Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е..,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Семеновой А.Ф. - заместителя начальника правового отдела, доверенность N 03-17/00875 от 31.01.2012,
от Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев "Домостроитель": Латынина С.И. - представителя по доверенности от 16.09.2011, Косенкова В.М. - представителя по доверенности от 04.06.2012,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев "Домостроитель" (ОГРН 1033600029627) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа о признании частично недействительным решения N 11-21/34 от 30.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Воронежская ассоциация товариществ домовладельцев "Домостроитель" (далее - ВАТД "Домостроитель", Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции, утвержденной решением УФНС России по Воронежской области от 02.09.2011 г. N 15-18/11164) в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22916735 руб., в том числе за 2008 год в сумме - 7 768 143 руб. за 2009 год в сумме - 10 141 103 руб., за 2010 год в сумме - 5 007489 руб.; доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1950301 руб., в том числе за 2009 год в сумме - 721 944 руб., за 2010 год в сумме - 1 228 357 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме - 2 143 952 руб., по налогу на прибыль в сумме - 118 472 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа в сумме 389 287 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 признано недействительным в оспариваемой заявителем части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на правомерность вывода о занижении ВАТД "Домостроитель" налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль на сумму средств, поступивших в 2008-2010гг. от собственников жилья в счет оплаты стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, квалифицируемых налоговым органом как выручка от реализации работ и услуг.
При этом Инспекция считает, что, являясь объединением ТСЖ, Ассоциация вступает в договорные отношения с организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими соответствующие услуги (выполняющими работы), от своего имени, а не от имени ТСЖ или их членов, и также от своего имени на возмездной основе (за счет денежных средств, вносимых членами ТСЖ) оказывает данные услуги членам ТСЖ, причем как приобретенные у сторонних организаций, так и оказываемые силами своих работников.
По мнению налогового органа, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ не являются, поскольку осуществляются не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением на праве собственности имуществом в многоквартирном доме, ввиду чего Инспекция полагает, что указанные средства подлежат учету для целей налогообложения прибыли заявителя.
Также Инспекция указывает, что выполнение (оказание) работ (услуг) по обслуживанию эксплуатации и ремонту жилых домов от своего имени, но за счет средств членов ТСЖ, то есть на возмездной основе в проверяемом периоде не входило в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по НДС, установленных статьей 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года), исходя из чего, взимаемые Ассоциацией со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) средства включаются в налогооблагаемую базу по НДС в общеустановленном порядке.
Применительно к 2010 г. налоговая база по НДС определена Инспекцией исходя из реализации заявителем работ (услуг), оказываемых собственными силами Ассоциации (с привлечением работников по трудовому договору).
ВАТД "Домостроитель" возражает против доводов апелляционной жалобы налогового органа, считает решение Арбитражного суда Воронежской области по настоящему делу законным и обоснованным.
По мнению заявителя, заключая договоры на содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в части коммунальных услуг, а также трудовые договоры с соответствующими специалистами, ВАТД "Домостроитель" выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников жилья многоквартирного дома - членов ТСЖ.
Так, ВАТД "Домостроитель" является добровольным объединением товариществ собственников жилья, которыми делегированы Ассоциации функции по организации обслуживания, содержания и ремонта общего долевого имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Ассоциация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, а поступившие на расчетный счет ассоциации через МУП "МИВЦ" денежные средства от собственников жилья на содержание и текущий ремонт жилого фонда являются членским взносами собственников жилищного фонда, в связи с чем, не относятся к объекту обложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
В судебное заседание не явились представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа была проведена выездная налоговая проверка Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев (ВАТД) "Домостроитель", г. Воронеж по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г., итоги которой отражены в акте N 11-18/39 от 07.06.2011 г.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом было вынесено решение N 11-21/34 от 30.06.2011 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Ассоциация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за неполную неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме - 503 820 руб.
Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в общей сумме - 22 920 271 руб., в том числе за 2008 год в сумме -7 768 143 руб., за 2009 год в сумме - 10 141 103 руб., за 2010 год в сумме - 5 011 025 руб.; налог на прибыль организаций в общей сумме - 2 523 761 руб., в том числе за 2008 год в сумме - 28 503 руб., за 2009 год в сумме - 1 179 516 руб., за 2010 год в сумме - 1 315 742 руб.; а также начислены пени за неполную уплату НДС в сумме - 2 144 927 руб., налога на прибыль в сумме - 182 102 руб.
Указанное решение ИФНС России по Советскому району г. Воронежа было обжаловано заявителем в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Воронежской области N 15-2-18/11164 от 02.09.2011 решение Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 было изменено, в частности, путем исключения доначислений по ЕСН, зачисляемому в фонд социального страхования РФ в общей сумме - 45 233 руб.; начисления пени по ЕСН в общей сумме - 5 364 руб.; суммы штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования РФ, исчисленного в порядке пункта 1 статьи 122 НК РФ в сумме - 9 047 руб.
В остальной части решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 11-21/34 от 30.06.2011 г. оставлено без изменения, а жалоба ВАТД "Домостроитель" без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 г. в обжалуемой части, ВАТД "Домостроитель" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из указанного решения налогового органа, основанием для оспариваемых доначислений по налогу на прибыль организаций за 2008 -2010 г. и налогу на добавленную стоимость за 2008 -2009гг. послужил вывод Инспекции о неправомерности исключения из налогообложения сумм членских взносов в виде обязательных платежей на содержание и ремонт жилого фонда, поступивших от членов входящих в Ассоциацию ТСЖ (собственников жилых помещений), уплачиваемых последними на основании ежемесячных извещений на оплату, выставляемых МУП "МИВЦ".
Кроме того, доначисление налога на добавленную стоимость за 2010 г. произведено Инспекцией в результате налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами Ассоциации.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ВАТД "Домостроитель", согласно Уставу, является Ассоциацией, созданной в результате добровольного объединения некоммерческих организаций -товариществ собственников жилья с целью координации деятельности своих членов, представления и защиты их интересов,
формирования в регионе цивилизованного управления и контроля за эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения домовладельцев коммунальными и прочими услугами.
В проверяемом периоде членами ВАТД "Домостроитель" являлись: ТСЖ "Одинцово", ТСЖ "Суворовец", ТСЖ "Январь", ТСЖ "Путиловец", ТСЖ "Финист", ТСЖ "Патриот", ТСЖ "Придония", ТСЖ "Север", ТСЖ "Север-2", ТСЖ "Суворовец-2", ТСЖ "Весна", ТСЖ "Минское", ТСЖ "Чайка", ТСЖ "Артамонова", ТСЖ "Отрожка", ТСЖ "Калининградец", ТСЖ "Богатырь", ТСЖ "Бурденко", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Магистраль", ТСЖ "Ракета", ТСЖ "Пирогово", ТСЖ "Черноземье", ТСЖ "Лизюкова", ТСЖ "Электровозное", ТСЖ "Ева", ТСЖ "Идеал".
При этом, ТСЖ, являющиеся членами ВАТД "Домостроитель", финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно не осуществляли, делегировав Ассоциации свои полномочия по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании договоров о совместной деятельности, заключенных Ассоциацией с каждым из ТСЖ.
В пункте 2 Устава ВАТД "Домостроитель" закреплено, что в соответствии с уставными целями Ассоциации предметом ее деятельности, в том числе являются организация управления, обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов.
ВАТД "Домостроитель" определены следующие источники формирования имущества Ассоциации, к которым относятся: 1) вступительные членские взносы; 2) регулярные членские взносы; 3) членские взносы в виде обязательных платежей за содержание и ремонт общего домового имущества.
При этом данных о том, что в течение 2008-2010 годов в ВАТД "Домостроитель" поступали вступительные членские взносы а также регулярные членские взносы, в ходе проведенной налоговой проверки Инспекцией не установлено.
Согласно пункту 3.5.3. Устава ВАТД "Домостроитель", членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме являются взносами членов Ассоциации, которые финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда самостоятельно не осуществляют, а делегируют это право Ассоциации. Размер указанных членских взносов определяется суммированием обязательных платежей собственников жилья, которые они вносят на содержание и текущий ремонт своего имущества (жилого дома) не позднее 20 числа текущего месяца за предыдущий месяц.
При этом на основании дополнительных соглашений к договорам о совместной деятельности, заключенными Ассоциацией с ТСЖ, был дополнительно предусмотрен пункт п. 2.8, согласно которому, в счет уплаты товариществами обязательных платежей (взносов), предусмотренных п. 3.5.3. Устава Ассоциации, товарищества передают Ассоциации право взимать с собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении конкретного товарищества, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, ежемесячно уплачивались собственниками помещений в многоквартирном доме на основании извещений на оплату, выставляемых МУП "Муниципальный информационный вычислительный центр" (МУП "МИВЦ"). Принятые от собственников помещений в многоквартирном доме членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, МУП "МИВЦ" ежемесячно перечисляло на расчетный счет ВАТД "Домостроитель".
С целью идентификации платежей, принятых от собственников помещений в многоквартирном доме и перечисленных на счет Ассоциации, МУП "МИВЦ" ежемесячно представляло ВАТД "Домостроитель" ведомость расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и других услуг ф.301.
На основании данных ведомостей расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и других услуг ф.301 установлено, что на расчетный счет ВАТД "Домостроитель" в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" поступили членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме в общей сумме - 159 977 629 руб., включающие, в том числе:
- платежи на содержание, текущий ремонт жилых домов,
- плату за найм помещений,
- плату за капитальный ремонт,
- плату за уборку территории за животными,
- плату за вывоз твердых бытовых отходов,
- плату за техобслуживание, текущий ремонт и техническое освидетельствование лифтов,
- плату за отопление и горячее водоснабжение,
- целевые сборы (денежные средства собственников жилья на выполнение работ по благоустройству детских площадок, охрану придомовой территории, организацию видеонаблюдения),
- плату за электроэнергию мест общественного пользования.
Сведения ежемесячных ведомостей расчетов с поставщиками ЖКУ и других услуг ф.301 были использованы налоговым органом для определения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 -2010гг. и по НДС за 2008 - 2009гг.
При этом доначисление налога на прибыль в сумме 1950301 руб. произведено Инспекцией исходя из суммы полученных ВАТД "Домостроитель" доходов за 2008 - 2010 годы в размере 159 977 629 руб.
В налоговую базу по НДС за 2008 - 2009гг. налоговым органом были включены членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в общей сумме - 99 709 316 руб., исходя из чего, налог на добавленную стоимость за 2008 - 2009 годы был доначислен в сумме - 17 947 674 руб.
За 2010 год налоговая база по НДС определена налоговым органом в сумме 27 605 895 руб. на основании расходов ВАТД "Домостроитель" по выполнению работ (оказанию) услуг собственными силами (с участием привлеченных по трудовым договорам специалистов), налог на добавленную стоимость составил 4 969 061 руб.
Таким образом, всего за период 2008 - 2010 гг. по оспариваемому основанию заявителю было доначислено 22 916 735 руб. НДС (17 947 674 руб. + 4 969 061 руб.).
Признавая произведенные налоговым органом доначисления неправомерными, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ установлено, не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 142 ЖК РФ предусмотрено, что для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется по правилам настоящей главы.
Управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI ЖК РФ.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно указанному пункту Постановления из толкования во взаимосвязи подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Воронежской области о том, что выраженный в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 правовой подход применим также и к рассматриваемым правоотношениям, с учетом того, что ВАТД "Домостроитель" фактически выполняет функции входящих в объединение товариществ собственников жилья, самостоятельно не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда, а делегирующих это право Ассоциации.
При этом судом учтено, что доказательств того, что поступившие в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" платежи, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме на общую сумму 159 977 629 руб., имели возмездную основу и расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели,
не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Доводы ответчика о том, что заявитель, вступая в отношения с третьими лицами, которые привлекались для обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов, заключал договоры с производителями работ (услуг) от своего имени, а не от имени членов ТСЖ или самих ТСЖ, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в указанных договорных
отношениях Ассоциация не имела самостоятельного экономического интереса, осуществляя функции ТСЖ, входящих в объединение.
При указанных обстоятельствах основания для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость в сумме - 22 916 735 руб., а также соответствующих пени за несвоевременную уплату налога, у Инспекции отсутствовали.
В соответствии с п. 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся, в том числе, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В соответствии с п. 1 статьи 249 НК РФ, доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций определены в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статье 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
Вместе с тем, как было указано применительно к оценке правомерности оспариваемых заявителем доначислений по налогу на добавленную стоимость, осуществляя функции входящих в объединение товариществ собственников жилья по сбору коммунальных платежей Ассоциация делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, так как является некоммерческой организацией, действующей строго в интересах входящих в объединение ТСЖ и их членов. В связи с чем, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям Ассоциация ТСЖ осуществляет без оплаты указанных услуг.
На основании изложенного, полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом заявителя от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению применительно к положениям ст. 249 НК РФ.
В состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу положений статьи 250 НК РФ, согласно которой перечень внереализационных доходов является исчерпывающим.
Кроме того, денежные средства в виде взносов (обязательных платежей), поступившие от собственников квартир (членов ТСЖ) на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в кооперативном доме, являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности Ассоциации и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ.
Как было указано выше, доказательств, свидетельствующих о том, что поступившие в 2008 - 2010 гг. спорные платежи в сумме - 159 977 629 руб. расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, ссылавшейся на то, что, средства, поступившие Ассоциации от членов входящих в объединение ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются, в связи с чем подлежат налогообложению в общем порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие положениям Устава ВАТД "Домостроитель", а также положениям ст. 137, 153 - 154 ЖК РФ, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа отсутствовали основания для доначисления заявителю налога на прибыль с целевых денежных средств, уплаченных членами ТСЖ за 2008 - 2010 г. в общей сумме 159 977 629 руб., а также применения в этой связи ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и начисления пени за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N А14-9261/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N А14-9261/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е..,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Семеновой А.Ф. - заместителя начальника правового отдела, доверенность N 03-17/00875 от 31.01.2012,
от Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев "Домостроитель": Латынина С.И. - представителя по доверенности от 16.09.2011, Косенкова В.М. - представителя по доверенности от 04.06.2012,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 (судья Соболева Е.П.) по заявлению Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев "Домостроитель" (ОГРН 1033600029627) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа о признании частично недействительным решения N 11-21/34 от 30.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Воронежская ассоциация товариществ домовладельцев "Домостроитель" (далее - ВАТД "Домостроитель", Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции, утвержденной решением УФНС России по Воронежской области от 02.09.2011 г. N 15-18/11164) в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22916735 руб., в том числе за 2008 год в сумме - 7 768 143 руб. за 2009 год в сумме - 10 141 103 руб., за 2010 год в сумме - 5 007489 руб.; доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1950301 руб., в том числе за 2009 год в сумме - 721 944 руб., за 2010 год в сумме - 1 228 357 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме - 2 143 952 руб., по налогу на прибыль в сумме - 118 472 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа в сумме 389 287 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 признано недействительным в оспариваемой заявителем части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на правомерность вывода о занижении ВАТД "Домостроитель" налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль на сумму средств, поступивших в 2008-2010гг. от собственников жилья в счет оплаты стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, квалифицируемых налоговым органом как выручка от реализации работ и услуг.
При этом Инспекция считает, что, являясь объединением ТСЖ, Ассоциация вступает в договорные отношения с организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими соответствующие услуги (выполняющими работы), от своего имени, а не от имени ТСЖ или их членов, и также от своего имени на возмездной основе (за счет денежных средств, вносимых членами ТСЖ) оказывает данные услуги членам ТСЖ, причем как приобретенные у сторонних организаций, так и оказываемые силами своих работников.
По мнению налогового органа, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ не являются, поскольку осуществляются не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением на праве собственности имуществом в многоквартирном доме, ввиду чего Инспекция полагает, что указанные средства подлежат учету для целей налогообложения прибыли заявителя.
Также Инспекция указывает, что выполнение (оказание) работ (услуг) по обслуживанию эксплуатации и ремонту жилых домов от своего имени, но за счет средств членов ТСЖ, то есть на возмездной основе в проверяемом периоде не входило в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по НДС, установленных статьей 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года), исходя из чего, взимаемые Ассоциацией со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) средства включаются в налогооблагаемую базу по НДС в общеустановленном порядке.
Применительно к 2010 г. налоговая база по НДС определена Инспекцией исходя из реализации заявителем работ (услуг), оказываемых собственными силами Ассоциации (с привлечением работников по трудовому договору).
ВАТД "Домостроитель" возражает против доводов апелляционной жалобы налогового органа, считает решение Арбитражного суда Воронежской области по настоящему делу законным и обоснованным.
По мнению заявителя, заключая договоры на содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в части коммунальных услуг, а также трудовые договоры с соответствующими специалистами, ВАТД "Домостроитель" выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников жилья многоквартирного дома - членов ТСЖ.
Так, ВАТД "Домостроитель" является добровольным объединением товариществ собственников жилья, которыми делегированы Ассоциации функции по организации обслуживания, содержания и ремонта общего долевого имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Ассоциация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, а поступившие на расчетный счет ассоциации через МУП "МИВЦ" денежные средства от собственников жилья на содержание и текущий ремонт жилого фонда являются членским взносами собственников жилищного фонда, в связи с чем, не относятся к объекту обложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
В судебное заседание не явились представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа была проведена выездная налоговая проверка Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев (ВАТД) "Домостроитель", г. Воронеж по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г., итоги которой отражены в акте N 11-18/39 от 07.06.2011 г.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом было вынесено решение N 11-21/34 от 30.06.2011 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Ассоциация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за неполную неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме - 503 820 руб.
Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в общей сумме - 22 920 271 руб., в том числе за 2008 год в сумме -7 768 143 руб., за 2009 год в сумме - 10 141 103 руб., за 2010 год в сумме - 5 011 025 руб.; налог на прибыль организаций в общей сумме - 2 523 761 руб., в том числе за 2008 год в сумме - 28 503 руб., за 2009 год в сумме - 1 179 516 руб., за 2010 год в сумме - 1 315 742 руб.; а также начислены пени за неполную уплату НДС в сумме - 2 144 927 руб., налога на прибыль в сумме - 182 102 руб.
Указанное решение ИФНС России по Советскому району г. Воронежа было обжаловано заявителем в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Воронежской области N 15-2-18/11164 от 02.09.2011 решение Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 было изменено, в частности, путем исключения доначислений по ЕСН, зачисляемому в фонд социального страхования РФ в общей сумме - 45 233 руб.; начисления пени по ЕСН в общей сумме - 5 364 руб.; суммы штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН, зачисляемого в фонд социального страхования РФ, исчисленного в порядке пункта 1 статьи 122 НК РФ в сумме - 9 047 руб.
В остальной части решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 11-21/34 от 30.06.2011 г. оставлено без изменения, а жалоба ВАТД "Домостроитель" без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 11-21/34 от 30.06.2011 г. в обжалуемой части, ВАТД "Домостроитель" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из указанного решения налогового органа, основанием для оспариваемых доначислений по налогу на прибыль организаций за 2008 -2010 г. и налогу на добавленную стоимость за 2008 -2009гг. послужил вывод Инспекции о неправомерности исключения из налогообложения сумм членских взносов в виде обязательных платежей на содержание и ремонт жилого фонда, поступивших от членов входящих в Ассоциацию ТСЖ (собственников жилых помещений), уплачиваемых последними на основании ежемесячных извещений на оплату, выставляемых МУП "МИВЦ".
Кроме того, доначисление налога на добавленную стоимость за 2010 г. произведено Инспекцией в результате налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами Ассоциации.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ВАТД "Домостроитель", согласно Уставу, является Ассоциацией, созданной в результате добровольного объединения некоммерческих организаций -товариществ собственников жилья с целью координации деятельности своих членов, представления и защиты их интересов,
формирования в регионе цивилизованного управления и контроля за эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения домовладельцев коммунальными и прочими услугами.
В проверяемом периоде членами ВАТД "Домостроитель" являлись: ТСЖ "Одинцово", ТСЖ "Суворовец", ТСЖ "Январь", ТСЖ "Путиловец", ТСЖ "Финист", ТСЖ "Патриот", ТСЖ "Придония", ТСЖ "Север", ТСЖ "Север-2", ТСЖ "Суворовец-2", ТСЖ "Весна", ТСЖ "Минское", ТСЖ "Чайка", ТСЖ "Артамонова", ТСЖ "Отрожка", ТСЖ "Калининградец", ТСЖ "Богатырь", ТСЖ "Бурденко", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Магистраль", ТСЖ "Ракета", ТСЖ "Пирогово", ТСЖ "Черноземье", ТСЖ "Лизюкова", ТСЖ "Электровозное", ТСЖ "Ева", ТСЖ "Идеал".
При этом, ТСЖ, являющиеся членами ВАТД "Домостроитель", финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно не осуществляли, делегировав Ассоциации свои полномочия по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании договоров о совместной деятельности, заключенных Ассоциацией с каждым из ТСЖ.
В пункте 2 Устава ВАТД "Домостроитель" закреплено, что в соответствии с уставными целями Ассоциации предметом ее деятельности, в том числе являются организация управления, обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов.
ВАТД "Домостроитель" определены следующие источники формирования имущества Ассоциации, к которым относятся: 1) вступительные членские взносы; 2) регулярные членские взносы; 3) членские взносы в виде обязательных платежей за содержание и ремонт общего домового имущества.
При этом данных о том, что в течение 2008-2010 годов в ВАТД "Домостроитель" поступали вступительные членские взносы а также регулярные членские взносы, в ходе проведенной налоговой проверки Инспекцией не установлено.
Согласно пункту 3.5.3. Устава ВАТД "Домостроитель", членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме являются взносами членов Ассоциации, которые финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда самостоятельно не осуществляют, а делегируют это право Ассоциации. Размер указанных членских взносов определяется суммированием обязательных платежей собственников жилья, которые они вносят на содержание и текущий ремонт своего имущества (жилого дома) не позднее 20 числа текущего месяца за предыдущий месяц.
При этом на основании дополнительных соглашений к договорам о совместной деятельности, заключенными Ассоциацией с ТСЖ, был дополнительно предусмотрен пункт п. 2.8, согласно которому, в счет уплаты товариществами обязательных платежей (взносов), предусмотренных п. 3.5.3. Устава Ассоциации, товарищества передают Ассоциации право взимать с собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении конкретного товарищества, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, ежемесячно уплачивались собственниками помещений в многоквартирном доме на основании извещений на оплату, выставляемых МУП "Муниципальный информационный вычислительный центр" (МУП "МИВЦ"). Принятые от собственников помещений в многоквартирном доме членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, МУП "МИВЦ" ежемесячно перечисляло на расчетный счет ВАТД "Домостроитель".
С целью идентификации платежей, принятых от собственников помещений в многоквартирном доме и перечисленных на счет Ассоциации, МУП "МИВЦ" ежемесячно представляло ВАТД "Домостроитель" ведомость расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и других услуг ф.301.
На основании данных ведомостей расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и других услуг ф.301 установлено, что на расчетный счет ВАТД "Домостроитель" в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" поступили членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме в общей сумме - 159 977 629 руб., включающие, в том числе:
- платежи на содержание, текущий ремонт жилых домов,
- плату за найм помещений,
- плату за капитальный ремонт,
- плату за уборку территории за животными,
- плату за вывоз твердых бытовых отходов,
- плату за техобслуживание, текущий ремонт и техническое освидетельствование лифтов,
- плату за отопление и горячее водоснабжение,
- целевые сборы (денежные средства собственников жилья на выполнение работ по благоустройству детских площадок, охрану придомовой территории, организацию видеонаблюдения),
- плату за электроэнергию мест общественного пользования.
Сведения ежемесячных ведомостей расчетов с поставщиками ЖКУ и других услуг ф.301 были использованы налоговым органом для определения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 -2010гг. и по НДС за 2008 - 2009гг.
При этом доначисление налога на прибыль в сумме 1950301 руб. произведено Инспекцией исходя из суммы полученных ВАТД "Домостроитель" доходов за 2008 - 2010 годы в размере 159 977 629 руб.
В налоговую базу по НДС за 2008 - 2009гг. налоговым органом были включены членские взносы в виде обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в общей сумме - 99 709 316 руб., исходя из чего, налог на добавленную стоимость за 2008 - 2009 годы был доначислен в сумме - 17 947 674 руб.
За 2010 год налоговая база по НДС определена налоговым органом в сумме 27 605 895 руб. на основании расходов ВАТД "Домостроитель" по выполнению работ (оказанию) услуг собственными силами (с участием привлеченных по трудовым договорам специалистов), налог на добавленную стоимость составил 4 969 061 руб.
Таким образом, всего за период 2008 - 2010 гг. по оспариваемому основанию заявителю было доначислено 22 916 735 руб. НДС (17 947 674 руб. + 4 969 061 руб.).
Признавая произведенные налоговым органом доначисления неправомерными, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ установлено, не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 142 ЖК РФ предусмотрено, что для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется по правилам настоящей главы.
Управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI ЖК РФ.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно указанному пункту Постановления из толкования во взаимосвязи подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Воронежской области о том, что выраженный в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 правовой подход применим также и к рассматриваемым правоотношениям, с учетом того, что ВАТД "Домостроитель" фактически выполняет функции входящих в объединение товариществ собственников жилья, самостоятельно не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание своего жилого фонда, а делегирующих это право Ассоциации.
При этом судом учтено, что доказательств того, что поступившие в 2008 - 2010 годы от МУП "МИВЦ" платежи, собранные с собственников помещений в многоквартирном доме на общую сумму 159 977 629 руб., имели возмездную основу и расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели,
не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Доводы ответчика о том, что заявитель, вступая в отношения с третьими лицами, которые привлекались для обслуживания, эксплуатации и ремонта жилых домов, заключал договоры с производителями работ (услуг) от своего имени, а не от имени членов ТСЖ или самих ТСЖ, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в указанных договорных
отношениях Ассоциация не имела самостоятельного экономического интереса, осуществляя функции ТСЖ, входящих в объединение.
При указанных обстоятельствах основания для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость в сумме - 22 916 735 руб., а также соответствующих пени за несвоевременную уплату налога, у Инспекции отсутствовали.
В соответствии с п. 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся, в том числе, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В соответствии с п. 1 статьи 249 НК РФ, доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций определены в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статье 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Пунктом 5 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами иного специализированного потребительского кооператива.
Вместе с тем, как было указано применительно к оценке правомерности оспариваемых заявителем доначислений по налогу на добавленную стоимость, осуществляя функции входящих в объединение товариществ собственников жилья по сбору коммунальных платежей Ассоциация делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, так как является некоммерческой организацией, действующей строго в интересах входящих в объединение ТСЖ и их членов. В связи с чем, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям Ассоциация ТСЖ осуществляет без оплаты указанных услуг.
На основании изложенного, полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом заявителя от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению применительно к положениям ст. 249 НК РФ.
В состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу положений статьи 250 НК РФ, согласно которой перечень внереализационных доходов является исчерпывающим.
Кроме того, денежные средства в виде взносов (обязательных платежей), поступившие от собственников квартир (членов ТСЖ) на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в кооперативном доме, являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности Ассоциации и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ.
Как было указано выше, доказательств, свидетельствующих о том, что поступившие в 2008 - 2010 гг. спорные платежи в сумме - 159 977 629 руб. расходовались ВАТД "Домостроитель" на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности, налоговым органом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, ссылавшейся на то, что, средства, поступившие Ассоциации от членов входящих в объединение ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются, в связи с чем подлежат налогообложению в общем порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие положениям Устава ВАТД "Домостроитель", а также положениям ст. 137, 153 - 154 ЖК РФ, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа отсутствовали основания для доначисления заявителю налога на прибыль с целевых денежных средств, уплаченных членами ТСЖ за 2008 - 2010 г. в общей сумме 159 977 629 руб., а также применения в этой связи ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и начисления пени за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-9261/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)