Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2009 ПО ДЕЛУ N А72-5082/2008

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2009 г. по делу N А72-5082/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008
по делу N А72-5082/2008
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск, к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс", г. Ульяновск, с участием третьих лиц: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска, г. Ульяновск, Городской комитет по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска, г. Ульяновск, о взыскании основного долга,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - УМУП) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу (далее - ЖСК) "Комплекс", г. Ульяновск, о взыскании задолженности 1 880 764 руб. 45 коп. основного долга за период сентябрь - декабрь 2005 года и август - сентябрь 2006 года.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2008 выделено в отдельное производство требование УМУП о взыскании с ЖСК задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784 497 руб. 36 коп.
Настоящий спор рассматривался в части взыскания с ЖСК "Комплекс" задолженности за август - сентябрь 2006 года в сумме 784 497 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2008 исковые требования удовлетворены частично: с ЖСК в пользу УМУП взыскано 784 182 руб. 63 коп. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за август - сентябрь 2006 года и 8 716 руб. 89 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда от 14.10.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЖСК просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований или направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы полагает, что судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для данного дела и не применены нормы материального права, подлежащие применению.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 8.04.2009 был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 10.04.2009.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела стороны состоят в договорных отношениях.
09 сентября 2004 года между УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация) и ЖСК "Комплекс" (потребитель) заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1106 (административного помещения).
Согласно пункту 1.1 договора теплоснабжающая организация обеспечивает отпуск потребителю тепловой энергии в горячей воде и теплоносителе через муниципальные тепловые сети от поставщика в пределах раздела эксплуатационной ответственности, а потребитель принимает тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим теплопотребления в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных настоящим договором и производит оплату за их использование.
Согласно пункту 2.1.1 договора теплоснабжающая организация обязана отпускать потребителю тепловую энергию и теплоноситель в служебное помещение площадью 99,8 кв. м по адресу: пр. Ленинского Комсомола, 35.
Согласно пункту 2.5.2 договора при отсутствии у потребителя приборов коммерческого учета количество отпускаемой тепловой энергии потребителю рассчитывает теплоснабжающей организацией: - на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в соответствии с указанными в договоре тепловыми нагрузками.
Согласно пункту 2.5.1 договора основанием к оплате количества отпущенной потребителю тепловой энергии и теплоносителя считать счет-фактуру, предъявляемую потребителю теплоснабжающей организацией, если он ее не опротестовал с течение 5 дней.
Согласно пунктов 3.1, 3.2 договора потребитель оплачивает все количество тепловой энергии, отпущенной теплоснабжающей организацией по тарифу, утвержденному Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области. При изменении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель расчет производится по новому тарифу. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов. Изменение тарифов публикуется в СМИ без дополнительного уведомления потребителя.
Согласно пункту 4.2. договора потребитель обязуется производить оплату за расчетный период по настоящему договору до следующих дат:
- - до 5 числа расчетного месяца - 1 промежуточный платеж в размере 45% от стоимости заявленного объема тепловой энергии и теплоносителя;
- - до 15 числа расчетного месяца - 2 промежуточный платеж в размере 45% от стоимости заявленного объема тепловой энергии и теплоносителя;
- - до 10 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет в размере стоимости оставшегося объема тепловой энергии и теплоносителя по фактическому потреблению за расчетный период.
15 марта 2005 года УМУП "Теплоком" (теплоснабжающая организация), ЖСК "Комплекс" (потребитель) и Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска (Комитет) заключили договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1046.
- Согласно условиям указанного договора Теплоснабжающая организация обеспечивает отпуск Потребителю тепловой энергии в горячей воде и теплоноситель (далее тепловая энергия и теплоноситель) через муниципальные тепловые сети от поставщика в пределах границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей;
- Потребитель принимает тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим теплопотребления в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных настоящим договором, и производит оплату за их использование по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Комитет за счет средств, выделенных из бюджета города Ульяновска, возмещает Теплоснабжающей организации разницу в тарифах за тепловую энергию, отпускаемую ею на нужды отопления и горячего, водоснабжения "Потребителю", приравненного к населению.
Согласно приложению N 1 к договору тепловая энергия поставляется в жилые дома.
Согласно условиям договора при отсутствии у Потребителя приборов коммерческого учета количество отпускаемой тепловой энергии Потребителю рассчитывается Теплоснабжающей организацией: - на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение в соответствии с нормативами потребления, установленных органами местного самоуправления, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основанием к оплате количества отпущенной Потребителю тепловой энергии и теплоносителя считать счет-фактуру, предъявляемую Теплоснабжающей организацией "Потребителю", если последний мотивированно не опротестовал ее в течение 5 дней, за исключением случаев несвоевременного оформления актов потребления по приборам учета.
Потребитель оплачивает все количество тепловой энергии, отпущенной Теплоснабжающей организацией по тарифам, утвержденным Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области для данной группы потребителей (юридических лиц, приравненных к населению). При изменении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель расчет производится по новым тарифам, установленным органами местного самоуправления. При этом соответствующие изменения в настоящий Договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов, изменение тарифов публикуется в СМИ без дополнительного уведомления "Потребителя".
Судом первой инстанции было установлено, что на основании представленных в материалы дела актов, подтверждающих оказание услуг в период с августа по сентябрь 2006 года, по расчету истца сумма долга составляет 784 497 руб. 36 коп., с учетом частичной оплаты услуг в сумме 1 674 048 руб. 87 коп., что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суды обеих инстанций правомерно установили, что при отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться, исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых помещений, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Из пунктов 8, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 следует, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Судами было установлено, что в соответствии с приложением N 2 к постановлению Комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 07.02.2006 N 7/03-01 размер платы за услуги по горячему водоснабжению для населения г. Ульяновска составляет 34 руб. 99 коп. за 1 куб. м выполненных работ, которые подписаны истцом и ответчиком без замечаний и скреплены их печатями.
Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Решением от 17.01.2007 по делу N А72-1424/2006 Арбитражный суд Ульяновской области признал постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска N 7/03-01 от 07.02.2006 "О расчете размеры платы за услуги по горячему водоснабжению и центральному отоплению" не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, "Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, статье 9 Устава города Ульяновска, имеющим высшую юридическую силу, и не действующим полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2007 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2007 изменено, постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска N 7/03-01 от 07.02.2006 признано недействующим с момента его принятия - 07.02.2006.
Однако исковые требования удовлетворены без учета данного обстоятельства, что свидетельствует о нарушении судами норм материального права.
Ссылка суда на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.03.2007 по делу N А72-6853/2006 в этой связи является несостоятельной.
При таких данных, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты вынесены при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А72-5082/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)