Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Зимина Е.В.
при участии
- от товарищества собственников жилья "Толстовцы" - Лазаренко Е.Н., председатель правления, протокол от 06.12.2010 N 06/12/10;
- от администрации города Владивостока - Бадаева А.В., главный специалист I разряда правового управления по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5346;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 12.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011
по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голоузова О.В., в суде апелляционной инстанции судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
По заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к администрации города Владивостока
о признании незаконным бездействия
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - ТСЖ "Толстовцы"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - администрация), выразившегося в непроставлении на платежных поручениях отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов NN 38, 40, 42 и 44 по ул.Льва Толстого в г.Владивостоке.
От требования об обязании проставить на платежных поручениях отметки о согласовании заявитель отказался, отказ принят судом и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в данной части прекращено.
Решением суда от 12.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу, что бездействие со стороны администрации г.Владивостока не нашло подтверждения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суды не установили все имеющие значение для дела обстоятельства, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заявитель жалобы указывает также на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности: статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), статей 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 166, 167, 168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация в отзыве и ее представитель в суде кассационной инстанции против отмены обжалуемых судебных актов возражают, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 20.04.2011.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Как установлено судами из материалов дела, ТСЖ "Толстовцы" создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г.Владивосток, ул.Льва Толстого, дома NN 38, 40, 42 и 44, и 17.03.2008 зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство 25 N 002959874).
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы. Данным муниципальным образованием, в свою очередь, разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г.Владивостока от 06.04.2010 N 359). Указанные выше дома включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
Постановлением главы г.Владивостока от 12.12.2008 N 763 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилым, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок предоставления субсидий; постановление N 763).
Суды установили, что заявитель 13.08.2010, 17.08.2010, 23.08.2010 во исполнение указанного Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 12.12.2008 N 763 (с изменениями), а также ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год", утвержденной постановлением главы г.Владивостока от 06.04.2010 N 359 (далее - Программа), представил в управление содержания жилищного фонда администрации г.Владивостока (далее - управление) пакет документов, в числе которых платежные поручения на оплату авансовых платежей подрядным организациям для визирования. Управление, как следует из материалов дела, письмами от 24.08.2010 NN 21287сп, 21286сп, 21285сп и 21288сп отказало в согласовании документов, указав на наличие недостатков. Устранив недостатки, ТСЖ 26.08.2010 повторно передало документы в управление, которым 01.09.2010 названные выше платежные поручения были согласованы.
Заявитель, полагая, что управление неправомерно требовало представление документов, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ для получения денежных средств, выделенных товариществу на капитальный ремонт домов, а также бездействовало, отказывая в согласовании платежных документов, обратился в арбитражный суд.
Рассматривая заявление ТСЖ "Толстовцы" и проверяя изложенные в нем доводы, а также возражения администрации, суд признал, что последняя не допустила бездействие, напротив, действовала в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением требований названных выше постановлений главы администрации г.Владивостока N 763 и N 359 и условий дополнительных соглашений от 12.07.2010 к договорам банковского счета.
С выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд, рассматривающий дело по жалобе заявителя по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды руководствовались положениями статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, статей 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлений NN 763, 359.
Однако суды не учли следующее.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 2 этого же Закона предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Кроме того, указанный Федеральный закон устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого Федерального закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств, уведомить ТСЖ, в отношении которых такое решение принято. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 consultantplus://offline/main?base=LAW;n=109042;fld=134;dst=100270 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищества собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта, указанный Закон не содержит.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ требований, исходили из утвержденной постановлением главы г.Владивостока N 359 Программы и разработанного механизма ее реализации, предусматривающего согласование управлением содержания жилищного фонда администрации платежных документов на оплату выполненных работ. Кроме того, суды сослались на Порядок предоставления субсидий (постановление N 763), пунктом 5 которого рекомендовано представлять проект договора с подрядчиком на капитальный ремонт многоквартирного дома, а пунктом 13 - установлена обязанность получателей субсидии представлять по запросам органа местного самоуправления, органа исполнительной власти Приморского края дополнительную информацию, документацию, справки, материалы по вопросам, подлежащим анализу.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом арбитражный суд, исходя из положений части 2 статьи 13 АПК РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Между тем, суды, разрешая спор, не проверили доводы заявителя и не исследовали с соблюдением требований статей 71, 198 АПК РФ вопрос о правомочности администрации устанавливать и требовать представления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185 - ФЗ, документов и согласований.
Судебные акты в нарушение статей 170, 271 АПК РФ, кроме того, не содержат мотивы, по которым отклонены доводы ТСЖ "Толстовцы" относительно дополнительных соглашений к договорам банковских счетов, заключенных между заявителем, банком и администрацией, которая не является стороной указанных договоров, а также о неприменении положений статей 167, 168 и пункта 3 статьи 845 Гражданского кодекса РФ.
Невыполнение судом первой инстанции требований процессуального законодательства привело к нарушению прав и гарантий сторон, несоблюдению правил о доказательствах и доказыванию в арбитражном процессе, а также неустановлению объема подлежащих исследованию юридически значимых по делу обстоятельств и их неисследованности, что могло привести к принятию неправильного решения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения при рассмотрении дела в апелляционном порядке не устранены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела необходимо устранить отмеченные нарушения, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и, с учетом установленного разрешить возникшие спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.11.2010 в части отказа в удовлетворении заявления ТСЖ "Толстовцы", постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2011 N Ф03-1262/2011 ПО ДЕЛУ N А51-13593/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2011 г. N Ф03-1262/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Зимина Е.В.
при участии
- от товарищества собственников жилья "Толстовцы" - Лазаренко Е.Н., председатель правления, протокол от 06.12.2010 N 06/12/10;
- от администрации города Владивостока - Бадаева А.В., главный специалист I разряда правового управления по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5346;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 12.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011
по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голоузова О.В., в суде апелляционной инстанции судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
По заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к администрации города Владивостока
о признании незаконным бездействия
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - ТСЖ "Толстовцы"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - администрация), выразившегося в непроставлении на платежных поручениях отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов NN 38, 40, 42 и 44 по ул.Льва Толстого в г.Владивостоке.
От требования об обязании проставить на платежных поручениях отметки о согласовании заявитель отказался, отказ принят судом и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в данной части прекращено.
Решением суда от 12.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу, что бездействие со стороны администрации г.Владивостока не нашло подтверждения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суды не установили все имеющие значение для дела обстоятельства, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заявитель жалобы указывает также на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности: статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), статей 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 166, 167, 168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация в отзыве и ее представитель в суде кассационной инстанции против отмены обжалуемых судебных актов возражают, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 20.04.2011.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Как установлено судами из материалов дела, ТСЖ "Толстовцы" создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г.Владивосток, ул.Льва Толстого, дома NN 38, 40, 42 и 44, и 17.03.2008 зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство 25 N 002959874).
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы. Данным муниципальным образованием, в свою очередь, разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г.Владивостока от 06.04.2010 N 359). Указанные выше дома включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
Постановлением главы г.Владивостока от 12.12.2008 N 763 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилым, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок предоставления субсидий; постановление N 763).
Суды установили, что заявитель 13.08.2010, 17.08.2010, 23.08.2010 во исполнение указанного Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 12.12.2008 N 763 (с изменениями), а также ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год", утвержденной постановлением главы г.Владивостока от 06.04.2010 N 359 (далее - Программа), представил в управление содержания жилищного фонда администрации г.Владивостока (далее - управление) пакет документов, в числе которых платежные поручения на оплату авансовых платежей подрядным организациям для визирования. Управление, как следует из материалов дела, письмами от 24.08.2010 NN 21287сп, 21286сп, 21285сп и 21288сп отказало в согласовании документов, указав на наличие недостатков. Устранив недостатки, ТСЖ 26.08.2010 повторно передало документы в управление, которым 01.09.2010 названные выше платежные поручения были согласованы.
Заявитель, полагая, что управление неправомерно требовало представление документов, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ для получения денежных средств, выделенных товариществу на капитальный ремонт домов, а также бездействовало, отказывая в согласовании платежных документов, обратился в арбитражный суд.
Рассматривая заявление ТСЖ "Толстовцы" и проверяя изложенные в нем доводы, а также возражения администрации, суд признал, что последняя не допустила бездействие, напротив, действовала в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением требований названных выше постановлений главы администрации г.Владивостока N 763 и N 359 и условий дополнительных соглашений от 12.07.2010 к договорам банковского счета.
С выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд, рассматривающий дело по жалобе заявителя по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды руководствовались положениями статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, статей 16, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлений NN 763, 359.
Однако суды не учли следующее.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 2 этого же Закона предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Кроме того, указанный Федеральный закон устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого Федерального закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств, уведомить ТСЖ, в отношении которых такое решение принято. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 consultantplus://offline/main?base=LAW;n=109042;fld=134;dst=100270 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищества собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта, указанный Закон не содержит.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных ТСЖ требований, исходили из утвержденной постановлением главы г.Владивостока N 359 Программы и разработанного механизма ее реализации, предусматривающего согласование управлением содержания жилищного фонда администрации платежных документов на оплату выполненных работ. Кроме того, суды сослались на Порядок предоставления субсидий (постановление N 763), пунктом 5 которого рекомендовано представлять проект договора с подрядчиком на капитальный ремонт многоквартирного дома, а пунктом 13 - установлена обязанность получателей субсидии представлять по запросам органа местного самоуправления, органа исполнительной власти Приморского края дополнительную информацию, документацию, справки, материалы по вопросам, подлежащим анализу.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом арбитражный суд, исходя из положений части 2 статьи 13 АПК РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Между тем, суды, разрешая спор, не проверили доводы заявителя и не исследовали с соблюдением требований статей 71, 198 АПК РФ вопрос о правомочности администрации устанавливать и требовать представления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185 - ФЗ, документов и согласований.
Судебные акты в нарушение статей 170, 271 АПК РФ, кроме того, не содержат мотивы, по которым отклонены доводы ТСЖ "Толстовцы" относительно дополнительных соглашений к договорам банковских счетов, заключенных между заявителем, банком и администрацией, которая не является стороной указанных договоров, а также о неприменении положений статей 167, 168 и пункта 3 статьи 845 Гражданского кодекса РФ.
Невыполнение судом первой инстанции требований процессуального законодательства привело к нарушению прав и гарантий сторон, несоблюдению правил о доказательствах и доказыванию в арбитражном процессе, а также неустановлению объема подлежащих исследованию юридически значимых по делу обстоятельств и их неисследованности, что могло привести к принятию неправильного решения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения при рассмотрении дела в апелляционном порядке не устранены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела необходимо устранить отмеченные нарушения, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и, с учетом установленного разрешить возникшие спорные правоотношения, а также вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.11.2010 в части отказа в удовлетворении заявления ТСЖ "Толстовцы", постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Кургузова Л.К.
Кургузова Л.К.
Судьи:
Котикова Г.В.
Зимин Е.В.
Котикова Г.В.
Зимин Е.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)