Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2012 ПО ДЕЛУ N А21-1094/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу N А21-1094/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей А.Б.Семеновой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11602/2012) Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2012 по делу N А21-1094/2012 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) Администрации муниципального образования городское поселение Город Балтийск
к Государственной жилищной инспекции по Калининградской области
третье лицо: МУП "Служба заказчика города Балтийска"
о признании незаконным предписания N 1042/Ч3307 от 09.11.2011

установил:

Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (ОГРН 1093925002852; место нахождения: Калининградская область, г. Балтийск, ул. В.Егорова, д. 1) (далее - Администрация города Балтийска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (далее - Инспекция) от 09.11.2011 N 1024/Ч3307.
Решением суда от 23.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 23.04.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого предписания. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемое предписание не мотивировано (не установлена причина появления сырости в квартире, а также и вина заявителя); в предписании также не указано какие именно работы надлежит выполнить Администрации, что делает невозможным исполнение предписания. Податель жалобы полагает, что Администрация города Балтийска, являясь собственником квартиры в многоквартирном доме, является ненадлежащим лицом, которому выдано предписание. По мнению заявителя, оспариваемым предписанием на Администрацию необоснованно возложена обязанность выполнить текущий ремонт общего имущества всех собственников жилья в многоквартирном доме.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в связи с поступившим в Инспекцию обращением гражданки Черновой О.Е., проживающей по адресу Калининградская область, г. Балтийск, ул. Ушакова, д. 29, кв. 29, по вопросу неисполнения обязанности собственником указанного жилого помещения, Государственной жилищной инспекции Калининградской области на основании приказа руководителя от 28.10.2011 N 374 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации города Балтийска (л.д. 43).
По результатам проверки составлен Акт от 07.07.2011 N 247, согласно которому в квартире N 29 дома N 29 по ул. Ушакова в г. Балтийске на поверхности наружных стен наблюдается черный налет и плесень (л.д. 39-41). При проведении проверки присутствовал представитель заявителя (ведущий специалист Кондратенко Е.С.), который подписал акт без замечаний и возражений.
09.11.2011 уполномоченным должностным лицом Инспекции в адрес Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (собственника квартиры N 29 дома N 29 по ул. Ушакова в г. Балтийске) вынесено предписание N 1024/Ч3307 на выполнение работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг. Согласно указанному предписанию Инспекцией установлены нарушения пункта 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно на внутренней поверхности стен квартиры имеются темные пятна от переувлажнения, плесень. Администрации предписано в срок до 01.04.2012 выполнить работы по устранению сырости в квартире.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Администрация города Балтийска обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, Администрация города Балтийска, как собственник квартиры по адресу, г. Балтийск, ул. Ушакова, д. 29, кв. 29; несет бремя содержания указанной квартиры и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (пункт 3 статьи 30 ЖК РФ) и обязана принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем (пункт 2 статьи 65 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (пунктом 4.2 установлены требования к содержанию стен домов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 56 статьи 20 ЖК РФ и пунктом 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В данном случае, Государственная жилищная инспекция Калининградской области, установив нарушение требований Правил N 491 и Правил N 170 при содержании жилого помещения, а именно наличие на внутренней поверхности стен квартиры темных пятен от переувлажнения и плесени, в пределах предоставленных полномочий выдала собственнику указанной квартиры предписание об устранении выявленных нарушений (выполнению работ по устранению сырости в квартире).
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не обязывает заявителя провести в обязательном порядке за свой счет текущий ремонт всего общего имущества многоквартирного жилого дома. Конкретный перечень работ, необходимых для устранения нарушения (проведение капитального ремонта квартиры с утеплением внутренних стен, их теплоизоляцией и гидроизоляцией, либо организация проведения ремонта наружных стен квартиры), определяет непосредственно Администрация города Балтийска как собственник спорной квартиры. В данном случае заявитель не представил доказательств того, что исполнение предписания требует обязательного проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома; осуществление же капитального ремонта квартиры в силу пункта 2 статьи 65 ЖК РФ возложено на собственника квартиры, то есть Администрацию города Балтийска.
Более того, в силу части 2 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация города Балтийска, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, не лишена права организовать по собственной инициативе общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу проведения текущего ремонта общего имущества спорного дома, на котором будет определен необходимый объем работ, их стоимость и порядок финансирования.
Администрация города Балтийска, как собственник спорной квартиры, не вправе уклоняться от содержания указанного жилого помещения сданного внаем и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме либо перекладывать исполнение своих обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, на нанимателя квартиры.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 09.11.2011 N 1024/Ч3307.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 апреля 2012 года по делу N А21-1094/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)