Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем" - представитель не явился;
- от Главного управления Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области - Бохонова Н.В., представитель по доверенности от 01.03.2012 б/н;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
на решение от 23.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012
по делу N А04-2146/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Стовбун А.А., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жильем" (ОГРН 1082801009268, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 190, далее - общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2012 N 208 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 23.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии вины общества в совершенном административном правонарушении, поскольку собственниками жилого дома определен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в который не вошли работы по обеспечению мер пожарной безопасности, связанные с установкой автоматической системы обнаружения пожара с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, либо на пульт центрального наблюдения; установкой автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа; установкой первичных средств пожаротушения. По мнению общества, решение о включении в перечень услуг и работ по обеспечению мер пожарной безопасности собственниками не принималось, плата за указанный вид услуг не вносилась, следовательно, у общества отсутствует обязанность выполнять не заказанные и неоплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено договором; управляющая компания несет ответственность лишь в пределах принятых на себя обязательств, предусмотренных договором управления; общество не является собственником здания, в котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности; правила пожарной безопасности относительно общежитий не могут быть применены для многоквартирных домов; на момент вынесения постановления собственниками не принято решений по устранению нарушений пожарной безопасности.
Участие в судебном заседании представителей управления обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Управление в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов, изложенных в ней возражают, считают судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просят оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску УНД ГУ МЧС России по Амурской области Томашевского К.В. от 24.02.2012 N 62 в отношении общества в период с 28.02.2012 по 27.03.2012 проведена внеплановая проверка в целях проверки исполнения ранее выданного предписания от 18.05.2011 N 239/1/96 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации общежитий, расположенных в г. Благовещенске по адресам: ул. 50 лет Октября, 204, ул. Пионерская, 206, ул. Трудовая, 11, ул. Театральная, 11 А, ул. Театральная, 11 А1, ул. Чайковского, 24, ул. Лазо, 3, ул. Лазо, 65, ул. Пушкина, 183/5, ул. Театральная, 81/1, ул. Пограничная, 138, ул. Пограничная, 138/1, ул. Театральная, 228, ул. Ленина, 27/1, ул. Текстильная, 25, ул. Кузнечная, 70/2, ул. Кольцевая, 64, ул. Кантемирова, 13А, пункт Аэропорт, 10, пер. Серышевский, 59/1, пер. Серышевский, 57, ул. Вокзальная, 82, ул. Горького, 145, ул. Заводская, 148, ул. Ломоносова, 265, ул. Нагорная, 16.
В ходе проверки выявлено, что ранее выданное предписание от 18.05.2011 обществом исполнено частично: пункты с 1 по 122, с 124 по 140, с 142 по 422 не исполнены.
Управляющей организацией не устранены нарушения требований пунктов 3, 13, 15, 16, 25, 36, 40, 41, 44, 51, 52, 53, 57, 60, 61, 89, 91, 108, 125, 126, 129, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N; 313 (далее - ППБ 01-03); пункта 4 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03); пункта 5.1, таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03); главы 3 пункта 31 - 36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"; НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры общие технические требования"; пункта 3.13 Строительных норм и правил "Кровли" (СНиП 11-26-76); пунктов 5.18*, 6.13* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; пункта 6.13 СНиП 2.04.01-86* "Внутренний водопровод и канализация зданий".
27.03.2013 управлением составлен акт проверки N 62 и протоколы об административном правонарушении N 293 - 370 по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административным органом установлены следующие нарушения:
- - помещения общежития не оборудованы автоматической системой обнаружения пожара (автоматической пожарной сигнализацией) с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, либо на пульт централизованного наблюдения (пункт 4 таблица 1 НПБ 110-03);
- - в общежитии отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (речевая) (пункт 5.1, таблица 2 НПБ 104-03);
- - помещения общежития не обеспечены в достаточном количестве знаками пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 160-97);
- - на этажах отсутствуют поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (пункт 16 ППБ 01-03);
- - обрешетка деревянных конструкций кровли здания, не обрабатывается (пропитывается) огнезащитным составом в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 36 ППБ 01-03);
- - допускается снятие дверей ведущих на лестничные клетки (первый этаж) (пункт 40 ППБ 01-03);
- - дверь чердачного помещения не закрыта на замок (южное крыло) (пункт 44 ППБ 01-03);
- - допускается не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей (пункт 51 ППБ 01-03);
- - запоры на дверях эвакуационных выходов на первом и втором этаже не обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (пункт 52 ППБ 01-03);
- - двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, исключающими распространение опасных факторов пожара в случае его возникновения (пункт 3, пункт 53 ППБ 01-03);
- - над дверями эвакуационных выходов из коридоров в лестничные клетки отсутствуют указатели "Выход" (пункт 61 ППБ 01-03);
- - в номерах общежития не вывешены планы эвакуации на случай возникновения пожара (пункт 125 ППБ 01-03);
- - в общежитии все этажи эксплуатируются с одним эвакуационным выходом (пункт 3 ППБ 01-03; пункт 6.13 СНиП 21-01-97);
- - не выполнена огнезащитная обработка косоуров лестничной клетки (пункт 5.18* СНиП 21-01-97*).
Кроме вышеперечисленных нарушений административным органом установлены и иные нарушения.
28.03.2012 управлением вынесено постановление N 208 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности (статьи 1, 2 Закона о пожарной безопасности).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации установлены, в том числе ППБ 01-03.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 этого же закона, пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 04.02.2010 N 87/1 (договоры в отношении всех многоквартирных домов заключены на тех же условиях) общество выполняет функции по надлежащему содержанию, обслуживанию и техническому ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Как правомерно отметили суды, в рассматриваемом деле управляющая организация, являющаяся специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве основной предпринимательской деятельности, обязана соблюдать действующее законодательство, в том числе законодательство о пожарной безопасности.
Поскольку факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, вина общества в совершении правонарушения установлена, порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен, суды обоснованно отказали заявителю в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде апелляционной инстанции. Ссылка заявителя на то, что установка автоматической системы пожарной сигнализации относится к работам по модернизации жилых помещений при проведении их капитального ремонта, которые должны выполняться за счет средств собственников помещений, при установлении административным органом иных нарушений требований пожарной безопасности не влияет на правильность выводов судов об обоснованном привлечении управляющей организации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А04-2146/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.К.КУРГУЗОВА
Судьи
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2012 N Ф03-4330/2012 ПО ДЕЛУ N А04-2146/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. N Ф03-4330/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем" - представитель не явился;
- от Главного управления Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области - Бохонова Н.В., представитель по доверенности от 01.03.2012 б/н;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
на решение от 23.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012
по делу N А04-2146/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Стовбун А.А., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жильем"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жильем" (ОГРН 1082801009268, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 190, далее - общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2012 N 208 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 23.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии вины общества в совершенном административном правонарушении, поскольку собственниками жилого дома определен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в который не вошли работы по обеспечению мер пожарной безопасности, связанные с установкой автоматической системы обнаружения пожара с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, либо на пульт центрального наблюдения; установкой автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа; установкой первичных средств пожаротушения. По мнению общества, решение о включении в перечень услуг и работ по обеспечению мер пожарной безопасности собственниками не принималось, плата за указанный вид услуг не вносилась, следовательно, у общества отсутствует обязанность выполнять не заказанные и неоплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено договором; управляющая компания несет ответственность лишь в пределах принятых на себя обязательств, предусмотренных договором управления; общество не является собственником здания, в котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности; правила пожарной безопасности относительно общежитий не могут быть применены для многоквартирных домов; на момент вынесения постановления собственниками не принято решений по устранению нарушений пожарной безопасности.
Участие в судебном заседании представителей управления обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Управление в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов, изложенных в ней возражают, считают судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем просят оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску УНД ГУ МЧС России по Амурской области Томашевского К.В. от 24.02.2012 N 62 в отношении общества в период с 28.02.2012 по 27.03.2012 проведена внеплановая проверка в целях проверки исполнения ранее выданного предписания от 18.05.2011 N 239/1/96 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации общежитий, расположенных в г. Благовещенске по адресам: ул. 50 лет Октября, 204, ул. Пионерская, 206, ул. Трудовая, 11, ул. Театральная, 11 А, ул. Театральная, 11 А1, ул. Чайковского, 24, ул. Лазо, 3, ул. Лазо, 65, ул. Пушкина, 183/5, ул. Театральная, 81/1, ул. Пограничная, 138, ул. Пограничная, 138/1, ул. Театральная, 228, ул. Ленина, 27/1, ул. Текстильная, 25, ул. Кузнечная, 70/2, ул. Кольцевая, 64, ул. Кантемирова, 13А, пункт Аэропорт, 10, пер. Серышевский, 59/1, пер. Серышевский, 57, ул. Вокзальная, 82, ул. Горького, 145, ул. Заводская, 148, ул. Ломоносова, 265, ул. Нагорная, 16.
В ходе проверки выявлено, что ранее выданное предписание от 18.05.2011 обществом исполнено частично: пункты с 1 по 122, с 124 по 140, с 142 по 422 не исполнены.
Управляющей организацией не устранены нарушения требований пунктов 3, 13, 15, 16, 25, 36, 40, 41, 44, 51, 52, 53, 57, 60, 61, 89, 91, 108, 125, 126, 129, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N; 313 (далее - ППБ 01-03); пункта 4 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03); пункта 5.1, таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03); главы 3 пункта 31 - 36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"; НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры общие технические требования"; пункта 3.13 Строительных норм и правил "Кровли" (СНиП 11-26-76); пунктов 5.18*, 6.13* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; пункта 6.13 СНиП 2.04.01-86* "Внутренний водопровод и канализация зданий".
27.03.2013 управлением составлен акт проверки N 62 и протоколы об административном правонарушении N 293 - 370 по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административным органом установлены следующие нарушения:
- - помещения общежития не оборудованы автоматической системой обнаружения пожара (автоматической пожарной сигнализацией) с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, либо на пульт централизованного наблюдения (пункт 4 таблица 1 НПБ 110-03);
- - в общежитии отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (речевая) (пункт 5.1, таблица 2 НПБ 104-03);
- - помещения общежития не обеспечены в достаточном количестве знаками пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 160-97);
- - на этажах отсутствуют поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (пункт 16 ППБ 01-03);
- - обрешетка деревянных конструкций кровли здания, не обрабатывается (пропитывается) огнезащитным составом в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 36 ППБ 01-03);
- - допускается снятие дверей ведущих на лестничные клетки (первый этаж) (пункт 40 ППБ 01-03);
- - дверь чердачного помещения не закрыта на замок (южное крыло) (пункт 44 ППБ 01-03);
- - допускается не соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей (пункт 51 ППБ 01-03);
- - запоры на дверях эвакуационных выходов на первом и втором этаже не обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (пункт 52 ППБ 01-03);
- - двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, исключающими распространение опасных факторов пожара в случае его возникновения (пункт 3, пункт 53 ППБ 01-03);
- - над дверями эвакуационных выходов из коридоров в лестничные клетки отсутствуют указатели "Выход" (пункт 61 ППБ 01-03);
- - в номерах общежития не вывешены планы эвакуации на случай возникновения пожара (пункт 125 ППБ 01-03);
- - в общежитии все этажи эксплуатируются с одним эвакуационным выходом (пункт 3 ППБ 01-03; пункт 6.13 СНиП 21-01-97);
- - не выполнена огнезащитная обработка косоуров лестничной клетки (пункт 5.18* СНиП 21-01-97*).
Кроме вышеперечисленных нарушений административным органом установлены и иные нарушения.
28.03.2012 управлением вынесено постановление N 208 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности (статьи 1, 2 Закона о пожарной безопасности).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации установлены, в том числе ППБ 01-03.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 этого же закона, пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 04.02.2010 N 87/1 (договоры в отношении всех многоквартирных домов заключены на тех же условиях) общество выполняет функции по надлежащему содержанию, обслуживанию и техническому ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Как правомерно отметили суды, в рассматриваемом деле управляющая организация, являющаяся специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве основной предпринимательской деятельности, обязана соблюдать действующее законодательство, в том числе законодательство о пожарной безопасности.
Поскольку факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, вина общества в совершении правонарушения установлена, порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен, суды обоснованно отказали заявителю в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде апелляционной инстанции. Ссылка заявителя на то, что установка автоматической системы пожарной сигнализации относится к работам по модернизации жилых помещений при проведении их капитального ремонта, которые должны выполняться за счет средств собственников помещений, при установлении административным органом иных нарушений требований пожарной безопасности не влияет на правильность выводов судов об обоснованном привлечении управляющей организации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.04.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А04-2146/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.К.КУРГУЗОВА
Судьи
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)