Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Маховой Ю.В.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от истца Белова Е.В. по доверенности от 30.12.2011 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2011 года по делу N А66-2838/2011 (судья Куров О.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в ходатайстве от 18.10.2011, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, далее - Компания) о взыскании 912 455 руб. 54 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в феврале 2011 года, 114 316 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными в период с 18.03.2011 по 18.10.2011.
Решением суда от 26 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано, кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6125 руб. 98 коп.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалобу обосновывает тем, что суд необоснованно исключил из выставленных к оплате ответчиком счетов-фактур суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и отнес их в счет погашения основного долга за тепловую энергию, поставленную в феврале 2011 года. Судом не был исследован вопрос о включении в утвержденный тариф сумм НДС. По мнению подателя жалобы, предъявление ответчику счетов-фактур, исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, является законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Компания о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Общество в феврале 2011 года поставило тепловую энергию потребителям Компании и выставило к оплате счета от 28.02.2011 N 179, от 28.02.2011 N 180, счета-фактуры от 28.02.2011 N 00000176, от 28.02.2011 N 00000177, акты от 28.02.2011 N 30000175, от 28.02.2011 N 30000176 всего на сумму 4 322 443 руб. 85 коп.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по оплате фактически потребленной тепловой энергии в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
С учетом уменьшения исковых требований в связи с оплатой ответчиком части долга, истец просил взыскать с ответчика 912 445 руб. 54 коп. задолженности за февраль 2011 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказал, приняв доводы ответчика о необоснованном увеличении стоимости теплоэнергии, поставленной в период с декабря 2010 года по февраль 2011 года, на сумму НДС 18%.
Апелляционная инстанция с выводами суда не может согласиться по следующим основаниям.
Как видно из дела, ответчик является управляющей организацией и получает услуги по теплоснабжению для целей предоставления соответствующей коммунальной услуги гражданам.
Договор сторонами заключен не был, однако факт поставки тепловой энергии потребителям, обслуживание которых осуществляет ответчик, им не оспаривается.
Разногласия относительно объемов потребленных ресурсов и оказанных услуг между истцом и ответчиком отсутствуют.
Вместе с тем, спор возник относительно оплаты НДС, включенного в предъявленные ответчику счета-фактуры. Ответчик считает, что он, как управляющая компания, должен производить расчет с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному для населения без НДС.
Суд апелляционной инстанции с указанной позицией ответчика согласиться не может.
Поскольку истец поставил тепловую энергию на объекты ответчика, у последнего в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возникла обязанность оплатить истцу стоимость полученной тепловой энергии, а у истца - право требовать этой оплаты.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из статей 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт поставки тепловой энергии в феврале 2011 года на объекты, находящиеся в управлении ответчика, подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 3 Правил N 307 определено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов признается ресурсоснабжающей организацией; под потребителем при этом понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (население).
Поскольку ответчик вне договорных отношений приобретает у истца (ресурсоснабжающей организации) коммунальные услуги по отпуску тепловой энергии в интересах граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, по своему правовому положению он является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, к отношениям сторон применяются Правила N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Материалами дела подтверждается, что в феврале 2011 года Общество поставило Компании тепловую энергию, которая не была оплачена последним в полном объеме. Расчет стоимости коммунального ресурса произведен в соответствии с Правилами N 307.
На оплату оказанных коммунальных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры исходя из объема фактически оказанных услуг с включением в сумму задолженности сумму НДС 18%.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Пунктом 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Включение истцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (пункт 6 указанной статьи).
Таким образом, по смыслу указанных норм, НДС начисляется лицом, оказывающим услуги, на стоимость данных услуг и включается одновременно с ней в соответствующие расчетные документы и для покупателя является ценой товара (услуги).
Следовательно, предъявляемая ответчику к оплате сумма НДС является для него частью цены, подлежащей уплате в пользу истца.
Реализация истцом ответчику услуг по поставке тепловой энергии с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5451/09.
В силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подпункт дополнительно включен с 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Из материалов дела видно, что Общество исчислило сумму долга по тарифу, утвержденному приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 N 839-нп (далее - Приказ РЭК N 839-нп), с учетом НДС.
В силу пункта 15 Правил N 307 тарифом для населения, применяемым в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, является утвержденный тариф, увеличенный на НДС.
Положения подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ касаются налоговых обязательств ответчика (управляющей организации) по представлению деклараций по НДС, исчислению и уплате налога в бюджет. Для правоотношений ответчика с ресурсоснабжающей организацией, являющейся плательщиком НДС, эта норма не имеет правового значения.
Следует также учитывать, что согласно положениям главы 21 НК РФ налоговый статус сделки подлежит определению с учетом налогового статуса продавца, а не покупателя. В случае, если в силу главы 21 НК РФ продавец является плательщиком НДС и соответствующая операция по реализации не освобождена от обложения НДС, на продавца возлагается обязанность исчислить размер подлежащего уплате НДС, включить его в цену соответствующего товара и после получения оплаты от покупателя перечислить сумму НДС в бюджет. Таким образом, если утвержденные тарифы не включают в себя сумму НДС, ресурсоснабжающая организация в силу положений главы 21 НК РФ обязана увеличить размер оплаты на сумму НДС, в том числе и в случае, когда покупателем является управляющая организация, действующая от имени граждан.
Кроме того, письмом от 23.12.2009 N 03-07-15/169 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило порядок применения норм Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Письмо содержит прямое указание на то, что освобождение от налогообложения НДС для организаций коммунального комплекса и поставщиков энергии и газа НК РФ не предусмотрено.
Оснований считать, что реальный размер коммунальных платежей (увеличенный энергоснабжающей организацией на сумму НДС) будет превышать установленный для населения тариф, не имеется, поскольку тариф НДС не содержит.
Указанная позиция соответствует разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", которые даны в связи с возникающими в судебной практике вопросам и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы.
Из Приказа РЭК N 839-нп следует, что тарифы на тепловую энергию устанавливались без включения в них суммы НДС.
Таким образом, поскольку тарифы на тепловую энергию были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем, увеличение тарифа на сумму НДС при реализации истцом энергоресурса, не противоречит пункту 6 статьи 168 НК РФ.
Согласно представленным истцом расчету стоимость оказанных услуг определена истцом за объем фактически оказанных услуг, исходя из установленных в соответствии с законом тарифов.
Ответчик оплату не произвел, доказательства оплаты стоимости тепловой энергии, отпущенной ему в спорный период, в полном объеме отсутствуют, задолженность в сумме 912 455 руб. 54 коп. до настоящего времени не погашена.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что расчеты за поставленную тепловую энергию должны производиться с начислением НДС, принимаются во внимание.
Учитывая, что факт поставки истцом тепловой энергии подтвержден материалами дела, а доказательств оплаты ее стоимости в полном объеме ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 912 455 руб. 54 коп. стоимости тепловой энергии отпущенной в феврале 2011 года.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ в сумме 114 316 руб. 81 коп. за период с 18.03.2011 по 18.10.2011, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 8%.
Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Суд апелляционной инстанции считает, что на основе представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт просрочки оплаты поставленной Обществом тепловой энергии, являющийся основанием для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Расчет суммы процентов ответчиком по существу не оспорен, судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем требование о взыскании процентов подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, однако неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает возможным отменить обжалуемое решение суда первой инстанции в части взыскания долга и процентов за пользование чужими денежными средствами, требования Компании удовлетворить в полном объеме.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Как следует из дела, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 23 267 руб. 72 коп., в том числе в пользу истца - 17 141 руб. 74 коп., в доход федерального бюджета - 6125 руб. 98 коп. пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть от суммы задолженности, подлежащей к взысканию - 1 026 772 руб. 35 коп.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена полностью, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2011 года по делу N А66-2838/2011 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) 912 455 рублей 54 копейки задолженности по оплате тепловой энергии за февраль 2011 года, 114 316 рублей 81 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 18.03.2011 по 18.10.2011 и 17 141 рубль 74 копейки в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, место нахождения - 172333, Тверская область, Зубцовский район, город Зубцов, улица Победы, дом 36) в доход федерального бюджета 6125 рублей 98 копеек государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2012 ПО ДЕЛУ N А66-2838/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу N А66-2838/2011
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Журавлева А.В. и Маховой Ю.В.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от истца Белова Е.В. по доверенности от 30.12.2011 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2011 года по делу N А66-2838/2011 (судья Куров О.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в ходатайстве от 18.10.2011, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, далее - Компания) о взыскании 912 455 руб. 54 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в феврале 2011 года, 114 316 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными в период с 18.03.2011 по 18.10.2011.
Решением суда от 26 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано, кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6125 руб. 98 коп.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалобу обосновывает тем, что суд необоснованно исключил из выставленных к оплате ответчиком счетов-фактур суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и отнес их в счет погашения основного долга за тепловую энергию, поставленную в феврале 2011 года. Судом не был исследован вопрос о включении в утвержденный тариф сумм НДС. По мнению подателя жалобы, предъявление ответчику счетов-фактур, исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, является законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Компания о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Общество в феврале 2011 года поставило тепловую энергию потребителям Компании и выставило к оплате счета от 28.02.2011 N 179, от 28.02.2011 N 180, счета-фактуры от 28.02.2011 N 00000176, от 28.02.2011 N 00000177, акты от 28.02.2011 N 30000175, от 28.02.2011 N 30000176 всего на сумму 4 322 443 руб. 85 коп.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по оплате фактически потребленной тепловой энергии в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
С учетом уменьшения исковых требований в связи с оплатой ответчиком части долга, истец просил взыскать с ответчика 912 445 руб. 54 коп. задолженности за февраль 2011 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказал, приняв доводы ответчика о необоснованном увеличении стоимости теплоэнергии, поставленной в период с декабря 2010 года по февраль 2011 года, на сумму НДС 18%.
Апелляционная инстанция с выводами суда не может согласиться по следующим основаниям.
Как видно из дела, ответчик является управляющей организацией и получает услуги по теплоснабжению для целей предоставления соответствующей коммунальной услуги гражданам.
Договор сторонами заключен не был, однако факт поставки тепловой энергии потребителям, обслуживание которых осуществляет ответчик, им не оспаривается.
Разногласия относительно объемов потребленных ресурсов и оказанных услуг между истцом и ответчиком отсутствуют.
Вместе с тем, спор возник относительно оплаты НДС, включенного в предъявленные ответчику счета-фактуры. Ответчик считает, что он, как управляющая компания, должен производить расчет с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному для населения без НДС.
Суд апелляционной инстанции с указанной позицией ответчика согласиться не может.
Поскольку истец поставил тепловую энергию на объекты ответчика, у последнего в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возникла обязанность оплатить истцу стоимость полученной тепловой энергии, а у истца - право требовать этой оплаты.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из статей 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт поставки тепловой энергии в феврале 2011 года на объекты, находящиеся в управлении ответчика, подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 3 Правил N 307 определено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов признается ресурсоснабжающей организацией; под потребителем при этом понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (население).
Поскольку ответчик вне договорных отношений приобретает у истца (ресурсоснабжающей организации) коммунальные услуги по отпуску тепловой энергии в интересах граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, по своему правовому положению он является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, к отношениям сторон применяются Правила N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Материалами дела подтверждается, что в феврале 2011 года Общество поставило Компании тепловую энергию, которая не была оплачена последним в полном объеме. Расчет стоимости коммунального ресурса произведен в соответствии с Правилами N 307.
На оплату оказанных коммунальных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры исходя из объема фактически оказанных услуг с включением в сумму задолженности сумму НДС 18%.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Пунктом 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Включение истцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (пункт 6 указанной статьи).
Таким образом, по смыслу указанных норм, НДС начисляется лицом, оказывающим услуги, на стоимость данных услуг и включается одновременно с ней в соответствующие расчетные документы и для покупателя является ценой товара (услуги).
Следовательно, предъявляемая ответчику к оплате сумма НДС является для него частью цены, подлежащей уплате в пользу истца.
Реализация истцом ответчику услуг по поставке тепловой энергии с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5451/09.
В силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подпункт дополнительно включен с 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Из материалов дела видно, что Общество исчислило сумму долга по тарифу, утвержденному приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 N 839-нп (далее - Приказ РЭК N 839-нп), с учетом НДС.
В силу пункта 15 Правил N 307 тарифом для населения, применяемым в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, является утвержденный тариф, увеличенный на НДС.
Положения подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ касаются налоговых обязательств ответчика (управляющей организации) по представлению деклараций по НДС, исчислению и уплате налога в бюджет. Для правоотношений ответчика с ресурсоснабжающей организацией, являющейся плательщиком НДС, эта норма не имеет правового значения.
Следует также учитывать, что согласно положениям главы 21 НК РФ налоговый статус сделки подлежит определению с учетом налогового статуса продавца, а не покупателя. В случае, если в силу главы 21 НК РФ продавец является плательщиком НДС и соответствующая операция по реализации не освобождена от обложения НДС, на продавца возлагается обязанность исчислить размер подлежащего уплате НДС, включить его в цену соответствующего товара и после получения оплаты от покупателя перечислить сумму НДС в бюджет. Таким образом, если утвержденные тарифы не включают в себя сумму НДС, ресурсоснабжающая организация в силу положений главы 21 НК РФ обязана увеличить размер оплаты на сумму НДС, в том числе и в случае, когда покупателем является управляющая организация, действующая от имени граждан.
Кроме того, письмом от 23.12.2009 N 03-07-15/169 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило порядок применения норм Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Письмо содержит прямое указание на то, что освобождение от налогообложения НДС для организаций коммунального комплекса и поставщиков энергии и газа НК РФ не предусмотрено.
Оснований считать, что реальный размер коммунальных платежей (увеличенный энергоснабжающей организацией на сумму НДС) будет превышать установленный для населения тариф, не имеется, поскольку тариф НДС не содержит.
Указанная позиция соответствует разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", которые даны в связи с возникающими в судебной практике вопросам и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы.
Из Приказа РЭК N 839-нп следует, что тарифы на тепловую энергию устанавливались без включения в них суммы НДС.
Таким образом, поскольку тарифы на тепловую энергию были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем, увеличение тарифа на сумму НДС при реализации истцом энергоресурса, не противоречит пункту 6 статьи 168 НК РФ.
Согласно представленным истцом расчету стоимость оказанных услуг определена истцом за объем фактически оказанных услуг, исходя из установленных в соответствии с законом тарифов.
Ответчик оплату не произвел, доказательства оплаты стоимости тепловой энергии, отпущенной ему в спорный период, в полном объеме отсутствуют, задолженность в сумме 912 455 руб. 54 коп. до настоящего времени не погашена.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что расчеты за поставленную тепловую энергию должны производиться с начислением НДС, принимаются во внимание.
Учитывая, что факт поставки истцом тепловой энергии подтвержден материалами дела, а доказательств оплаты ее стоимости в полном объеме ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 912 455 руб. 54 коп. стоимости тепловой энергии отпущенной в феврале 2011 года.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ в сумме 114 316 руб. 81 коп. за период с 18.03.2011 по 18.10.2011, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равной 8%.
Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Суд апелляционной инстанции считает, что на основе представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт просрочки оплаты поставленной Обществом тепловой энергии, являющийся основанием для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Расчет суммы процентов ответчиком по существу не оспорен, судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным как по праву, так и по размеру, в связи с чем требование о взыскании процентов подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, однако неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает возможным отменить обжалуемое решение суда первой инстанции в части взыскания долга и процентов за пользование чужими денежными средствами, требования Компании удовлетворить в полном объеме.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Как следует из дела, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 23 267 руб. 72 коп., в том числе в пользу истца - 17 141 руб. 74 коп., в доход федерального бюджета - 6125 руб. 98 коп. пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть от суммы задолженности, подлежащей к взысканию - 1 026 772 руб. 35 коп.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена полностью, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2011 года по делу N А66-2838/2011 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) 912 455 рублей 54 копейки задолженности по оплате тепловой энергии за февраль 2011 года, 114 316 рублей 81 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 18.03.2011 по 18.10.2011 и 17 141 рубль 74 копейки в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, место нахождения - 172333, Тверская область, Зубцовский район, город Зубцов, улица Победы, дом 36) в доход федерального бюджета 6125 рублей 98 копеек государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунальное хозяйство Зубцовского района" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий
О.К.ЕЛАГИНА
О.К.ЕЛАГИНА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
Ю.В.МАХОВА
А.В.ЖУРАВЛЕВ
Ю.В.МАХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)