Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июня 2004 года Дело N А29-8740/2002-3э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, на решение от 20.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2004 по делу N А29-8740/2002-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым О.Г., Дончевской О.А., Тугаревым С.В., Юркиной Л.Ю., по иску товарищества собственников жилья "ЖСК", г. Сыктывкар, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре, г. Сыктывкар, Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", г. Сыктывкар, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, о возмещении затрат и
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ЖСК" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов РФ), Министерству финансов Республики Коми, Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре (далее - Финансовое управление), Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" (далее - СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)"), администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" (далее - Администрация) о взыскании 63187 рублей 53 копеек долга, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа в порядке, предусмотренном в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков 63187 рублей 53 копейки убытков, возникших за период 2000 - 2001 годов из-за отсутствия финансирования компенсаций отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы и субсидии по уплате жилищно-коммунальных платежей в соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми. Кроме того, истец просил взыскать с ответчиков 65536 рублей 95 копеек процентов в порядке, предусмотренном в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и штраф в размере 120348 рублей 13 копеек, из которых 50 процентов перечислить в доход федерального бюджета и 50 процентов - в пользу Ассоциации собственников жилья г. Сыктывкара.
Суд первой инстанции решением от 20.08.2003 удовлетворил иск частично, взыскав в пользу истца с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 43547 рублей 01 копейку и с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4195 рублей 86 копеек убытков и отказав в остальной части иска и в отношении других ответчиков. Суд руководствовался статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворил иск в части расходов по предоставлению льгот, подтвержденных актом сверки задолженности. Задолженность по субсидиям ко дню рассмотрения дела погашена, поэтому в удовлетворении этих требований отказано. Суд также отказал в иске в части взыскания процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью наличия оснований для этого и в части взыскания штрафа по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", так как нормы данного Закона к рассматриваемым отношениям не применяются.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2004 решение изменено: суд взыскал в пользу истца с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 13214 рублей 72 копейки убытков вследствие недофинансирования льгот по Федеральному закону "О ветеранах" и Закону Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" и с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 19792 рубля 86 копеек убытков вследствие недофинансирования льгот по Закону Российской Федерации "О милиции", Федеральному закону "О статусе военнослужащих", Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и отказал в остальной части иска и в отношении остальных ответчиков. При этом суд указал на неправомерность взыскания за счет казны Республики Коми расходов на предоставление льгот по Закону Республики Коми "О государственных наградах Республики Коми", не предусматривающему льготы для лиц, проживающих в домах частного фонда (в том числе в ТСЖ). Суд учел представленный акт сверки по состоянию на 15.08.2003, в котором уточнена сумма задолженности по льготам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление.
По мнению лица, подавшего жалобу, истец должен был доказать наличие фактически понесенных им расходов путем предоставления документов о 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг "Службе заказчика" за каждого льготника. В силу Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" финансовая помощь на возмещение льгот и субсидии предоставляется бюджетам субъектов и направляется организациям жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно оказывающим жилищно-коммунальные услуги. Предоставляемые на основании Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" льготы должны финансироваться из местного бюджета. Такой порядок разработан в письме Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.06.1992. По Федеральному закону "О статусе военнослужащих" льготы финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от принадлежности жилищного фонда, а в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе "О ветеранах" источник финансирования четко определен - бюджет субъекта Российской Федерации. В Законе Российской Федерации "О милиции" порядок финансирования такой же, как и по Федеральному закону "О статусе военнослужащих". В силу изложенного ответчик считает, что судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права и являются незаконными и необоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу просило оставить без изменения постановление апелляционной инстанции как законное и обоснованное, пояснив следующее. В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, но механизм и источники компенсации расходов, которые понесли организации, предоставляющие льготы, федеральным законодательством не определены. Поэтому в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О возмещение убытков в этом случае должно производиться за счет средств федерального бюджета. В Федеральном законе от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства на реализацию Закона Российской Федерации "О милиции" не предусмотрены. Министерство финансов Республики Коми не несет и не может нести ответственность по обязательствам Российской Федерации. Льготы, предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", также должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8740/2002-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ производило оплату услуг ОАО АЭК "Комиэнерго" по договору от 01.01.1999 N 4444 за снабжение тепловой энергией и химочищенной водой и СМУП "Водоканал" по договору от 01.07.1999 N 2717 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по тарифам, установленным для организаций. В связи с тем что население оплачивало указанные услуги по тарифам, установленным для граждан, с учетом предоставленных законодательством льгот и субсидий, у истца возникли убытки в сумме разницы в оплате.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В статье 19 названного Закона предусмотрено, что социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Как видно из акта сверки задолженности льготам и субсидиям за 2000 - 2001 годы по состоянию на 15.08.2003, подписанного ТСЖ и СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)", истец недополучил компенсации за предоставление льгот ветеранам, работникам МВД, военнослужащим и многодетным семьям на сумму 37017 рублей 50 копеек.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, а также оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" предусмотрены дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Коми.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Из содержания статьи 30 Закона невозможно установить источники финансирования предоставляемых льгот. Механизм компенсации расходов на предоставление льгот по данному Закону не определен. Поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
В пункте 10 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) предусмотрены льготы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающих с ними членов их семей по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов: расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
В связи с тем что расходы за 2000 - 2001 годы Республике Коми не компенсированы, убытки истца на предоставление льгот военнослужащим подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 30 процентов от их стоимости. Источник финансирования названной льготы не определен. Поэтому расходы на предоставление данной льготы также должны финансироваться из средств федерального бюджета.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании 19792 рублей 86 копеек расходов на реализацию льгот, установленных Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, а требования о взыскании 13214 рублей 72 копеек расходов на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов Республики Коми", - с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности наличия у истца расходов не принимаются. Размер задолженности подтвержден актами сверок с указанием отдельных категорий граждан, которым предоставлены льготы. Обязанность ТСЖ по оплате коммунальных услуг по установленным тарифам предусмотрена в договорах с организациями, оказывающими эти услуги. Разница в тарифах должна быть компенсирована ТСЖ в силу положений Федерального закона "О товариществах собственников жилья".
Ссылка на письмо Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.06.1992 не принимается в силу несоответствия предусмотренного в нем порядка финансирования льгот из местного бюджета требованиям федерального законодательства. Согласно пункту 3 статьи 4 "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Поэтому возложение обязанности по финансированию льгот многодетным семьям на органы местного самоуправления было бы неправомерным.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривается, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 26.03.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8740/2002-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2004 N А29-8740/2002-3Э
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 8 июня 2004 года Дело N А29-8740/2002-3э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, на решение от 20.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2004 по делу N А29-8740/2002-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым О.Г., Дончевской О.А., Тугаревым С.В., Юркиной Л.Ю., по иску товарищества собственников жилья "ЖСК", г. Сыктывкар, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре, г. Сыктывкар, Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", г. Сыктывкар, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, о возмещении затрат и
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ЖСК" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов РФ), Министерству финансов Республики Коми, Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре (далее - Финансовое управление), Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" (далее - СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)"), администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" (далее - Администрация) о взыскании 63187 рублей 53 копеек долга, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа в порядке, предусмотренном в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков 63187 рублей 53 копейки убытков, возникших за период 2000 - 2001 годов из-за отсутствия финансирования компенсаций отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы и субсидии по уплате жилищно-коммунальных платежей в соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми. Кроме того, истец просил взыскать с ответчиков 65536 рублей 95 копеек процентов в порядке, предусмотренном в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и штраф в размере 120348 рублей 13 копеек, из которых 50 процентов перечислить в доход федерального бюджета и 50 процентов - в пользу Ассоциации собственников жилья г. Сыктывкара.
Суд первой инстанции решением от 20.08.2003 удовлетворил иск частично, взыскав в пользу истца с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 43547 рублей 01 копейку и с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4195 рублей 86 копеек убытков и отказав в остальной части иска и в отношении других ответчиков. Суд руководствовался статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворил иск в части расходов по предоставлению льгот, подтвержденных актом сверки задолженности. Задолженность по субсидиям ко дню рассмотрения дела погашена, поэтому в удовлетворении этих требований отказано. Суд также отказал в иске в части взыскания процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью наличия оснований для этого и в части взыскания штрафа по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", так как нормы данного Закона к рассматриваемым отношениям не применяются.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2004 решение изменено: суд взыскал в пользу истца с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 13214 рублей 72 копейки убытков вследствие недофинансирования льгот по Федеральному закону "О ветеранах" и Закону Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" и с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 19792 рубля 86 копеек убытков вследствие недофинансирования льгот по Закону Российской Федерации "О милиции", Федеральному закону "О статусе военнослужащих", Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и отказал в остальной части иска и в отношении остальных ответчиков. При этом суд указал на неправомерность взыскания за счет казны Республики Коми расходов на предоставление льгот по Закону Республики Коми "О государственных наградах Республики Коми", не предусматривающему льготы для лиц, проживающих в домах частного фонда (в том числе в ТСЖ). Суд учел представленный акт сверки по состоянию на 15.08.2003, в котором уточнена сумма задолженности по льготам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление.
По мнению лица, подавшего жалобу, истец должен был доказать наличие фактически понесенных им расходов путем предоставления документов о 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг "Службе заказчика" за каждого льготника. В силу Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" финансовая помощь на возмещение льгот и субсидии предоставляется бюджетам субъектов и направляется организациям жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно оказывающим жилищно-коммунальные услуги. Предоставляемые на основании Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" льготы должны финансироваться из местного бюджета. Такой порядок разработан в письме Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.06.1992. По Федеральному закону "О статусе военнослужащих" льготы финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от принадлежности жилищного фонда, а в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе "О ветеранах" источник финансирования четко определен - бюджет субъекта Российской Федерации. В Законе Российской Федерации "О милиции" порядок финансирования такой же, как и по Федеральному закону "О статусе военнослужащих". В силу изложенного ответчик считает, что судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права и являются незаконными и необоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу просило оставить без изменения постановление апелляционной инстанции как законное и обоснованное, пояснив следующее. В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, но механизм и источники компенсации расходов, которые понесли организации, предоставляющие льготы, федеральным законодательством не определены. Поэтому в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О возмещение убытков в этом случае должно производиться за счет средств федерального бюджета. В Федеральном законе от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства на реализацию Закона Российской Федерации "О милиции" не предусмотрены. Министерство финансов Республики Коми не несет и не может нести ответственность по обязательствам Российской Федерации. Льготы, предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", также должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8740/2002-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ производило оплату услуг ОАО АЭК "Комиэнерго" по договору от 01.01.1999 N 4444 за снабжение тепловой энергией и химочищенной водой и СМУП "Водоканал" по договору от 01.07.1999 N 2717 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по тарифам, установленным для организаций. В связи с тем что население оплачивало указанные услуги по тарифам, установленным для граждан, с учетом предоставленных законодательством льгот и субсидий, у истца возникли убытки в сумме разницы в оплате.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В статье 19 названного Закона предусмотрено, что социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Как видно из акта сверки задолженности льготам и субсидиям за 2000 - 2001 годы по состоянию на 15.08.2003, подписанного ТСЖ и СМУП "УЖКХ (Служба заказчика)", истец недополучил компенсации за предоставление льгот ветеранам, работникам МВД, военнослужащим и многодетным семьям на сумму 37017 рублей 50 копеек.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, а также оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов в Республике Коми" предусмотрены дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Коми.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Из содержания статьи 30 Закона невозможно установить источники финансирования предоставляемых льгот. Механизм компенсации расходов на предоставление льгот по данному Закону не определен. Поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
В пункте 10 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) предусмотрены льготы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающих с ними членов их семей по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов: расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
В связи с тем что расходы за 2000 - 2001 годы Республике Коми не компенсированы, убытки истца на предоставление льгот военнослужащим подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 30 процентов от их стоимости. Источник финансирования названной льготы не определен. Поэтому расходы на предоставление данной льготы также должны финансироваться из средств федерального бюджета.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании 19792 рублей 86 копеек расходов на реализацию льгот, установленных Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, а требования о взыскании 13214 рублей 72 копеек расходов на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов Республики Коми", - с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности наличия у истца расходов не принимаются. Размер задолженности подтвержден актами сверок с указанием отдельных категорий граждан, которым предоставлены льготы. Обязанность ТСЖ по оплате коммунальных услуг по установленным тарифам предусмотрена в договорах с организациями, оказывающими эти услуги. Разница в тарифах должна быть компенсирована ТСЖ в силу положений Федерального закона "О товариществах собственников жилья".
Ссылка на письмо Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.06.1992 не принимается в силу несоответствия предусмотренного в нем порядка финансирования льгот из местного бюджета требованиям федерального законодательства. Согласно пункту 3 статьи 4 "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Поэтому возложение обязанности по финансированию льгот многодетным семьям на органы местного самоуправления было бы неправомерным.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривается, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 26.03.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8740/2002-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ПРОНИНА С.А.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ТЕРЕШИНА Н.М.
ПРОНИНА С.А.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ТЕРЕШИНА Н.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)