Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2010 ПО ДЕЛУ N А46-3207/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2010 г. по делу N А46-3207/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Семеновой Т.П., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прилипко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции дело N А46-3207/2010 по иску закрытого акционерного общества "Сибирский коммунальник" к бюджетному учреждению Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот", Департаменту имущественных отношении Администрации города Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о взыскании 33 614 руб. 40 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ЗАО "Сибирский коммунальник" - Галахов Ю.И. по доверенности от 18.09.2008,
- от БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" - Адумян К.Ф. по доверенности от 01.09.2010;
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Магденко А.Ю. по доверенности от 30.12.2009 N 1/03/11385;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился;

- установил:

Закрытое акционерное общество "Сибирский Коммунальник" (далее - ЗАО "Сибирский Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к бюджетному учреждению Омской Области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" (далее - БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот") о взыскании 9 720 руб. 24 коп. суммы долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Определением от 27.04.2010 по делу N А46-3207/2010 Арбитражный суд Омской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска и Министерство имущественных отношений Омской области.
Определением от 24.05.2010 по делу N А46-3207/2010 Арбитражный суд Омской области привлек Департамент имущественных отношений Администрации города Омска и Министерство имущественных отношений Омской области к участию в деле в качестве соответчиков.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования к Администрации города Омска и Министерству имущественных отношений Омской области, просил взыскать с муниципального образования г. Омск в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Омска за счет казны в пользу ЗАО "Сибирский коммунальник" 4 536 руб. 11 коп. долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 13, за период с 01.01.2009 по 18.06.2009, с субъекта Российской Федерации Омская Область в лице Министерства имущественных отношений Омской области за счет казны в пользу ЗАО "Сибирский коммунальник" 5 184 руб. 13 коп. долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома за период с 19.06.2009 по 31.12.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.08.2010 по делу N А46-3207/2010 в удовлетворении исковых требований ЗАО "Сибирский Коммунальник" отказано.
Возражая против принятого судом решения, ЗАО "Сибирский коммунальник" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании 28.10.2010 представитель ЗАО "Сибирский коммунальник" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил апелляционную жалобу в части требований к БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" оставить без удовлетворения.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, установил, что суд первой инстанции фактически не рассмотрел по существу требования ЗАО "Сибирский коммунальник" к БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот", производство по делу в отношении него не прекращено, БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" заменен как ненадлежащий ответчик не был. В связи с этим Восьмой арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Определением от 28.10.2010 перешел к рассмотрению дела N А46-3207/2010 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Дело N А46-3207/2010 было назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании 18.11.2010.
Истцу было предложено уточнить исковые требования, в том числе в части ответчиков, к которым предъявляются исковые требования, разъяснено право, предусмотренное статьей 49 АПК РФ, на отказ от иска, в том числе в отношении одного (нескольких) ответчиков, право на заявление ходатайства о замене ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком в порядке, предусмотренном статьей 47 АПК РФ.
Также истцу предложено обосновать расчет исковых требований применительно к положениям статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Сторонам предложено направить суду и другим участникам дела уточнение (изменение, отказ) исковых требований, отзывы на них.
От ЗАО "Сибирский коммунальник" поступили письменные уточнения исковых требований.
ЗАО "Сибирский коммунальник" просило взыскать с БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" 16 807 руб. 20 коп. долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 13, за 2009 год, с муниципального образования г. Омск в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Омска за счет казны - 7 843 руб. 36 коп. долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома за период с 01.01.2009 по 18.06.2009, с субъекта Российской Федерации Омская Область в лице Министерства имущественных отношений Омской области за счет казны - 8 963 руб. 84 коп. долевого участия в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 19.06.2009 по 31.12.2009.
К заявлению истец приложил расчет исковых требований, копию протокола от 02.04.2009 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 13, копию технического паспорта на указанный дом, которые приобщены к материалам дела.
В предварительном судебном заседании представитель ЗАО "Сибирский коммунальник" поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" возражал против доводов истца, исковые требования не признал. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела сопроводительных писем от 12.03.2010 и от 02.06.2009 о направлении ЗАО "Сибирский коммунальник" проекта договора от 05.03.2010 N 883.
Представленные БУ "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" документы приобщены к материалам дела.
Представители Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Министерства имущественных отношений Омской области против предъявленных исковых требований возражали.
Восьмой арбитражный апелляционной суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, назначил дело к судебному разбирательству на 30.11.2010.
От БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступили письменные отзывы на уточненные исковые требования.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Представитель ЗАО "Сибирский коммунальник" поддержал исковые требования, просил приобщить к материалам дела копию структуры затрат на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов с мусоропроводом и лифтами, копию ответа председателя собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме.
Представители БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" и Министерства имущественных отношений Омской области не возражали против приобщения документов.
Документы, представленные истцом, приобщены к материалам дела.
Представитель БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ЗАО "Сибирский коммунальник" является управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 13 (л.д. 21 - 25 т. 1).
По договору передачи нежилого помещения в безвозмездное пользование от 01.01.2008 N 36256/6-Б Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (ссудодатель) передал правопредшественнику БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" - государственному учреждению "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" (ссудополучателю) в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, 13, общей площадью 110,5 кв. м.
Срок действия договора N 36256/6-Б от 01.01.2008 установлен сторонами с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 1.3).
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что после истечения срока действия указанного договора БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" продолжало пользование вышеуказанным помещением.
При таких обстоятельствах в силу статей 621, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор N 36256/6-Б от 01.01.2008 считается продленным на неопределенный срок.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 12.03.2009 N 240-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска, в собственность Омской области" нежилое помещение N 211, номера на поэтажном плане: 1 - 12, общей площадью 110,5 кв. м, находящееся на втором этаже двухэтажной пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, 13, передано в собственность Омской области. Право собственности Омской области на указанное нежилое помещение зарегистрировано 19.06.2009 (л.д. 25).
В соответствии со статьей 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Договор N 36256/6-Б от 01.01.2008 не предусматривает освобождение ссудополучателя от расходов по содержанию нежилого помещения. Напротив, согласно пункту 2.3 договора N 36256/6-Б от 01.01.2008 ссудополучатель обязан нести все расходы по содержанию помещения в надлежащем состоянии.
Поскольку переданное в безвозмездное пользование имущество (пристроенное нежилое помещение) находится в многоквартирном жилом доме, к расходам по его содержанию должны относиться и расходы по содержанию общего имущества жилого дома.
Согласно статьям 210, 249 ГК РФ, а также статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, включающий текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (статья 36 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт этого помещения.
Пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения.
В силу пункта 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
По смыслу приведенных норм права участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию перечисленного имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом и от вида помещения (жилого или нежилого). Закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обеспечение управляющей организацией благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме является обязанностью в силу закона и договора на управление многоквартирным домом.
Следовательно, бремя содержания собственником (титульным владельцем) своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилого помещения, но и расходы по эксплуатации всего здания. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 5 Постановления от 03.04.1998 N 10-П, уклонение части домовладельцев от заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт общего имущества не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Следовательно, собственник (титульный владелец) нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги.
В связи с этим, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника (титульного владельца) от участия в таких расходах.
Поскольку нежилое помещение, занимаемое БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот", находится в пристрое к жилому дому, то есть не может существовать отдельно от этого дома, учреждение не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент и другие места общего пользования. Данные обстоятельств БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" не оспариваются.
Учитывая изложенное, именно на БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот", которое является титульным владельцем нежилого помещения общей площадью 110,5 кв. м, находящемся на втором этаже двухэтажной пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, 13, лежит обязанность по несению в 2009 году расходов по содержанию и текущему ремонту указанного многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно уточненному расчету истца плата БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" за содержание и ремонт общего имущества жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, 13, за 2009 год составляет 16 807 руб. 20 коп.
Расчет произведен исходя из доли занимаемой БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" площади (110,5 кв. м площади, занимаемой ответчиком, по отношению к общей площади 9 719,9 кв. м = 1,14%) с учетом тарифа, утвержденного протоколом от 02.04.2009 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 13, соответствующему тарифу, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 21.11.2008 N 1041-п "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" (12,64).
БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" контррасчет не представило.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет истца, признает его верным, соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Так как расчет платы за содержание и ремонт общего имущества спорного жилого дома произведен исходя из тарифов, утвержденных органом местного самоуправления, установления факта выполненных истцом, в заявленный период, работ по содержанию и ремонту дома, их объема и стоимости не требуется.
Вместе с тем факт оказания истцом услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, 13, подтверждается материалами дела (л.д. 87 - 99, т. 1).
Доказательства того, что истец не исполнял либо ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, не представлены.
Учитывая вышеприведенные нормы права и обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования ЗАО "Сибирский коммунальник" к БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" подлежат удовлетворению в заявленном размере. В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию г. Омск в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Омска и с субъекта Российской Федерации - Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области, исходя из приведенных норм права, следует отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на БУ Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 3, пунктом 4 части 4 статьи 270, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2010 по делу N А46-3207/2010 отменить. Перейти к рассмотрению дела N А46-3207/2010 по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Исковые требования закрытого акционерного общества "Сибирский коммунальник" к бюджетному учреждению Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" удовлетворить.
Взыскать с бюджетного учреждения Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" в пользу закрытого акционерного общества "Сибирский коммунальник" 16 807 руб. 20 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "Сибирский коммунальник" к муниципальному образованию г. Омск в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Омска и к субъекту Российской Федерации - Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области отказать.
Взыскать с бюджетного учреждения Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" в пользу закрытого акционерного общества "Сибирский коммунальник" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)