Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2011 ПО ДЕЛУ N А82-1001/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. по делу N А82-1001/2011


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Каранова К.С. (доверенность от 31.12.2010 N 0001юр/232-11),
Лозунова Б.А. (доверенность от 21.07.2011 N 0001юр/636-11),
Царевой В.В. (доверенность от 31.12.2010 N 0001юр/196-11),
от заинтересованного лица: Романовой Т.В. (доверенность от 10.03.2011 N 01-07/780)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества
"Территориальная генерирующая компания N 2"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2011,
принятое судьями Сурововой М.В., Сорокиной С.Р., Ландарь Е.В.,
по делу N А82-1001/2011
по заявлению открытого акционерного общества
"Территориальная генерирующая компания N 2"

к департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
о признании недействующим нормативного правового акта и

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - приказа департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 21.12.2010 N 214 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 декабря 2010 N ППр-214-Г/ВС "Об установлении тарифов на горячую воду, отпускаемую потребителям Ярославской области открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2".
На основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области (далее - Прокурор).
Решением от 20.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым по делу решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, суд необоснованно не применил подлежащие применению Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания), в соответствии с которыми тариф на горячую воду при открытой схеме горячего водоснабжения не устанавливается, а расчеты с потребителями производятся за тепловую энергию и теплоноситель, и применил не подлежащие применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307). ОАО "ТГК N 2" считает, что услуги горячего водоснабжения с использованием системы централизованного горячего водоснабжения оно не оказывает, а поставляет потребителям тепловую энергию и теплоноситель, то есть у Департамента отсутствовали основания для установления оспариваемого тарифа. Суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, не рассмотрев заявление Общества в части проверки обоснованности расчета оспариваемого тарифа, а также не указав в резолютивной части решения названия нормативных актов, на соответствие которым был проверен оспариваемый нормативный акт.
Подробно позиция Общества приведена в кассационной жалобе и поддержана ее представителями в судебном заседании.
Прокурор и Департамент в отзывах, представитель Департамента в судебном заседании отклонили доводы ОАО "ТГК N 2" и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.07.2011.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент 21.12.2010 издал приказ N 214 "О введении в действие постановления правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15 декабря 2010 N ППр-214-Г/ВС "Об установлении тарифов на горячую воду, отпускаемую потребителям Ярославской области открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2". Оспариваемым приказом Департамента введено в действие постановление правления Департамента, которым с 01.01.2011 установлен одноставочный тариф на горячую воду, отпускаемую потребителям Ярославской области открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2". Тариф установлен в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 и Положением о департаменте, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.2004 N 141, в рублях за 1 кубический метр воды.
ОАО "ТГК N 2" посчитало, что указанный приказ не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (пункты 8, 9, 11 статьи 2 и части 1 и 2 статьи 8), Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ (статья 3), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (пункт 47), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (пункты 1, 2, 3, 6), утвержденным указанным постановлением, и Методическим указаниям (пункт 7), и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ, пунктами 6, 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), пунктом 15 Правил N 307, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), суд пришел к выводам о соответствии оспариваемого нормативного правового акта закону и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011, и в действующей редакции) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ярославской области таким органом является департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Тарифы и надбавки могут дифференцироваться в зависимости от систем коммунальной инфраструктуры.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод; тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Органы регулирования устанавливают два вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод: одноставочный тариф и двухставочный тариф. Одноставочный тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, такие системы подразделяются на присоединенные к закрытым системам теплоснабжения, присоединенные к открытым системам теплоснабжения и системы централизованного горячего водоснабжения с отдельными сетями.
Суд первой инстанции установил, что в Ярославской области система централизованного горячего водоснабжения является присоединенной к системе теплоснабжения, как к закрытой, так и к открытой, и последняя является преимущественной. ОАО "ТГК N 2" осуществляет водоснабжение и по той, и по другой системе. Общество является организацией, осуществляющей при открытой системе теплоснабжения непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 кубического метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. Стоимость 1 кубического метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Арбитражный суд Ярославской области обоснованно отметил, что установление тарифа на горячую воду для населения является не правом, но прямой и непосредственной обязанностью Департамента, поскольку именно по таким тарифам население должно рассчитываться за использованную горячую воду.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действующей с 13 августа 2010 года редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 15 Правил N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Ссылка Общества на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права отклоняется в силу следующего.
Неуказание судом первой инстанции в резолютивной части решения названия нормативного акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Методические указания, на соответствие которым Общество просило проверить оспариваемый приказ, в данном случае неприменимы.
Правомерность установленных тарифов в суде первой инстанции проверена. Установлено, что тарифы рассчитывались на основании пунктов 47 - 49 Основ ценообразования. Каких-либо контррасчетов и обоснований неправомерности начисления тарифов в цифрах, установленных Департаментом, Общество в суд первой инстанции не представляло.
Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и не противоречат им; оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит отнесению на Общество, а излишне уплаченная по платежному поручению от 31.05.2011 N 10354 государственная пошлина в сумме 1000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2011 по делу N А82-1001/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2".
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.05.2011 N 10354.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)