Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "19" мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" мая 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (истца) - Божко О.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2010, Тишевских К.В., представителя по доверенности от 26.05.2009,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ответчика) - Митина С.С., представителя по доверенности от 24.12.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" февраля 2010 года по делу N А33-14454/2008, принятое судьей Григорьевой М.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - ОАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (далее - ООО УК "Жилкомресурс") о взыскании 422 075 рублей 69 копеек долга.
Определением от 04 февраля 2009 года принято ходатайство истца об уточнении основания иска и увеличении суммы иска, в котором истец просил взыскать с ответчика сумму задолженности за потребленную электроэнергию за период с января по декабрь 2008 года по договору электроснабжения от 01.10.2007 N 6128 в размере 6 340 629 рублей 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 апреля 2009 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2009 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 октября 2009 года судебные акты суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований 4 049 278 рублей 70 копеек. Уменьшение суммы иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 февраля 2010 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ООО УК "Жилкомресурс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно определено количество потребленной электрической энергии исходя из мощности электроустановок и часов их работы. ООО УК "Жилкомресурс" указывает, что электрическая энергия приобреталась ответчиком для оказания коммунальных услуг населению (освещение мест общего пользования в многоквартирных жилых домах), в связи с чем в силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество потребленной электроэнергии должно определяться по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления, установленным уполномоченным органом. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, равно как и отсутствие норматива потребления электрической энергии местами общего пользования в многоквартирных жилых домах, не влияет на порядок определения количества потребленной коммунальной услуги, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации. По мнению заявителя, условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства и не могут применяться для проведения расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден, приборы учета электрической энергии установлены не были, количество отпущенной электрической энергии определено истцом расчетным путем на основании пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель истца также пояснил, что показания приборов учета за спорный период ответчиком не предоставлялись, оплата потребленной электрической энергии не производилась.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
01.10.2007 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Жилкомресурс" заключен договор на электроснабжение N 6128 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а ООО УК "Жилкомресурс" - принимать и оплачивать потребляемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 2.1 Договора гарантирующий поставщик подает электроэнергию в точки поставки ООО УК "Жилкомресурс" в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализаций (приложение N 1) и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 6.2 Договора предусмотрено, что учет отпущенной и потребленной электроэнергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 7.1 Договора расчетным периодом является месяц. Окончательный расчет за производится ООО УК "Жилкомресурс" до 10 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое потребление электроэнергии, определенное на основании показаний приборов учета или согласованным в данном договоре расчетным способом (пункты 7.3 - 7.6),.
В соответствии с пунктом 7.3 Договора в случае непредоставления ООО УК "Жилкомресурс" сведений о расходе электрической энергии расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие расчетные периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета (пункт 7.4 Договора).
В случае истечения срока государственной проверки расчетных приборов учета и иных элементов измерительных комплексов, определенного на основании паспортных данных вышеуказанных устройств либо установленного органами федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или несоответствия приборов учета и иных элементов измерительных комплексов требованиям, установленным действующей нормативно-технической документацией, расчет с даты истечения срока поверки будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета (пункт 7.5 Договора).
Срок действия договора установлен с 01.05.2007 по 31.12.2007 (пункт 10.2 Договора).
В период с января по декабрь 2008 года истец осуществлял поставку электроэнергии в жилые дома, управление которыми осуществлялось ответчиком.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами в отношении домов, заключенные между ООО УК "Жилкомресурс" и собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в расчете от 19.11.2009.
Согласно пункту 1.1 указанных договоров предметом договоров является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Перечень услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых управляющей организацией, включает в том числе электроснабжение общего имущества.
Согласно имеющимся в материалах дела актов, составленными инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанными представителями ООО УК "Жилкомресурс", общеквартирный учет электроэнергии отсутствует, расчеты населения за потребляемую электроэнергию лампами общего пользования не производятся. В соответствии с приложением N 3 к договору N 6128 определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УК "Жилкомресурс". Сведения о нагрузках не оспорены ответчиком.
Неисполнение управляющей организацией обязательств по оплате электрической энергии за места общего пользования послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как усматривается из материалов дела, отношения сторон возникли из договора энергоснабжения и регламентированы параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Данная норма является императивной и подлежит обязательному исполнению участниками гражданских правоотношений при совершении подобных сделок.
На основании пункта 10.2 договора от 01.10.2007 N 6128 стороны определили его срок действия с 01.05.2007 по 31.12.2007. О прекращении договорных отношений до истечения указанного срока ни гарантирующий поставщик, ни ООО УК "Жилкомресурс" не заявляли.
По окончании срока действия договора истец продолжал отпускать электрическую энергию на объекты ответчика.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на электроснабжение 01.10.2007 N 6128 считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 2.1 Устава ответчик - ООО УК "Жилкомресурс" - является управляющей компанией, целями деятельности которой является удовлетворение потребностей населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда на территории города Красноярска, а так же извлечение прибыли.
Как усматривается из материалов дела, собственники жилых помещений многоквартирных домов, указанных в расчете от 19.11.2009, выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Жилкомресурс". Собственниками помещений домов заключены с ответчиком договоры управления, предметом которых является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В перечень услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых управляющей организацией, включено в том числе электроснабжение общего имущества.
Таким образом, электрическая энергия приобреталась ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги (для электроснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов).
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Таким образом, оплата энергии, поставляемой для электроснабжения мест общего имущества многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией (в данном случае ответчиком), с учетом положений пункта 2 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа (энергоснабжение) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Указанные Правила вступили в законную силу с 01.09.2006
Согласно пунктам 89, 91 Правил N 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, приборы учета в части спорных многоквартирных домов не установлены, сведения о показаниях приборов учета электрической энергии в домах, оборудованных приборами учета, ответчиком истцу не предоставлялись.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что количество потребленной электрической энергии должно определяться исходя из нормативов, установленных органами местного самоуправления.
Согласно письму департамента от 15.02.2008 N 02/715-гх в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались (т. 7, л.д. 3-4).
Вместе с тем, невключение в норматив расходов на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, не освобождает управляющую компанию от оплаты электроэнергии, потребленной такими приборами.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Поскольку общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, отсутствовали, в спорный период не включали суд первой инстанции обоснованно признал правомерным определение количества потребленной электроэнергии расчетным методом исходя из мощности, установленной в приложении N 3 к договору N 6128, и в соответствии с пунктами 7.4 договора N 6128.
Стоимость отпущенной электроэнергии рассчитана в соответствии с действующими в спорный период тарифами на электрическую энергию для потребителей ОАО "Красноярскэнергосбыт", утвержденными постановлением Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю от 04.12.2007 N 2721.
Согласно расчету истца стоимость электроэнергии, отпущенной ответчику в спорный период, составила 4 049 278 рублей.
Расчет стоимости потребленной электрической энергии составлен верно. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства и не могут применяться для проведения расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, отклоняются судом. Так, пункт 20 Правил N 307 допускает определение количества электроэнергии расчетным путем исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" февраля 2010 года по делу N А33-14454/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2010 ПО ДЕЛУ N А33-14454/2008
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. по делу N А33-14454/2008
Резолютивная часть постановления объявлена "19" мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" мая 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (истца) - Божко О.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2010, Тишевских К.В., представителя по доверенности от 26.05.2009,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ответчика) - Митина С.С., представителя по доверенности от 24.12.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" февраля 2010 года по делу N А33-14454/2008, принятое судьей Григорьевой М.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - ОАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района города Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (далее - ООО УК "Жилкомресурс") о взыскании 422 075 рублей 69 копеек долга.
Определением от 04 февраля 2009 года принято ходатайство истца об уточнении основания иска и увеличении суммы иска, в котором истец просил взыскать с ответчика сумму задолженности за потребленную электроэнергию за период с января по декабрь 2008 года по договору электроснабжения от 01.10.2007 N 6128 в размере 6 340 629 рублей 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 апреля 2009 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2009 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 октября 2009 года судебные акты суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований 4 049 278 рублей 70 копеек. Уменьшение суммы иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 февраля 2010 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ООО УК "Жилкомресурс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно определено количество потребленной электрической энергии исходя из мощности электроустановок и часов их работы. ООО УК "Жилкомресурс" указывает, что электрическая энергия приобреталась ответчиком для оказания коммунальных услуг населению (освещение мест общего пользования в многоквартирных жилых домах), в связи с чем в силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество потребленной электроэнергии должно определяться по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления, установленным уполномоченным органом. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, равно как и отсутствие норматива потребления электрической энергии местами общего пользования в многоквартирных жилых домах, не влияет на порядок определения количества потребленной коммунальной услуги, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации. По мнению заявителя, условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства и не могут применяться для проведения расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден, приборы учета электрической энергии установлены не были, количество отпущенной электрической энергии определено истцом расчетным путем на основании пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель истца также пояснил, что показания приборов учета за спорный период ответчиком не предоставлялись, оплата потребленной электрической энергии не производилась.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
01.10.2007 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Жилкомресурс" заключен договор на электроснабжение N 6128 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а ООО УК "Жилкомресурс" - принимать и оплачивать потребляемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 2.1 Договора гарантирующий поставщик подает электроэнергию в точки поставки ООО УК "Жилкомресурс" в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализаций (приложение N 1) и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 6.2 Договора предусмотрено, что учет отпущенной и потребленной электроэнергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 7.1 Договора расчетным периодом является месяц. Окончательный расчет за производится ООО УК "Жилкомресурс" до 10 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое потребление электроэнергии, определенное на основании показаний приборов учета или согласованным в данном договоре расчетным способом (пункты 7.3 - 7.6),.
В соответствии с пунктом 7.3 Договора в случае непредоставления ООО УК "Жилкомресурс" сведений о расходе электрической энергии расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие расчетные периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета (пункт 7.4 Договора).
В случае истечения срока государственной проверки расчетных приборов учета и иных элементов измерительных комплексов, определенного на основании паспортных данных вышеуказанных устройств либо установленного органами федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или несоответствия приборов учета и иных элементов измерительных комплексов требованиям, установленным действующей нормативно-технической документацией, расчет с даты истечения срока поверки будет производиться как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета (пункт 7.5 Договора).
Срок действия договора установлен с 01.05.2007 по 31.12.2007 (пункт 10.2 Договора).
В период с января по декабрь 2008 года истец осуществлял поставку электроэнергии в жилые дома, управление которыми осуществлялось ответчиком.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами в отношении домов, заключенные между ООО УК "Жилкомресурс" и собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в расчете от 19.11.2009.
Согласно пункту 1.1 указанных договоров предметом договоров является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Перечень услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых управляющей организацией, включает в том числе электроснабжение общего имущества.
Согласно имеющимся в материалах дела актов, составленными инспекторами ОАО "Красноярскэнергосбыт" и подписанными представителями ООО УК "Жилкомресурс", общеквартирный учет электроэнергии отсутствует, расчеты населения за потребляемую электроэнергию лампами общего пользования не производятся. В соответствии с приложением N 3 к договору N 6128 определены нагрузки по местам общего пользования в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УК "Жилкомресурс". Сведения о нагрузках не оспорены ответчиком.
Неисполнение управляющей организацией обязательств по оплате электрической энергии за места общего пользования послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как усматривается из материалов дела, отношения сторон возникли из договора энергоснабжения и регламентированы параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Данная норма является императивной и подлежит обязательному исполнению участниками гражданских правоотношений при совершении подобных сделок.
На основании пункта 10.2 договора от 01.10.2007 N 6128 стороны определили его срок действия с 01.05.2007 по 31.12.2007. О прекращении договорных отношений до истечения указанного срока ни гарантирующий поставщик, ни ООО УК "Жилкомресурс" не заявляли.
По окончании срока действия договора истец продолжал отпускать электрическую энергию на объекты ответчика.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на электроснабжение 01.10.2007 N 6128 считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 2.1 Устава ответчик - ООО УК "Жилкомресурс" - является управляющей компанией, целями деятельности которой является удовлетворение потребностей населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда на территории города Красноярска, а так же извлечение прибыли.
Как усматривается из материалов дела, собственники жилых помещений многоквартирных домов, указанных в расчете от 19.11.2009, выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Жилкомресурс". Собственниками помещений домов заключены с ответчиком договоры управления, предметом которых является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В перечень услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых управляющей организацией, включено в том числе электроснабжение общего имущества.
Таким образом, электрическая энергия приобреталась ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги (для электроснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов).
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя в том числе и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Таким образом, оплата энергии, поставляемой для электроснабжения мест общего имущества многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией (в данном случае ответчиком), с учетом положений пункта 2 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа (энергоснабжение) применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Указанные Правила вступили в законную силу с 01.09.2006
Согласно пунктам 89, 91 Правил N 530, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, приборы учета в части спорных многоквартирных домов не установлены, сведения о показаниях приборов учета электрической энергии в домах, оборудованных приборами учета, ответчиком истцу не предоставлялись.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что количество потребленной электрической энергии должно определяться исходя из нормативов, установленных органами местного самоуправления.
Согласно письму департамента от 15.02.2008 N 02/715-гх в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались (т. 7, л.д. 3-4).
Вместе с тем, невключение в норматив расходов на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, не освобождает управляющую компанию от оплаты электроэнергии, потребленной такими приборами.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Поскольку общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, отсутствовали, в спорный период не включали суд первой инстанции обоснованно признал правомерным определение количества потребленной электроэнергии расчетным методом исходя из мощности, установленной в приложении N 3 к договору N 6128, и в соответствии с пунктами 7.4 договора N 6128.
Стоимость отпущенной электроэнергии рассчитана в соответствии с действующими в спорный период тарифами на электрическую энергию для потребителей ОАО "Красноярскэнергосбыт", утвержденными постановлением Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю от 04.12.2007 N 2721.
Согласно расчету истца стоимость электроэнергии, отпущенной ответчику в спорный период, составила 4 049 278 рублей.
Расчет стоимости потребленной электрической энергии составлен верно. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства и не могут применяться для проведения расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, отклоняются судом. Так, пункт 20 Правил N 307 допускает определение количества электроэнергии расчетным путем исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" февраля 2010 года по делу N А33-14454/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.КИРИЛЛОВА
Н.А.КИРИЛЛОВА
Судьи:
А.Н.БАБЕНКО
О.В.МАГДА
А.Н.БАБЕНКО
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)