Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2011 ПО ДЕЛУ N А23-3989/10А-3-206

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2011 г. по делу N А23-3989/10А-3-206


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой А.Ю.,
при участии:
от ответчика: Павленко А.В. - главный специалист отдела административной практики и аналитической работы по доверенности от 17.09.2010, удостоверение <...>,
заявитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2010 года по делу N А23-3989/10А-3-206 (судья Носова М.А.),

установил:

муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика на услуги жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2010 о назначении административного наказания.
Принятым по делу решением Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2010 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Оспаривая решение Арбитражного суда Калужской области, заявитель жалобы указывает, что подача горячего водоснабжения была прекращена на основании ст. 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2007 N 307, вследствие аварии на тепловых сетях. Кроме того, учреждение не является собственником тепловых сетей, на которых произошла авария, а транспортировка горячей воды по данным сетям в состав тарифа на горячую воду не входит.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2010 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Яремчук Ю.В., проживающего по адресу: Калужская область, Дзержинский район, п. Льва Толстого, ул. Высоцкого, д. 2, кв. 1, была проведена проверка в отношении МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ", являющегося ресурсоснабжающей организацией указанного жилого дома.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в доме N 2 по улице Высоцкого п. Льва Толстого Дзержинского района Калужской области отсутствует горячее водоснабжение с марта 2009 года по причине вывода из эксплуатации теплосети горячего водоснабжения, которая находится в аварийном состоянии, что является нарушением требований пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307. Собственник указанной теплосети не установлен. Плату за коммунальную услугу с жителей данного дома взимает МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ".
По результатам проверки составлен акт проверки N 776 от 23.08.2010.
По итогам проверки 30.08.2010 главным специалистом Государственной жилищной инспекции Калужской области Павленко А.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 380.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области вынес постановление от 15.09.2010 о назначении МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Государственной жилищной инспекции Калужской области от 05.10.2010, жалоба МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ", привлеченного к административной ответственности оставлена без удовлетворения, постановление от 15.09.2010 без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением, МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействиях), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации, которое своим постановлением от 23.05.2006 N 307 их утвердило (далее - Правила).
Пунктом 9 Правил установлена обязанность обеспечения бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 75 Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении горячей воды непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ответственность за режим и качество подачи горячей воды несет ресурсоснабжающая организация (пункт 7 Правил).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем услуг по снабжению горячей водой дома N 2 по ул. Высоцкого п. Льва Толстого Дзержинского района Калужской области, получая за это от его жильцов денежные средства, что подтверждается квитанцией на оплату коммунальных услуг, представленной в материалы дела, и не оспаривается учреждением, а следовательно, в силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт допущенного административного правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, а также отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления инспекции, суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что подача горячего водоснабжения была прекращена вследствие аварии на тепловых сетях, ответственность за содержание которых он не несет, является несостоятельным.
Пунктом 79 Правил установлено, что исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водо-, тепло-, электро- или газоснабжение, а также водоотведение.
Вместе с тем, согласно Приложению N 2 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) должны устраняться немедленно. Разделом II Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307, установлено, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды при аварии на тупиковой магистрали не может превышать 24 часов.
Между тем, как подтверждается материалами дела, аварийная ситуация на вышеуказанной теплосети продолжается с 03.04.2009, то есть более полутора лет.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" имелась возможность осуществлять функции, возложенные на него статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако им не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что не обеспечило соблюдение режима подачи населению коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 76 Правил исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В данном случае заявитель не доказал, что отсутствие горячего водоснабжения произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, что могло бы послужить основанием для освобождения от административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что учреждение не является собственником тепловых сетей, на которых произошла авария, а транспортировка горячей воды по данным сетям в состав тарифа на горячую воду не входит, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в жилом доме N 2 по ул. Высоцкого п. Льва Толстого Дзержинского района Калужской области не избран способ управления.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.03.2009 МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" на праве оперативного управления принадлежит котельная по адресу: Калужская обл., Дзержинский район, п. Льва Толстого, ул. Полевая, что подтверждает статус ресурсоснабжающей организации у заявителя.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Исходя из анализа данной нормы права ресурсоснабжающая организация, являющаяся фактическим пользователем общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и использующая внутридомовые сети ГВС для поставки горячей воды потребителям, несет ответственность за предоставление горячего водоснабжения в бесперебойном режиме до внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и внешней границы стены многоквартирного дома.
Поскольку в данном случае МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников помещений плату за поставляемую горячую воду, а исправное состояние системы ГВС является необходимым условием надлежащего оказания таких услуг, то, в соответствии с п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг, несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы МУ "Дирекция единого заказчика на услуги ЖКХ" и отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 15 декабря 2010 года по делу N А23-3989/10А-3-206 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)