Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-10108/2007 (судья Ваганова В.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" (далее - заявитель, ООО УК "Альтернатива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Миасского городского округа Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 11.07.2008 N 340 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2008 по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика отдела государственного пожарного надзора Миасского городского округа, г. Миасс надлежащим Главном управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.08.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что общество не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. не является собственником, владеющим общим имуществом многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Альтернатива" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Миассу Челябинской области 20.10.2006 за основным государственным номером 106741505500207.
04.07.2008 административным органом на основании распоряжения N 327 от 09.06.2008 (л.д. 34) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, 2.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не обеспечено своевременное выполнение требований пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 10 "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003), а именно: системы дымоудаления и подпора воздуха в лифтовых шахтах находятся в нерабочем состоянии (ППБ 01-03, п. 34, п. 1, п. 10, п. 3; СНиП 31-01-2003, п. 7.3.1; СНиП 21-01-97*, п. 4.3, п. 7.22); здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, п. 1; НПБ 110-03, таблица N 1 п. 6.2; СНиП 31-01-2003, п. 7.3.3; СНиП 21-01-97* п. 43); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, п. 1, НПБ 104-03, таблица N 2 п. 19, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.4); в дверном проеме, ведущем на технический этаж (чердак) не установлена противопожарная дверь с ненормируемым пределом огнестойкости (сертифицированная области пожарной безопасности) (ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 7.1, п. 7.4, п. 5.14; люк в проеме выхода на кровлю не противопожарный с нормируемым пределом огнестойкости менее требуемого (не сертифицированный в области пожарной безопасности) (ППБ 01-03, п. 3, СНиП 21-01-97,.1.1, п. 7.1, 74, п. 5.14); двери с устройствами для самозакрывания дверей с незадымляемой лестничной клеткой частично отсутствуют (ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 7.1, 74, п. 5.14); насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения отсутствуют (ППБ 01-03, п. 34, п. 89); пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; (1 - 14 этажи) (ПББ 01-03, п. 10, п. 91); не проведена проверка исправности внутреннего противопожарного водопровода и способности обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (ПББ 01-03, п. 10, п. 89); нарушены спринкерные оросители в мусоросборной камере (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, СНиП 21-01-97*, п. 1.2, п. 4.3, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11); дверь мусоросборной камере не утеплена (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11),; ящики пожарных кранов выполнены с нарушением НПБ 151-2000, не оформлены согласно ГОСТа 12.4.009-83 (ППБ 01-03, п. 3. п. 10); остекленение окон технического этажа частично отсутствует (ППБ 01-03 п. 44, п. 1, 10); соединение и оконцевание жил электропроводов и кабелей в распределительных коробках, в месте подключения приборов освещения, в электрическом щите на 14-м этаже, 10 этаже (кв. 78 - 81), 4-м этаже (кв. 22 - 25), коридоре 12 этажа, выполнены скруткой (ППБ 01-03 п. 57, п. 3, ПЭУ п. 2.1.21); прокладка электрической проводки в коридоре 8 этажа (перед кв. 46 - 47), коридорах 5 этажа, коридоре 4-го этажа (перед кв. 18 - 23) выполнена с нарушением требований ПУЭ; в распределительных устройствах отсутствуют таблички с четкими надписями, указывающими назначение отдельных цепей и панелей (ППБ 01-03 п. 10, п. 57, ПУЭ-86, п. 4.1.3); поэтажные коридоры загромождены различными материалами, мебелью и загроможден доступ к пожарным кранам ((ППБ 01-03, п. 10, п. 53); не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, установленных на крыше здания (испытания производить не реже 1 раза в 5 лет); (ППБ 01-03, п. 10, п. 41); окна подвала, предусмотренные проектом заделаны кирпичной кладкой (ППБ 01-03, п. 3, 10, СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 4.3, СНиП 31-01-2003, п. 7.4.2) на сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире отсутствует отдельный кран для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения, для ликвидации очага возгорания (ППБ 01-03, п. 3, п. 10, СНИП 21-01-97*, п. 1.1, п. 8.1, СНиП 31-01-2003, п. 7.4.5); мусоропровод не оборудован устройством для автоматического пожаротушения ствола (ППБ 01-03, п. 3, 10, СНиП 21-09-97, п. 1.1, п. 8.1, СНиП 31-01-2003, 9.31); отделка стен и пола на путях эвакуации в поэтажных коридорах из горючих материалов (ППБ 01-03 п. 10, п. 53); отсутствуют уплотнительные прокладки в притворах клапанов мусоропроводов (ППБ 01-03, п. 10, п. 53);отсутствует клапан мусоропровода на 14 этаже, предусмотренный проектом; двери камер мусоропроводов не закрыты на замок (ППБ 01-03, п. 10, п. 87); на дверях чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей (ППБ 01-03, п. 10, п. 90); на здании отсутствует указатель места расположения ближайшего пожарного гидрата (со светоотражающим покрытием) (ППБ 01-03, п. 10, п. 90).
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт. По факту совершения правонарушения 04.07.2008 заинтересованным лицом составлен в отношении заявителя, в присутствии представителя и при надлежащем извещении юридического лица составлен протокол N 340 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 32 - 33).
На основании протокола и собранных материалов, постановлением N 340 от 11.07.2008. заявитель за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Считая постановление об административном правонарушении незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Судом правильно применены нормы действующего законодательства.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты нарушения обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Нарушение приведенных требований пожарной безопасности, невыполнение норм и правил, установленных указанными нормативными актами, свидетельствует о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не может являться субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Степана Разина, 2 выбран способ управления многоквартирным домом при помощи управляющей организации. Между каждым из собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома и ООО УК "Альтернатива" заключены договоры на управление многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пункт 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, рассматривает управление жилищным фондом как часть технической эксплуатации жилищного фонда, которая включает в себя собственно управление (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), а также техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание.
Соответственно, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом характеризуется тем, что управление реализуется независимо от воли на это собственника, то есть на основании установленной законом обязанности.
Собственник имущества в силу тех или иных причин либо не может самостоятельно управлять имуществом, либо для него это затруднительно. Каждый сособственник общего имущества в многоквартирном доме не может единолично им управлять, поэтому необходима согласованная воля всех собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим Жилищный кодекс РФ предусматривает обязанность избрать такой способ управления, при котором вопросы управления будут решаться одним лицом (товариществом собственников жилья, кооперативом, управляющей организацией).
Таким образом, правовые нормы, регулирующие управление многоквартирным домом, направлены в первую очередь на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Цели управления многоквартирным домом - сохранить имущество собственников, обеспечить их расчеты с кредиторами, реализовать их правомочия.
Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом, деятельность управляющей организации складывается из совокупности всех юридических и фактических действий, ею предпринимаемых. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем. Исполнение обязательства управляющей организацией состоит в обеспечении эффективного управления доверенным ей имуществом.
Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет ясно определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.
Услуга лица, управляющего многоквартирным домом, состоит в том, что оно осуществляет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах собственника этого имущества, а значит, управляющий относится к числу лиц, которые в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Кроме возложенных на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и заключенного с собственниками имущества договора, полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома, типовым договором на управление многоквартирным домом предусмотрен также конкретный перечень работ по обеспечению пожарной безопасности, которые надлежит выполнять управляющей компании: ремонт электропроводки, проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах, проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляций проводов, осмотр пожарных сигнализаций и средств тушения в домах, ремонт печей и очагов, замена разбитых стекол окон и дверей в местах общего пользования и вспомогательных помещениях, прочистка дымоходов и вентиляционных каналов, восстановление функционирования систем противопожарной защиты и противопожарных водопроводов, проверка состояния огнезащитных покрытий сгораемых конструкций чердаков и их обработка.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ имеет место, ответственность применена в соответствии с законом, права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены, сумма штрафа избрана в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-10107/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2008 N 18АП-6600/2008 ПО ДЕЛУ N А76-10107/2008
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2008 г. N 18АП-6600/2008
Дело N А76-10107/2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-10108/2007 (судья Ваганова В.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" (далее - заявитель, ООО УК "Альтернатива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Миасского городского округа Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 11.07.2008 N 340 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2008 по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика отдела государственного пожарного надзора Миасского городского округа, г. Миасс надлежащим Главном управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.08.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что общество не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.к. не является собственником, владеющим общим имуществом многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Альтернатива" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Миассу Челябинской области 20.10.2006 за основным государственным номером 106741505500207.
04.07.2008 административным органом на основании распоряжения N 327 от 09.06.2008 (л.д. 34) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Степана Разина, 2.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не обеспечено своевременное выполнение требований пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 10 "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003), а именно: системы дымоудаления и подпора воздуха в лифтовых шахтах находятся в нерабочем состоянии (ППБ 01-03, п. 34, п. 1, п. 10, п. 3; СНиП 31-01-2003, п. 7.3.1; СНиП 21-01-97*, п. 4.3, п. 7.22); здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, п. 1; НПБ 110-03, таблица N 1 п. 6.2; СНиП 31-01-2003, п. 7.3.3; СНиП 21-01-97* п. 43); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, п. 1, НПБ 104-03, таблица N 2 п. 19, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.4); в дверном проеме, ведущем на технический этаж (чердак) не установлена противопожарная дверь с ненормируемым пределом огнестойкости (сертифицированная области пожарной безопасности) (ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 7.1, п. 7.4, п. 5.14; люк в проеме выхода на кровлю не противопожарный с нормируемым пределом огнестойкости менее требуемого (не сертифицированный в области пожарной безопасности) (ППБ 01-03, п. 3, СНиП 21-01-97,.1.1, п. 7.1, 74, п. 5.14); двери с устройствами для самозакрывания дверей с незадымляемой лестничной клеткой частично отсутствуют (ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 7.1, 74, п. 5.14); насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения отсутствуют (ППБ 01-03, п. 34, п. 89); пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; (1 - 14 этажи) (ПББ 01-03, п. 10, п. 91); не проведена проверка исправности внутреннего противопожарного водопровода и способности обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (ПББ 01-03, п. 10, п. 89); нарушены спринкерные оросители в мусоросборной камере (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, СНиП 21-01-97*, п. 1.2, п. 4.3, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11); дверь мусоросборной камере не утеплена (ППБ 01-03, п. 10, п. 3, СНиП 31-01-2003, п. 7.3.11),; ящики пожарных кранов выполнены с нарушением НПБ 151-2000, не оформлены согласно ГОСТа 12.4.009-83 (ППБ 01-03, п. 3. п. 10); остекленение окон технического этажа частично отсутствует (ППБ 01-03 п. 44, п. 1, 10); соединение и оконцевание жил электропроводов и кабелей в распределительных коробках, в месте подключения приборов освещения, в электрическом щите на 14-м этаже, 10 этаже (кв. 78 - 81), 4-м этаже (кв. 22 - 25), коридоре 12 этажа, выполнены скруткой (ППБ 01-03 п. 57, п. 3, ПЭУ п. 2.1.21); прокладка электрической проводки в коридоре 8 этажа (перед кв. 46 - 47), коридорах 5 этажа, коридоре 4-го этажа (перед кв. 18 - 23) выполнена с нарушением требований ПУЭ; в распределительных устройствах отсутствуют таблички с четкими надписями, указывающими назначение отдельных цепей и панелей (ППБ 01-03 п. 10, п. 57, ПУЭ-86, п. 4.1.3); поэтажные коридоры загромождены различными материалами, мебелью и загроможден доступ к пожарным кранам ((ППБ 01-03, п. 10, п. 53); не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, установленных на крыше здания (испытания производить не реже 1 раза в 5 лет); (ППБ 01-03, п. 10, п. 41); окна подвала, предусмотренные проектом заделаны кирпичной кладкой (ППБ 01-03, п. 3, 10, СНиП 21-01-97*, п. 1.1, п. 4.3, СНиП 31-01-2003, п. 7.4.2) на сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире отсутствует отдельный кран для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения, для ликвидации очага возгорания (ППБ 01-03, п. 3, п. 10, СНИП 21-01-97*, п. 1.1, п. 8.1, СНиП 31-01-2003, п. 7.4.5); мусоропровод не оборудован устройством для автоматического пожаротушения ствола (ППБ 01-03, п. 3, 10, СНиП 21-09-97, п. 1.1, п. 8.1, СНиП 31-01-2003, 9.31); отделка стен и пола на путях эвакуации в поэтажных коридорах из горючих материалов (ППБ 01-03 п. 10, п. 53); отсутствуют уплотнительные прокладки в притворах клапанов мусоропроводов (ППБ 01-03, п. 10, п. 53);отсутствует клапан мусоропровода на 14 этаже, предусмотренный проектом; двери камер мусоропроводов не закрыты на замок (ППБ 01-03, п. 10, п. 87); на дверях чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей (ППБ 01-03, п. 10, п. 90); на здании отсутствует указатель места расположения ближайшего пожарного гидрата (со светоотражающим покрытием) (ППБ 01-03, п. 10, п. 90).
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт. По факту совершения правонарушения 04.07.2008 заинтересованным лицом составлен в отношении заявителя, в присутствии представителя и при надлежащем извещении юридического лица составлен протокол N 340 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 32 - 33).
На основании протокола и собранных материалов, постановлением N 340 от 11.07.2008. заявитель за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Считая постановление об административном правонарушении незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ) 01-03, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Судом правильно применены нормы действующего законодательства.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты нарушения обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Нарушение приведенных требований пожарной безопасности, невыполнение норм и правил, установленных указанными нормативными актами, свидетельствует о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не может являться субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Степана Разина, 2 выбран способ управления многоквартирным домом при помощи управляющей организации. Между каждым из собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома и ООО УК "Альтернатива" заключены договоры на управление многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пункт 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, рассматривает управление жилищным фондом как часть технической эксплуатации жилищного фонда, которая включает в себя собственно управление (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами), а также техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание.
Соответственно, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом характеризуется тем, что управление реализуется независимо от воли на это собственника, то есть на основании установленной законом обязанности.
Собственник имущества в силу тех или иных причин либо не может самостоятельно управлять имуществом, либо для него это затруднительно. Каждый сособственник общего имущества в многоквартирном доме не может единолично им управлять, поэтому необходима согласованная воля всех собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим Жилищный кодекс РФ предусматривает обязанность избрать такой способ управления, при котором вопросы управления будут решаться одним лицом (товариществом собственников жилья, кооперативом, управляющей организацией).
Таким образом, правовые нормы, регулирующие управление многоквартирным домом, направлены в первую очередь на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Цели управления многоквартирным домом - сохранить имущество собственников, обеспечить их расчеты с кредиторами, реализовать их правомочия.
Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом, деятельность управляющей организации складывается из совокупности всех юридических и фактических действий, ею предпринимаемых. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем. Исполнение обязательства управляющей организацией состоит в обеспечении эффективного управления доверенным ей имуществом.
Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет ясно определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.
Услуга лица, управляющего многоквартирным домом, состоит в том, что оно осуществляет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах собственника этого имущества, а значит, управляющий относится к числу лиц, которые в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Кроме возложенных на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и заключенного с собственниками имущества договора, полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома, типовым договором на управление многоквартирным домом предусмотрен также конкретный перечень работ по обеспечению пожарной безопасности, которые надлежит выполнять управляющей компании: ремонт электропроводки, проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах, проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляций проводов, осмотр пожарных сигнализаций и средств тушения в домах, ремонт печей и очагов, замена разбитых стекол окон и дверей в местах общего пользования и вспомогательных помещениях, прочистка дымоходов и вентиляционных каналов, восстановление функционирования систем противопожарной защиты и противопожарных водопроводов, проверка состояния огнезащитных покрытий сгораемых конструкций чердаков и их обработка.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ имеет место, ответственность применена в соответствии с законом, права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены, сумма штрафа избрана в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-10107/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альтернатива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)