Амурской области (потребители) заключен договор N 197 на выполнение работ по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, общей площадью 3674,3 кв.м, предметом которого является оказание исполнителем услуг по техническому обслуживанию (пункт 1.1 договора).
Перечень и периодичность работ, подлежащих выполнению ООО "АВК-2", по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, приведен в приложении N 1 к договору от 22.03.2010.
На основании указанных решения собственников и договора истец направил в адрес МП "ЕИРЦ" письмо от 05.05.2010 N 52, в котором предложил передать поквартирные карточки формы Т-10 и карточки регистрации в течение 10 дней.
Поскольку в установленный срок указанная документация МП "ЕИРЦ" передана не была, ООО "АВК-2" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Установив все значимые для дела обстоятельства и рассмотрев доводы ООО "АВК-2", положенные в основу иска, арбитражные суды обеих инстанций не выявили правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации) регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 к таким лицам отнесены: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Порядок регистрационного учета граждан также урегулирован Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.
По смыслу приведенных норм лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Арбитражные суды, исследовав условия договора от 22.03.2010, пришли к выводу о том, что ООО "АВК-2" не является управляющей компанией, а значит не вправе выполнять функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по указанному дому, поскольку такая деятельность не относится к услугам по техническом обслуживанию многоквартирного дома.
При этом Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 расширительному толкованию не подлежит. Непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме (их полномочный представитель) по вопросу передачи регистрационной документации к МП "ЕИРЦ" не обращались.
При таких обстоятельствах отказ в иске соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводом арбитражных судов об отсутствии у истца права осуществлять регистрацию граждан противоречат содержанию Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, и пункту 6 Административного регламента, поэтому подлежат отклонению.
Ссылка ООО "АВК-2" на наличие воли собственников помещений в многоквартирном доме, направленной на оказание истцом услуг по учету и регистрации граждан, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку передача собственниками функций по осуществлению регистрации прав граждан иному лицу, не наделенному на то полномочия в силу названных нормативных правовых актов (государственные услуги), не допускается законом.
Доводы о том, что принятыми по настоящему делу судебными актами затрагиваются права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно собственников помещений названного выше дома, материалами дела не подтверждаются. Как правильно указанно апелляционным судом в постановлении, в решении суда отсутствуют выводы относительно прав и обязанностей указанных лиц.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты, соответствующие нормам материального и процессуального права не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А04-88/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.Цирулик
О.В.Цирулик
Судьи
С.И.Гребенщиков
Е.К.Яшкина
С.И.Гребенщиков
Е.К.Яшкина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)