Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2010 N 09АП-7770/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А40-76260/09-55-648

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. N 09АП-7770/2010-ГК

Дело N А40-76260/09-55-648

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Банина И.Н.
Судей Семикиной О.Н., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснокаменские Энергосети" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2009 по делу N А40-76260/09-55-648, принятое судьей Ахмадовой Т.Б.,
по иску ООО "Краснокаменские Энергосети" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с участием ФЭУ Администрации Курагинского района и Департамента финансов Администрации Красноярского края в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 695 323, 02 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: неявка, извещен
- от ответчика: Нечаев М.В. удостоверение 3422, по доверенности от 31.12.2009 N 01-06-08/181;
- от третьих лиц: неявка, извещены
установил:

ООО "Краснокаменские Энергосети" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской федерации в лице Министерства финансов РФ с требованием о взыскании 695 323 руб. 02 коп. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам на основании Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании".
Решением суда от 22.12.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" педагогическим работникам предоставляется льгота в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением (то есть благоустроенного), а не льгота по оплате коммунальных услуг.
ООО "Краснокаменские Энергосети" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы о том, что льготы, направленные на обеспечение педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, предоставлены федеральным законом, не содержащим при этом указание за счет средств какого бюджета оплачивается предоставление этих льгот, и возмещение этих льгот производится за счет средств федерального бюджета.
Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении от 09.04.2002 N 68-О, в соответствии с которой если в законе не содержится указания, за счет каких средств обеспечивается предоставление льгот, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений взыскание должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Ответчик, третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, выслушав представителя ответчика, возражавшего против доводов и требований апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что истец оказывает жильцам поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края коммунальные услуги. В жилых помещениях указанного населенного пункта проживают педагогические работники образовательных учреждений.




Абзацем 3 пункта 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, истец не взимал плату за отопление и работы по содержанию и ремонту жилого дома с жильцов поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края.
В период с 01.01.2007 по 01.05.2009 денежные средства за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам в сумме 695 323 руб. 02 коп. истцу не возмещены, в связи с чем, он обратился с настоящим иском о взыскании убытков за счет казны РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги:
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том: числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 3. 8 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии по оплате коммунальных услуг предоставляются органом: местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, на основании заявлений, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств наличия у педагогических работников образовательных учреждений, являющихся жильцами поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края льгот по оплате коммунальных услуг, в соответствии с которыми они полностью освобождены от уплаты коммунальных платежей, в том числе отопления и освещения.
Из буквального толкования абз. 3 п. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" следует, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. право на жилую площадь, содержащую коммунальные удобства в виде центрального отопления и освещения.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), т.е. содержащее в том числе, водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" педагогическим работникам предоставляется льгота в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, а не льгота по оплате коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что полномочия, не отнесенные ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в силу п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ являются расходными обязательствами РФ.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита и социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999 (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочих, решение вопросов социальной поддержки.
Не позднее 01.01.2005 субъекты Российской Федерации своими актами должны установить размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 N 13-2804 педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 N 13-2804 финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных этим законом, является расходным обязательством Красноярского края.
Таким образом, надлежащим ответчиком является субъект Российской Федерации - Красноярский край, в связи с чем, ссылка истца на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении от 09.04.2002 N 68-О, является несостоятельной, так как в Законе Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 N 13-2804 содержится указание на финансирование оспариваемых расходов за счет средств местного бюджета.
Суд апелляционной инстанции считает, что в целях единства правоприменительной практики следует учитывать существующую судебную практику по аналогичным вопросам, касающимся бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением отдельным категориям граждан.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.07.2009 N 4910/09, на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставить участковым уполномоченным милиции льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением (то есть благоустроенного), а не льготу по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2009 года по делу N А40-76260/09-55-648 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Краснокаменские Энергосети" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
И.Н.БАНИН
Судьи:
О.Н.СЕМИКИНА
Л.А.ЯРЕМЧУК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)