Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" - представитель - Тымко Оксана Ивановна, доверенность от 11.01.2010 г. N 1,
от Территориального органа управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах - представитель - Потапенко Наталья Михайловна, доверенность от 30.12.2009 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г.
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А"
к Территориальному органу управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах
о признании незаконным и подлежащем отмене постановления N 603 от 20.08.2009 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А" (далее - ООО УК "ЖКХ-А") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 603 от 20.08.2009 г. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП Российской Федерации, вынесенного Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах Ростовской области (далее - ТО Роспотребнадзора по Ростовской области).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела документами.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "ЖКХ-А" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.10.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что выявленное нарушение является следствием износа канализационной системы. Управляющая организация не имеет возможности произвести капитальный ремонт канализационной системы, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не решен об источнике финансирования капитального ремонта. Проверка проведена ТО Ростпотребнадзора в отсутствие согласования органов прокуратуры, что является нарушением ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Акт проверки административным органом не составлялся, в адрес общества направлен не был.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ не доказана.
Представитель Роспотребнадзора против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что санитарные правила едины для всех юридических лиц. Актом проверки подтверждается, что обществом нарушены санитарные правила и нормы при осуществлении функций по управлению многоквартирным домом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 04.08.2009 г. в ТО Роспотребнадзора по Ростовской области поступило обращение гр. Павленко С. В. (вх. N 1313/84 от 04.08.2009 г.) о нарушении ее прав как потребителя услуг ООО УК "ЖКХ-А" в связи с протечкой системы канализации в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар 48 "А".
05.08.2009 г. на основании распоряжения начальника ТО Роспотребнадзора от 04.08.2009 г. N 603 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО УК "ЖКХ-А" сотрудниками ТО Роспотребнадзора в присутствии главного инженера общества произведено обследование подвального помещения в многоквартирном доме по Петровскому бульвару 48 "А" в г. Азове. В ходе проверки было выявлено, что в третьем подъезде вышеуказанного дома в подвальном помещении обнаружены следы подтопления после залития подвала канализационными стоками. Канализационный стояк имеет течь (капает канализационная вода). Указанные нарушения зафиксированы в акте от 05.08.2009 г.
06.08.2009 г. должностным лицом ТО Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении общества составлен протокол N 473 об административном правонарушении.
06.08.2009 г. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.08.2009 г., которое получено представителем общества по доверенности 10.08.2009 г.
20.08.2009 г. начальником ТО Роспотребнадзора по РО вынесено постановление N 603 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Объектом данного правонарушения являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия (бездействие), нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации, в частности, жилых помещений.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса, составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (товарищества собственников жилья), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией в силу гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во всех организациях, независимо от организационно-правовой формы, разрабатываются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; организуется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (статья 11 Закона N 52-ФЗ). Производственный контроль осуществляется в том числе в соответствии с СП 1.1.1058-01, СП 2.1.2.1002-00 (часть 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования.
В пункте 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 установлена необходимость своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия; своевременно вывозить бытовые отходы, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры, а также предусмотрена обязанность проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, в том числе мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
ООО "УК "ЖКХ-А" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, Петровский бульвар, 48 А, что подтверждается договорами на управление многоквартирным домом и заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 161 и пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также иные обязанности, предусмотренные законом.
В силу пункта 1.3 договоров на управление многоквартирным домом общество приняло на себя обязательства по осуществлению услуг по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг. Согласно абз. 2 п. 1.3 договоров управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Согласно уставу ООО "УК "ЖКХ-А" предприятие создано для содержания жилищного фонда всех форм собственности, в целях решения социальных задач по обеспечению надлежащих условий проживания в нем граждан. Для достижения соответствующих целей предприятие, в частности, выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов. В соответствии с пунктом 4 устава общества к видам деятельности, выполняемых ООО УК "ЖКХ-А", относятся в том числе: ремонт и эксплуатация систем инженерных сооружений и конструкций зданий; эксплуатация и капитальный ремонт строительной части, сантехнического оборудования, инженерных коммуникаций зданий.
Основанием для привлечения предприятия к административной ответственности явилось выявление факта подтопления подвального помещения дома после залития подвала канализационными стоками, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар 48 "А". Канализационный стояк имеет течь. Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования от 05.08.2008.
Вина организации в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Поскольку общество ответственно за соблюдение санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что общество является субъектом ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управляющая организация не имеет возможности произвести капитальный ремонт канализационной системы, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не решен вопрос об источнике финансирования капитального ремонта, не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2.1 договора на управление многоквартирным домом управляющая организация имеет право самостоятельно определить порядок, сроки и способ выполнения работ и оказания услуг, необходимых для выполнения обязательств по договору в зависимости от фактического состояния общего имущества.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 15.08.2008 г. принято решение о перечне имущества, подлежащего капитальному ремонту, порядке и сроках сбора средств на финансирование капитального ремонта и порядке расчетов с подрядной организацией для выполнения работ по проведению капитального ремонта. Так, согласно протоколу общего собрания от 15.08.2008 г. N 2 собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о капитальном ремонте, в том числе внутридомовых инженерных систем. Денежные средства на долевое финансирование капитального ремонта было решено вносить собственниками помещений на расчетный счет управляющей компании путем ежемесячных взносов. Расчеты с подрядной организацией за работу по капитальному ремонту будут осуществляться на основании актов приемки работ.
Таким образом, собственниками имущества в многоквартирном доме был определен порядок и условия финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества дома.
Ссылка общества на то, что проведенная заинтересованным лицом проверка могла быть проведена только по согласованию с органами прокуратуры, является необоснованной.
Из материалов дела видно, что основанием к проверке послужило заявление гр. Павленко С. В. о нарушении ее прав как потребителя. При этом претензии Павленко С. В. связаны с ненадлежащим качеством услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых ООО УК "ЖКХ-А" (л.д. 54).
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). При этом согласование такой проверки с прокуратурой не требуется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что акт проверки не составлялся и не направлялся в адрес общества заказным письмом, подлежит отклонению.
Часть 4 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает процедуру оформления акта проверки. Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Указанная норма предусматривает случай, когда акт проверки невозможно передать непосредственно проверяемым субъектам либо в случае их отсутствия или отказа дать расписку, ознакомиться с актом проверки. В таком случае акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из представленного в материалы дела акта мероприятий по контролю от 05.08.2009 г. следует, что указанный акт составлен в присутствии главного инженера ООО УК "ЖКХ-А", подпись которого в акте подтверждает ознакомление с актом и выявленными нарушениями.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2010 N 15АП-10950/2009 ПО ДЕЛУ N А53-21197/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2010 г. N 15АП-10950/2009
Дело N А53-21197/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" - представитель - Тымко Оксана Ивановна, доверенность от 11.01.2010 г. N 1,
от Территориального органа управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах - представитель - Потапенко Наталья Михайловна, доверенность от 30.12.2009 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г.
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А"
к Территориальному органу управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах
о признании незаконным и подлежащем отмене постановления N 603 от 20.08.2009 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А" (далее - ООО УК "ЖКХ-А") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 603 от 20.08.2009 г. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП Российской Федерации, вынесенного Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах Ростовской области (далее - ТО Роспотребнадзора по Ростовской области).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела документами.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "ЖКХ-А" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.10.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что выявленное нарушение является следствием износа канализационной системы. Управляющая организация не имеет возможности произвести капитальный ремонт канализационной системы, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не решен об источнике финансирования капитального ремонта. Проверка проведена ТО Ростпотребнадзора в отсутствие согласования органов прокуратуры, что является нарушением ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Акт проверки административным органом не составлялся, в адрес общества направлен не был.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ не доказана.
Представитель Роспотребнадзора против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что санитарные правила едины для всех юридических лиц. Актом проверки подтверждается, что обществом нарушены санитарные правила и нормы при осуществлении функций по управлению многоквартирным домом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 04.08.2009 г. в ТО Роспотребнадзора по Ростовской области поступило обращение гр. Павленко С. В. (вх. N 1313/84 от 04.08.2009 г.) о нарушении ее прав как потребителя услуг ООО УК "ЖКХ-А" в связи с протечкой системы канализации в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар 48 "А".
05.08.2009 г. на основании распоряжения начальника ТО Роспотребнадзора от 04.08.2009 г. N 603 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО УК "ЖКХ-А" сотрудниками ТО Роспотребнадзора в присутствии главного инженера общества произведено обследование подвального помещения в многоквартирном доме по Петровскому бульвару 48 "А" в г. Азове. В ходе проверки было выявлено, что в третьем подъезде вышеуказанного дома в подвальном помещении обнаружены следы подтопления после залития подвала канализационными стоками. Канализационный стояк имеет течь (капает канализационная вода). Указанные нарушения зафиксированы в акте от 05.08.2009 г.
06.08.2009 г. должностным лицом ТО Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении общества составлен протокол N 473 об административном правонарушении.
06.08.2009 г. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.08.2009 г., которое получено представителем общества по доверенности 10.08.2009 г.
20.08.2009 г. начальником ТО Роспотребнадзора по РО вынесено постановление N 603 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Объектом данного правонарушения являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия (бездействие), нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации, в частности, жилых помещений.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса, составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (товарищества собственников жилья), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией в силу гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во всех организациях, независимо от организационно-правовой формы, разрабатываются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; организуется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (статья 11 Закона N 52-ФЗ). Производственный контроль осуществляется в том числе в соответствии с СП 1.1.1058-01, СП 2.1.2.1002-00 (часть 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования.
В пункте 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 установлена необходимость своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия; своевременно вывозить бытовые отходы, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры, а также предусмотрена обязанность проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, в том числе мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
ООО "УК "ЖКХ-А" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, Петровский бульвар, 48 А, что подтверждается договорами на управление многоквартирным домом и заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 161 и пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также иные обязанности, предусмотренные законом.
В силу пункта 1.3 договоров на управление многоквартирным домом общество приняло на себя обязательства по осуществлению услуг по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг. Согласно абз. 2 п. 1.3 договоров управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Согласно уставу ООО "УК "ЖКХ-А" предприятие создано для содержания жилищного фонда всех форм собственности, в целях решения социальных задач по обеспечению надлежащих условий проживания в нем граждан. Для достижения соответствующих целей предприятие, в частности, выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов. В соответствии с пунктом 4 устава общества к видам деятельности, выполняемых ООО УК "ЖКХ-А", относятся в том числе: ремонт и эксплуатация систем инженерных сооружений и конструкций зданий; эксплуатация и капитальный ремонт строительной части, сантехнического оборудования, инженерных коммуникаций зданий.
Основанием для привлечения предприятия к административной ответственности явилось выявление факта подтопления подвального помещения дома после залития подвала канализационными стоками, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, Петровский бульвар 48 "А". Канализационный стояк имеет течь. Указанные нарушения зафиксированы в акте обследования от 05.08.2008.
Вина организации в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Поскольку общество ответственно за соблюдение санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что общество является субъектом ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управляющая организация не имеет возможности произвести капитальный ремонт канализационной системы, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме не решен вопрос об источнике финансирования капитального ремонта, не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2.1 договора на управление многоквартирным домом управляющая организация имеет право самостоятельно определить порядок, сроки и способ выполнения работ и оказания услуг, необходимых для выполнения обязательств по договору в зависимости от фактического состояния общего имущества.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 15.08.2008 г. принято решение о перечне имущества, подлежащего капитальному ремонту, порядке и сроках сбора средств на финансирование капитального ремонта и порядке расчетов с подрядной организацией для выполнения работ по проведению капитального ремонта. Так, согласно протоколу общего собрания от 15.08.2008 г. N 2 собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о капитальном ремонте, в том числе внутридомовых инженерных систем. Денежные средства на долевое финансирование капитального ремонта было решено вносить собственниками помещений на расчетный счет управляющей компании путем ежемесячных взносов. Расчеты с подрядной организацией за работу по капитальному ремонту будут осуществляться на основании актов приемки работ.
Таким образом, собственниками имущества в многоквартирном доме был определен порядок и условия финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества дома.
Ссылка общества на то, что проведенная заинтересованным лицом проверка могла быть проведена только по согласованию с органами прокуратуры, является необоснованной.
Из материалов дела видно, что основанием к проверке послужило заявление гр. Павленко С. В. о нарушении ее прав как потребителя. При этом претензии Павленко С. В. связаны с ненадлежащим качеством услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых ООО УК "ЖКХ-А" (л.д. 54).
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). При этом согласование такой проверки с прокуратурой не требуется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что акт проверки не составлялся и не направлялся в адрес общества заказным письмом, подлежит отклонению.
Часть 4 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает процедуру оформления акта проверки. Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Указанная норма предусматривает случай, когда акт проверки невозможно передать непосредственно проверяемым субъектам либо в случае их отсутствия или отказа дать расписку, ознакомиться с актом проверки. В таком случае акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из представленного в материалы дела акта мероприятий по контролю от 05.08.2009 г. следует, что указанный акт составлен в присутствии главного инженера ООО УК "ЖКХ-А", подпись которого в акте подтверждает ознакомление с актом и выявленными нарушениями.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)