Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2010 N 09АП-6294/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А40-59147/09-13-435

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. N 09АП-6294/2010-ГК

Дело N А40-59147/09-13-435

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Банина И.Н., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснокаменские Энергосети"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2009 г.
по делу N А40-59147/09-13-435, принятое судьей Высокинской О.А.
по иску ООО "Краснокаменские Энергосети"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица - Красноярский край в лице Департамента финансов Администрации Красноярского края; Финансово-экономическое управление Администрации Курагинского района
о взыскании 987 256,21 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - Нечаев М.В. удостоверение 3422 от 31.12.209 г. N 01-06-08/181
от третьих лиц - не явились, извещены

установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Краснокаменские Энергосети" с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 987 256 руб. 21 коп. убытков в размере платы за коммунальные услуги (отопление, работы по содержанию и ремонту жилья), оказанные педагогическим работникам.
Решением суда от 01.12.2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Краснокаменские Энергосети" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 г. N 4910/09 и положенная в основу решения, не является аналогичной и никак не связана с предметом настоящего спора; в соответствии с общими принципами разграничения расходных обязательств по предметам совместного ведения, закрепленными в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", субъекты Российской Федерации финансируют из собственных бюджетов только те полномочия по предметам совместного ведения, которые прямо закреплены за ними в законодательстве (абз. 3 п. 1 ст. 85 БК РФ); полномочия, не отнесенные ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в силу п. 1 ст. 84 БК РФ являются расходными обязательствами РФ; истец ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении от 09.04.2002 г. N 68-О, в соответствии с которой если в законе не содержится указания, за счет каких средств обеспечивается предоставление льгот, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений взыскание должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации представило письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве, переданном через канцелярию суда, просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Представители третьих лиц - Красноярского края в лице Департамента финансов Администрации Красноярского края; Финансово-экономического управления Администрации Курагинского района в судебное заседание не явились, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что на основании соглашения от 26.10.2006 г., заключенного между Администрацией поселка Краснознаменск и ООО "Краснокаменские энергосети" о передаче осуществления полномочий в области организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения для населения, Постановления поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края от 26.10.2006 г. N 68/о-п ООО "Краснокаменские энергосети" наделено полномочиями по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, санитарной очистке, содержанию и ремонту жилищного фонда, вывозу ТБО на территории поселка Краснокаменск.
Абзацем 3 пункта 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, истец не взимал плату за отопление и работы по содержанию и ремонту жилого дома с жильцов поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края, в то же время, начиная с 01.06.2007 г. собственные средства, затраченные истцом в связи с предоставлением льгот, органами государственной власти не возмещались, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд за взысканием с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 987 256,21 руб. с приложением списка педагогических работников МОУ ДОД Центра "СТЭК", МДОУ N 5 "Капелька", МОУ "Краснокаменская СОШ N 4", МОУ ДОД "Краснокаменская детская школа искусств", копиями договоров на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, копиями лицевых счетов, а также доказательств, подтверждающих тарифы на услуги.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности исковых требований ООО "Краснокаменские Энергосети" о взыскании убытков.
При этом, суд исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" педагогическим работникам предоставляется льгота в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением (то есть благоустроенного), а не льгота по оплате коммунальных услуг.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги:
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том: числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 3, 8 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии по оплате коммунальных услуг предоставляются органом: местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, на основании заявлений, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств наличия у педагогических работников образовательных учреждений, являющихся жильцами поселка Краснокаменск Курагинского района Красноярского края льгот по оплате коммунальных услуг, в соответствии с которыми они полностью освобождены от уплаты коммунальных платежей, в том числе отопления и освещения.
Из буквального толкования абз. 3 п. 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" следует, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. право на жилую площадь, содержащую коммунальные удобства в виде центрального отопления и освещения.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), т.е. содержащее в том числе, водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" педагогическим работникам предоставляется льгота в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, а не льгота по оплате коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что полномочия, не отнесенные ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в силу п. 1 ст. 84 БК РФ являются расходными обязательствами РФ.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита и социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочих, решение вопросов социальной поддержки.
Не позднее 01.01.2005 г. субъекты Российской Федерации своими актами должны установить размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 г. N 13-2804 педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 г. N 13-2804 финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных этим законом, является расходным обязательством Красноярского края.
Таким образом, надлежащим ответчиком является субъект Российской Федерации - Красноярский край, в связи с чем, ссылка истца на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении от 09.04.2002 г. N 68-О, является несостоятельной, т.к. в Законе Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17.12.2004 г. N 13-2804 содержится указание на финансирование оспариваемых расходов за счет средств местного бюджета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в целях единства правоприменительной практики следует учитывать существующую судебную практику по аналогичным вопросам, касающимся бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением отдельным категориям граждан.
Так, Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 4910/09 установлено, что на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставить участковым уполномоченным милиции льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением (то есть благоустроенного), а не льготу по оплате коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2009 г. по делу N А40-59147/09-13-435 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Краснокаменские Энергосети" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Краснокаменские Энергосети" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий:
Л.А.ЯРЕМЧУК

Судьи:
И.Н.БАНИН
О.Н.СЕМИКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)