Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 13.11.2008 ПО ДЕЛУ N А26-5972/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. по делу N А26-5972/2008


Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Зинькуевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б.,
рассмотрев материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Карелгаз"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2008 N 116 о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании от открытого акционерного общества "Карелгаз" юрисконсульта Гладышевой С.В. (доверенность от 23.07.2008), от Государственной жилищной инспекции Республики Карелия ведущего специалиста Макарова А.Н. (доверенность от 02.04.2008),
установил:

в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - заявитель, общество, ОАО "Карелгаз") с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, ГЖИ РК, административный орган) об отмене постановления от 25 сентября 2008 года N 116 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что общество не отвечает за обслуживание (ремонт) внутридомовых инженерных сетей и является ресурсоснабжающей организацией, вследствие чего административным органом неверно определен субъект правонарушения; информация об установлении блокиратора и необходимости принятия мер была своевременно направлена в прокуратуру Республики Карелия, УФСБ по РК и главе Медвежьегорского городского поселения; обязанность по восстановлению работоспособности систем газоснабжения возложена на управляющую организацию.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признал, пояснил, что постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку заявитель является ресурсоснабжающей организацией, ответственной за подачу коммунальной услуги, а именно газа потребителям, проживающим в многоквартирных домах; оплата услуг газоснабжения населением производится непосредственно обществу; в случае признания правонарушения малозначительным административное дело подлежит прекращению.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц открытое акционерное общество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021000507725.
На основании оперативной информации по факту не предоставления коммунальной услуги по газоснабжению за период с 07.07. по 28.08.2008 жителям дома N 5 по ул. К. Либкнехта в г. Медвежьегорске Государственная жилищная инспекция провела проверку. По результатам проверки должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества 03 сентября 2008 года составлен протокол об административном правонарушении, а 25 сентября 2008 года - вынесено постановление N 116 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. В протоколе и в постановлении указано, что общество, ответственное за техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, а также за подачу коммунального ресурса - газа потребителям, гражданам проживающим в многоквартирных жилых домах, не обеспечило бесперебойную подачу бытового газа надлежащего качества в необходимых объемах.
ОАО "Карелгаз" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий (составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности) привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
Открытое акционерное общество "Карелгаз" является лицом, осуществляющим газоснабжение, в том числе дома N 5 по ул. К. Либкнехта в г. Медвежьегорске.
07.07.2008 по указанному адресу газопровод первого подъезда самовольно был отключен от системы газоснабжения неизвестным лицом путем перекрытия крана на вводе в подъезд. Обществом в целях обеспечения безопасности проживания граждан и предупреждения аварийной ситуации на запорную арматуру подъезда был установлен специальный блокиратор для предотвращения несанкционированной подачи газа без проверки герметичности газопровода. Пуско-наладочные работы не производились в связи с отсутствием договора о содержании и ремонте внутридомового газового оборудования.
Информация об инциденте письмом от 09.07.2008 N 1117 была направлена в прокуратуру Республики Карелия, Управление Федеральной службы безопасности по Республике Карелия и главе Медвежьегорского городского поселения. В указанном письме также содержались сведения о необходимости подписания договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования.
11.08.2008 при контрольной проверке объекта бригадой круглосуточного дежурства Медвежьегорского газового участка был установлен факт самовольного подключения газопровода подъезда. В связи с повторной угрозой возникновения аварийной ситуации на внутридомовом газовом оборудовании внутреннем газопроводе здания, по которому осуществляется газоснабжения, был отключен весь жилой дом.
Пунктом 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила), предусмотрено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
Подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена при аварии в газораспределительной сети, аварии внутридомового газового оборудования или утечке газа из внутридомового газового оборудования, а также в случае, если техническое состояние внутридомового газового оборудования по заключению специализированной организации создает угрозу возникновения аварии (пункт 47 Правил).
Также пунктом 96 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), установлено, что приостановление подачи газа потребителю без его предварительного уведомления допускается в случае выявления внутридомового газового оборудования, эксплуатация которого в любой момент может привести к аварии.
ОСТом 153-39.3-051-2003, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 259 (далее ОСТ), предусмотрено, что настоящий стандарт отрасли содержит требования к технической эксплуатации: наружных (подземных, надземных, наземных) газопроводов, проложенных вне и на территории городов и населенных пунктов; зданий и сооружений на газопроводах; газорегуляторных пунктов и газорегуляторных установок; внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования предприятий, отопительных котельных, зданий всех назначений; резервуарных и баллонных установок сжиженных углеводородных газов. Пунктом 10.1.6 указанного ОСТа установлено, что пуск газа в многоквартирные жилые здания при отсутствии возможности доступа хотя бы в одну из квартир не разрешается.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, ОАО "Карелгаз", своевременно и обосновано предприняла все зависящие от нее меры по недопущению аварийной ситуации при эксплуатации газопровода, которая могла повлечь угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме несут собственники помещений многоквартирного дома, которые обязаны поддерживать помещение в надлежащем состоянии (пункт 4 статьи 30 ЖК РФ). При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (пункт 2 статья 161 ЖК РФ).
Согласно статье 7.23 КоАП РФ объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, установлен Правилами представления коммунальных услуг.
Данные Правила определяют следующие понятия:
- - коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
- - потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- - коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия и т.п.
В силу подпункта "в" пункта 49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 75 Правил).
При этом пунктом 76 Правил прямо предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая, что ОАО "Карелгаз" является ресурсоснабжающей организацией, суд считает, что ОАО "Карелгаз" не является исполнителем коммунальных услуг (в части газоснабжения) по отношению к жилому дому N 5 по ул. К.Либкнехта в г. Медвежьегорске, поскольку несет ответственность за режим и качество подачи газа на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры.
Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 N 40, установлено, что все газопроводы и газовое оборудование перед присоединением к действующим газопроводам, а также после ремонта должны подвергаться внешнему осмотру и контрольной опрессовке воздухом или инертным газом (пункт 9.17 Правил), указанные работы относятся к техническому обслуживанию.
В ходе судебного заседания установлено, что оплата за поставку газа, производимая квартиросъемщиками, включает себя только оплату за газ, и не включает оплату по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, поскольку обязанность по восстановлению работоспособности систем газоснабжения возложена на организацию по обслуживанию жилого фонда.
В судебном заседании установлено, что договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового оборудования с ООО "Управляющая компания "Жилищный трест" заключен только 29.08.2008, после заключения, которого и произведены работы по восстановлению газоснабжения с соблюдение всех установленных требований.
В материалах дела имеется письмо ООО "Управляющая Компания Жилищный трест" от 04.07.2008 N 1001 (л.д. 51) адресованное ОАО "Карелгаз", в котором сообщается о том, что управляющая компания не имеет утвержденного тарифа по техническому обслуживанию и аварийно диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов и не имеет права на сбор оплаты за указанные услуги. Из чего также следует, что ОАО "Карелгаз" право на получение оплаты за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основываясь на изложенном суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения к административной ответственности и согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену оспариваемого постановления.
Кроме того, из постановления от 25.09.2008 N 116 следует, что ввиду отсутствия у ОАО "Карелгаз" договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования правонарушение признано малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу выносится в случае объявления устного замечания.
Как следует из постановления о назначении административного наказания ОАО "Карелгаз" признано виновным в совершении административного правонарушение и назначено наказание в виде устного замечания. Однако статьей 3.2 КоАП РФ административного наказания как объявление устного замечания не предусмотрено.
На основании изложенного, суд полагает, что административным органом не обоснованно вынесено постановление о привлечении ОАО "Карелгаз" к административной ответственности, поскольку в случае признания правонарушения малозначительным административный орган обязан прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
При таких обстоятельствах заявленные требования ОАО "Карелгаз" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявление открытого акционерного общества "Карелгаз" удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 25 сентября 2008 года N 116 о назначении наказания открытому акционерному обществу "Карелгаз" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Балтийская, д. 22-а, основной государственный регистрационный номер 1021000507725) по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде устного замечания.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.А.ЗИНЬКУЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)