Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я. А. Ворожбит
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Жембровкая О.В. по доверенности N 1-3/35 от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение N 043 от 19.12.2008;
- от Жилищно-строительного кооператива N 98: представитель Безбожный В.Г. по доверенности от 30.04.2009 сроком действия 1 год, паспорт; адвокат Палеха И.М. по доверенности от 04.10.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение N 668;
- от Товарищества собственников жилья N 105 "А": председатель Дмитриев В.Г. протокол N 1 от 23.12.2008, водительское удостоверение N 051489,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 98
апелляционное производство N 05АП-5140/2009
на решение от 08 сентября 2009 года
по делу N А51-6248/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 98
к Администрации г. Владивостока
третьи лица: Товарищество собственников жилья N 105 "А"
о признании частично недействительным постановления,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 98 (далее по тексту - "ЖСК N 98" и "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Владивостока (далее - "администрация") о признании недействительным Постановления Администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 "Об упорядочении адресной нумерации строений, объектов недвижимости г. Владивостока" в части пункта 8 приложения к нему.
Определением от 17.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Товарищество собственников жилья-105а (далее - "ТСЖ- 105а").
Решением от 08.09.2009 заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления и в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, ЖСК N 98 просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указывая следующее:
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в материалах дела имеются два документа, исходящие от БТИ, суть которых носит взаимоисключающий характер. При этом суд в обжалуемом решении ссылается на один из них - ответ БТИ от 28.01.2009 и не дает оценки единому техническому паспорту на дом 1998 года, согласно которому 10-этажный крупнопанельный 6-подъездный жилой дом N 105 по ул. Калининской является единым строением.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что в спорном случае в нарушение пунктов 4.2.6 - 4.2.7 Положения о присвоении почтовых адресов земельным участкам и сооружениям города Владивостока основным зданием признаны три блок/секции с 4 по 6 подъезд (дом 105), в котором нумерация квартир начинается с 121 квартиры, а прочим зданием - три блок/секции с 1 по 3 подъезд (дом 105А), в котором нумерация квартир начинается с 1 квартиры.
Изданием обжалуемого постановления фактически нарушен принцип последовательности в адресации домов, указанный в п. 4.2.1 Положения, поскольку в настоящее время номера близлежащих домов по ул. Калининской следуют следующим образом: дом N 91, строение N 105 (бойлерная), дом 105А, дом 105, дом 107, очевидно, что в сложившуюся адресацию близлежащих домов внесена путаница.
Пунктом 4.3.3 Положения, установлено, что изменение адреса существующих объектов производится на основании данных градостроительного кадастра. Обжалуемое решение не содержит ссылки на обоснованность изменения адреса по данным градостроительного кадастра.
ЖСК-93, для членов которого был построен дом, решения о реорганизации не принимал, с просьбой об изменении адреса в администрацию не обращался. Более того, еще до издания обжалуемого постановления ЖСК обращался с заявлением в УМИГа с просьбой не менять адрес (заявление от 07.07.2008), однако администрацией были проигнорированы просьбы граждан в лице членов ЖСК об оставлении прежнего адреса строения.
Также заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске кооперативом установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование. При отказе в восстановлении срока на подачу заявления судом не учтено то обстоятельство, что в суд ЖСК мог обратиться только после получения 17.02.2009 отказа администрации в удовлетворении заявления ЖСК об отмене обжалуемого постановления в части п. 8 приложения к нему, и именно с этой даты следует исчислять 3-х месячный срок для обращения в суд.
В судебном заседании представители ЖСК-93 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Представитель Товарищества собственников жилья N 105 "А" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 10.08.1990 администрацией г. Владивостока за регистрационным N 359 по адресу г. Владивосток, ул. Калинина, 105.
Постановлением главы Администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 "Об упорядочении адресной нумерации строений, объектов недвижимости г. Владивостока" присвоены новые адреса зданиям в г. Владивостоке согласно приложению, в том числе пунктом 8 приложения присвоены новые адреса по улице Калинина, 105: строению с квартирами с N 1 по N 120 присвоен адрес ул. Калинина, 105а, строению с квартирами с N 121 по N 240 присвоен адрес ул. Калинина, 105.
Не согласившись с вынесенным Главой Администрации г. Владивостока постановлением от 01.11.2008 N 548 в части пункта 8 приложения к нему, ЖСК-93 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в обоснование которого кооператив указал, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует Закону Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" и нарушает законные интересы кооператива в сфере экономической деятельности, вызванные необходимостью внесения изменений в учредительные документы ЖСК-98, внесение изменений в договоры по оказанию коммунальных услуг, получение новых техпаспортов и новых свидетельств о государственной регистрации права собственникам квартир.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных кооперативом требований, обоснованно исходил из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшего на момент спорных правоотношений, присвоение наименования улицам и другим частям города, установление нумерации домов относится к компетенции городской администрации.
Пунктом 6 статьи 11 Закона Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" установлено, что наименование и переименование адресных объектов населенных пунктов (районов в городе, площадей, проспектов, улиц, переулков, проездов и других составных частей населенных пунктов) в Приморском крае производятся органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 1.2, 4.1.1 Положения о присвоении почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока Приморского края от 05.06.2000 N 1032, каждый земельный участок, здание, сооружение должны иметь свой уникальный адрес на территории г. Владивостока; адрес содержит следующие реквизиты: наименование улицы, либо земельного участка; номер здания, корпуса или строения, сооружения.
В силу пунктов 4.2.6 - 4.2.8 Положения на территории земельного участка определяется основное здание, относительно которого осуществляется адресация зданий, сооружений, расположенных на данной территории. Адрес основного здания определяется с учетом установленной классификации улиц. Прочим зданиям, расположенным на территории земельного участка, присваивается номер основного здания и дополнительный номер корпуса или строения. Указатель "корпус" или "строение" определяется в зависимости от функционального назначения зданий с учетом функционального использования территории земельного участка, на котором они расположены, и сложившейся адресации близлежащих зданий. Нумерация зданий производится от главного въезда на территорию земельного участка с учетом расположения главного здания.
Пунктом 4.3.3 Положения установлено, что нумерация вновь возводимых зданий (сооружений) и изменение в адреса существующих объектов производится городским управлением архитектуры и градостроительства на основании данных градостроительного кадастра.
При этом присвоение почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока не требует согласия собственников зданий, строений и иных лиц для изменения адреса объекта.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 29.03.1991 N 186, утвержден акт приемки в эксплуатацию законченных строительством 3-х блок-секций 10-этажного кооперативного жилого дома на 120 квартир по ул. Калининской, построенному жилому дому присвоен почтовый адрес: ул. Калининская, 105.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 30.12.1992 N 970 утвержден акт приемки в эксплуатацию законченных строительством трех блок-секций N 4-6 на 120 квартир 10-этажного крупнопанельного жилого дома по ул. Калинина с присвоением вновь построенным трем блок-секциям почтового адреса: ул. Калинина, 105.
На каждое из сооружений по завершению строительства составлены технические паспорта: один - по состоянию на 15.11.1990 отдельно на квартиры с N 121 по N 240, и второй - по состоянию на 09.12.1992 отдельно на квартиры с N 1 по N 120.
Согласно сообщения, полученного начальником Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Приморскому краю, по данным технической инвентаризации (л.д. 72) объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 105, представляет собой комплекс из двух самостоятельных зданий, которые числятся под одним адресом.
Согласно графическому изображению спорного объекта по литерной схеме от 27.01.2009, представленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Приморскому краю, видно, что сооружение, образующее единое пространство сложной формы, представляет собой комплекс двух стоящих уступом отдельно один от другого на расстоянии 0,7 м строений.
Вывод о том, что комплекс строений по адресу: ул. Калинина, 105 является самостоятельными строениями, послужил основанием для принятия Администрацией г. Владивостока оспариваемого постановления о присвоении каждому строению отдельного почтового адреса.
При этом постановление главы администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 в части пункта 8 приложения к нему, вынесено в рамках представленных пунктом 5 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшего на момент спорных правоотношений, полномочий, с соблюдением порядка, установленного пунктом 6 статьи 11 Закона Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края", Положением о присвоении почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока Приморского края от 05.06.2000 N 1032.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, вопросы присвоения наименования улицам и другим частям города Владивостока, установлению нумерации домов относятся исключительно к компетенции городской администрации и не требуют согласия собственников зданий, строений и иных лиц для изменения адреса объекта. В связи с изложенным, не имеет правового значения довод жалобы о том, что администрация при издании оспариваемого постановления не учла мнение членов кооператива.
Не соблюдение администрацией правил ведения градостроительного кадастра для целей адресации земельных участков, зданий и сооружений (4.3.3 Положения) не является безусловным препятствием для нумерации вновь возводимых зданий (сооружений) и изменения в адреса существующих объектов.
Вопрос о целесообразности присвоения каждому строению отдельного почтового адреса и изменения адреса существующих объектов, как и вопрос о последовательности в адресации домов, по мнению апелляционной коллегии, не подлежит судебной оценке как не относящийся к компетенции суда.
Так же не подлежат судебной оценке разночтения и противоречия в технической инвентаризации объекта (объектов), поскольку технические характеристики строения (комплекса двух стоящих уступом строений), имевшего до переадресации единый адрес ул. Калинина, 105, не имеют определяющего значения для разрешения настоящего спора.
Доводы кооператива о том, что оспариваемое постановление возлагает на него обязанность внести изменения в учредительные документы и в заключенные договоры по оказанию коммунальных услуг, получить новых техпаспорта и возлагает на членов кооператива обязанность получить новые свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиры, что влечет дополнительные расходы, коллегией проверены и признаются не влияющими на законность оспариваемого постановления в оспариваемой части.
Как правомерно указал суд первой инстанции мероприятия по внесению изменений в учредительные документы кооператива и в заключенные хозяйственные договоры являются организационными и не препятствуют продолжению нормальной экономической деятельности заявителя.
Смена почтового адреса кооператива не является обстоятельством, безусловно требующим получение нового техпаспорта на эксплуатируемое им недвижимое имущество.
Члены кооператива не являются лицами, участвующими в деле, поэтому коллегия не рассматривает довод кооператива о нарушении прав и законных интересов его членов.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательными условиями для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными или незаконными является не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом указанные условия должны быть установлены судом в совокупности.
Учитывая, что судом не установлена совокупность условий в виде не соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, коллегия в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ не находит оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поданного в соответствии со статьей 198 АПК РФ.
Оспариваемое постановление администрации г. Владивостока издано 01.11.2008. С заявлением об оспаривании указанного постановления кооператив обратился в Арбитражный суд Приморского края 05.05.2009, то есть с пропуском установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в суд ЖСК мог обратиться только после получения 17.02.2009 отказа администрации в удовлетворении заявления ЖСК об отмене обжалуемого постановления в части п. 8 приложения к нему, и именно с этой даты следует исчислять 3-х месячный срок для обращения в суд, отклоняется коллегией как не основанный на нормах ст. 198 АПК РФ.
Остальные доводы заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 08 сентября 2009 года по делу N А51-6248/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2009 N 05АП-5140/2009 ПО ДЕЛУ N А51-6248/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. N 05АП-5140/2009
Дело N А51-6248/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 03 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я. А. Ворожбит
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Жембровкая О.В. по доверенности N 1-3/35 от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение N 043 от 19.12.2008;
- от Жилищно-строительного кооператива N 98: представитель Безбожный В.Г. по доверенности от 30.04.2009 сроком действия 1 год, паспорт; адвокат Палеха И.М. по доверенности от 04.10.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение N 668;
- от Товарищества собственников жилья N 105 "А": председатель Дмитриев В.Г. протокол N 1 от 23.12.2008, водительское удостоверение N 051489,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 98
апелляционное производство N 05АП-5140/2009
на решение от 08 сентября 2009 года
по делу N А51-6248/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 98
к Администрации г. Владивостока
третьи лица: Товарищество собственников жилья N 105 "А"
о признании частично недействительным постановления,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 98 (далее по тексту - "ЖСК N 98" и "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Владивостока (далее - "администрация") о признании недействительным Постановления Администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 "Об упорядочении адресной нумерации строений, объектов недвижимости г. Владивостока" в части пункта 8 приложения к нему.
Определением от 17.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Товарищество собственников жилья-105а (далее - "ТСЖ- 105а").
Решением от 08.09.2009 заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления и в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, ЖСК N 98 просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указывая следующее:
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в материалах дела имеются два документа, исходящие от БТИ, суть которых носит взаимоисключающий характер. При этом суд в обжалуемом решении ссылается на один из них - ответ БТИ от 28.01.2009 и не дает оценки единому техническому паспорту на дом 1998 года, согласно которому 10-этажный крупнопанельный 6-подъездный жилой дом N 105 по ул. Калининской является единым строением.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что в спорном случае в нарушение пунктов 4.2.6 - 4.2.7 Положения о присвоении почтовых адресов земельным участкам и сооружениям города Владивостока основным зданием признаны три блок/секции с 4 по 6 подъезд (дом 105), в котором нумерация квартир начинается с 121 квартиры, а прочим зданием - три блок/секции с 1 по 3 подъезд (дом 105А), в котором нумерация квартир начинается с 1 квартиры.
Изданием обжалуемого постановления фактически нарушен принцип последовательности в адресации домов, указанный в п. 4.2.1 Положения, поскольку в настоящее время номера близлежащих домов по ул. Калининской следуют следующим образом: дом N 91, строение N 105 (бойлерная), дом 105А, дом 105, дом 107, очевидно, что в сложившуюся адресацию близлежащих домов внесена путаница.
Пунктом 4.3.3 Положения, установлено, что изменение адреса существующих объектов производится на основании данных градостроительного кадастра. Обжалуемое решение не содержит ссылки на обоснованность изменения адреса по данным градостроительного кадастра.
ЖСК-93, для членов которого был построен дом, решения о реорганизации не принимал, с просьбой об изменении адреса в администрацию не обращался. Более того, еще до издания обжалуемого постановления ЖСК обращался с заявлением в УМИГа с просьбой не менять адрес (заявление от 07.07.2008), однако администрацией были проигнорированы просьбы граждан в лице членов ЖСК об оставлении прежнего адреса строения.
Также заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске кооперативом установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование. При отказе в восстановлении срока на подачу заявления судом не учтено то обстоятельство, что в суд ЖСК мог обратиться только после получения 17.02.2009 отказа администрации в удовлетворении заявления ЖСК об отмене обжалуемого постановления в части п. 8 приложения к нему, и именно с этой даты следует исчислять 3-х месячный срок для обращения в суд.
В судебном заседании представители ЖСК-93 поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Представитель Товарищества собственников жилья N 105 "А" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 10.08.1990 администрацией г. Владивостока за регистрационным N 359 по адресу г. Владивосток, ул. Калинина, 105.
Постановлением главы Администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 "Об упорядочении адресной нумерации строений, объектов недвижимости г. Владивостока" присвоены новые адреса зданиям в г. Владивостоке согласно приложению, в том числе пунктом 8 приложения присвоены новые адреса по улице Калинина, 105: строению с квартирами с N 1 по N 120 присвоен адрес ул. Калинина, 105а, строению с квартирами с N 121 по N 240 присвоен адрес ул. Калинина, 105.
Не согласившись с вынесенным Главой Администрации г. Владивостока постановлением от 01.11.2008 N 548 в части пункта 8 приложения к нему, ЖСК-93 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в обоснование которого кооператив указал, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует Закону Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" и нарушает законные интересы кооператива в сфере экономической деятельности, вызванные необходимостью внесения изменений в учредительные документы ЖСК-98, внесение изменений в договоры по оказанию коммунальных услуг, получение новых техпаспортов и новых свидетельств о государственной регистрации права собственникам квартир.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных кооперативом требований, обоснованно исходил из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшего на момент спорных правоотношений, присвоение наименования улицам и другим частям города, установление нумерации домов относится к компетенции городской администрации.
Пунктом 6 статьи 11 Закона Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края" установлено, что наименование и переименование адресных объектов населенных пунктов (районов в городе, площадей, проспектов, улиц, переулков, проездов и других составных частей населенных пунктов) в Приморском крае производятся органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 1.2, 4.1.1 Положения о присвоении почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока Приморского края от 05.06.2000 N 1032, каждый земельный участок, здание, сооружение должны иметь свой уникальный адрес на территории г. Владивостока; адрес содержит следующие реквизиты: наименование улицы, либо земельного участка; номер здания, корпуса или строения, сооружения.
В силу пунктов 4.2.6 - 4.2.8 Положения на территории земельного участка определяется основное здание, относительно которого осуществляется адресация зданий, сооружений, расположенных на данной территории. Адрес основного здания определяется с учетом установленной классификации улиц. Прочим зданиям, расположенным на территории земельного участка, присваивается номер основного здания и дополнительный номер корпуса или строения. Указатель "корпус" или "строение" определяется в зависимости от функционального назначения зданий с учетом функционального использования территории земельного участка, на котором они расположены, и сложившейся адресации близлежащих зданий. Нумерация зданий производится от главного въезда на территорию земельного участка с учетом расположения главного здания.
Пунктом 4.3.3 Положения установлено, что нумерация вновь возводимых зданий (сооружений) и изменение в адреса существующих объектов производится городским управлением архитектуры и градостроительства на основании данных градостроительного кадастра.
При этом присвоение почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока не требует согласия собственников зданий, строений и иных лиц для изменения адреса объекта.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 29.03.1991 N 186, утвержден акт приемки в эксплуатацию законченных строительством 3-х блок-секций 10-этажного кооперативного жилого дома на 120 квартир по ул. Калининской, построенному жилому дому присвоен почтовый адрес: ул. Калининская, 105.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 30.12.1992 N 970 утвержден акт приемки в эксплуатацию законченных строительством трех блок-секций N 4-6 на 120 квартир 10-этажного крупнопанельного жилого дома по ул. Калинина с присвоением вновь построенным трем блок-секциям почтового адреса: ул. Калинина, 105.
На каждое из сооружений по завершению строительства составлены технические паспорта: один - по состоянию на 15.11.1990 отдельно на квартиры с N 121 по N 240, и второй - по состоянию на 09.12.1992 отдельно на квартиры с N 1 по N 120.
Согласно сообщения, полученного начальником Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Приморскому краю, по данным технической инвентаризации (л.д. 72) объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 105, представляет собой комплекс из двух самостоятельных зданий, которые числятся под одним адресом.
Согласно графическому изображению спорного объекта по литерной схеме от 27.01.2009, представленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Приморскому краю, видно, что сооружение, образующее единое пространство сложной формы, представляет собой комплекс двух стоящих уступом отдельно один от другого на расстоянии 0,7 м строений.
Вывод о том, что комплекс строений по адресу: ул. Калинина, 105 является самостоятельными строениями, послужил основанием для принятия Администрацией г. Владивостока оспариваемого постановления о присвоении каждому строению отдельного почтового адреса.
При этом постановление главы администрации г. Владивостока от 01.11.2008 N 548 в части пункта 8 приложения к нему, вынесено в рамках представленных пунктом 5 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшего на момент спорных правоотношений, полномочий, с соблюдением порядка, установленного пунктом 6 статьи 11 Закона Приморского края от 14.11.2001 N 161-КЗ "Об административно-территориальном устройстве Приморского края", Положением о присвоении почтовых адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока Приморского края от 05.06.2000 N 1032.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, вопросы присвоения наименования улицам и другим частям города Владивостока, установлению нумерации домов относятся исключительно к компетенции городской администрации и не требуют согласия собственников зданий, строений и иных лиц для изменения адреса объекта. В связи с изложенным, не имеет правового значения довод жалобы о том, что администрация при издании оспариваемого постановления не учла мнение членов кооператива.
Не соблюдение администрацией правил ведения градостроительного кадастра для целей адресации земельных участков, зданий и сооружений (4.3.3 Положения) не является безусловным препятствием для нумерации вновь возводимых зданий (сооружений) и изменения в адреса существующих объектов.
Вопрос о целесообразности присвоения каждому строению отдельного почтового адреса и изменения адреса существующих объектов, как и вопрос о последовательности в адресации домов, по мнению апелляционной коллегии, не подлежит судебной оценке как не относящийся к компетенции суда.
Так же не подлежат судебной оценке разночтения и противоречия в технической инвентаризации объекта (объектов), поскольку технические характеристики строения (комплекса двух стоящих уступом строений), имевшего до переадресации единый адрес ул. Калинина, 105, не имеют определяющего значения для разрешения настоящего спора.
Доводы кооператива о том, что оспариваемое постановление возлагает на него обязанность внести изменения в учредительные документы и в заключенные договоры по оказанию коммунальных услуг, получить новых техпаспорта и возлагает на членов кооператива обязанность получить новые свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиры, что влечет дополнительные расходы, коллегией проверены и признаются не влияющими на законность оспариваемого постановления в оспариваемой части.
Как правомерно указал суд первой инстанции мероприятия по внесению изменений в учредительные документы кооператива и в заключенные хозяйственные договоры являются организационными и не препятствуют продолжению нормальной экономической деятельности заявителя.
Смена почтового адреса кооператива не является обстоятельством, безусловно требующим получение нового техпаспорта на эксплуатируемое им недвижимое имущество.
Члены кооператива не являются лицами, участвующими в деле, поэтому коллегия не рассматривает довод кооператива о нарушении прав и законных интересов его членов.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательными условиями для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными или незаконными является не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом указанные условия должны быть установлены судом в совокупности.
Учитывая, что судом не установлена совокупность условий в виде не соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, коллегия в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ не находит оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поданного в соответствии со статьей 198 АПК РФ.
Оспариваемое постановление администрации г. Владивостока издано 01.11.2008. С заявлением об оспаривании указанного постановления кооператив обратился в Арбитражный суд Приморского края 05.05.2009, то есть с пропуском установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в суд ЖСК мог обратиться только после получения 17.02.2009 отказа администрации в удовлетворении заявления ЖСК об отмене обжалуемого постановления в части п. 8 приложения к нему, и именно с этой даты следует исчислять 3-х месячный срок для обращения в суд, отклоняется коллегией как не основанный на нормах ст. 198 АПК РФ.
Остальные доводы заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 08 сентября 2009 года по делу N А51-6248/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи:
Н.В.АЛФЕРОВА
Т.А.СОЛОХИНА
Н.В.АЛФЕРОВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)