Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт": Лазарева М.А., представителя по доверенности от 01.01.2012 N 08-Д,; Ломакиной В.В., заместителя генерального директора по правовым вопросам по доверенности от 01.01.2012 N 11-Д.
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 по делу N А35-13530/2011 (судья Морозова М.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт" (ОГРН 1054639005805) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2011 N 173 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" (далее - ОАО "Курскрегионэнергосбыт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее - административный орган) от 01.11.2011 N 173 по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Курскрегионэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей
Решением суда от 21.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Общество является ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги энергоснабжения потребителям, проживающим в доме. Техническое обслуживание общего имущества дома осуществляет ООО "Водоканал". Заявитель не имеет права на обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги энергоснабжения потребителям. Таким образом, Общество не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг. В действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Расчет фактически потребленной электроэнергии полностью соответствует порядку, установленному п. 23 Правил. Таким образом, факт нарушения порядка расчета стоимости потребленной электроэнергии не был доказан административным органом.
В судебное заседание управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 11 мая 2012 года объявлялся перерыв до 15 мая 2012 года (12.05.2012 и 13.05.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области, с целью проверки обращения граждан, проживающих по адресу: Курская обл., Курчатовский р-н, пгт К.Либкнехта, ул. Советская, д. 7-а, по вопросу платы за коммунальные услуги и предупреждения и пресечения нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека, проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Курскрегионэнергосбыт".
17.10.2011 по результатам проверки был составлен акт проверки N 2464.
20.10.2011 был составлен протокол об административном правонарушении N 597 в отношении ОАО "Курскрегионэнергосбыт" по признакам ст. 14.8 КоАП РФ.
В ходе проверки было установлено, что многоквартирный жилой дом N 7-а по улице Советская, пгт. К.Либкнехта, Курчатовского района, Курской области, согласно решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.02.2009 (протокол N 1), находится в непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель, нарушив порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", не предоставил в счетах-квитанциях за июль 2011 г. потребителям, проживающим в квартирах NN 12, 46, 47, 49, 52, 54, 57 многоквартирного жилого дома N 7-а по улице Советская п. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области необходимую и достоверную информацию о цене и условиях приобретения коммунальной услуги -"электроснабжение".
Кроме того, по результатам проверки было установлено, что в нарушение подпункта "б" п. 38 Правил, в предъявленных потребителями копиях платежных документов (счета - квитанции), выставленных потребителям к оплате за июль 2011 года, не указан адрес (местонахождение) Исполнителя, оказывающего коммунальные услуги гражданам, номер его банковского счета и банковские реквизиты.
Таким образом, по результатам проверки ОАО "Курскрегионэнергосбыт" были установлены нарушения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 23, п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ст. ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей": нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, о наименовании, цене и условиях приобретения коммунальной услуги "электроэнергия".
01.11.2011 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области Горчаковым Ю.Н. по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении было вынесено постановление N 173, которым ОАО "Курскрегионэнергосбыт" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что примененный Исполнителем порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", выставленной в счетах-квитанциях потребителям, проживающим в Курской обл., Курчатовский р-н, пгт. К.Либкнехта, ул. Советская, д. 7-а, не соответствует п. 23 Правил.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п.п. "в" п. 49 Правил N 307, в обязанности исполнителя входит заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
При этом в силу п. 3 Правил N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как видно из материалов дела, многоквартирный, жилой дом N 7-а по улице Советская, пгт. К.Либкнехта, Курчатовского района, Курской области находится согласно решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.02.2009 (протокол N 1), в непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как подтверждается материалами дела, данный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии (ОПУ), учитывающим объем потребления электроэнергии жилых помещений (квартир) и объем потребления электроэнергии мест общего пользования (МОП).
Все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (ИЛУ).
В доме имеется нежилое помещение, в котором установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии.
В соответствии с предоставленными потребителями платежными документами (счета-квитанции) и информацией, полученной от Исполнителя, установлено следующее.
Потребителям, проживающим в жилых помещениях (квартиры NN 12, 46, 47, 49, 52, 54, 57) плата за коммунальную услугу "электроснабжение" выставлена Исполнителем за июль 2011 г. в двух платежных документах: в одном - за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, в другом - за электроэнергию МОП.
Расчет размера платы за электроэнергию произведен Исполнителем верно, что подтверждается представленным в материалы дела расчетом (л.д. 143).
С учетом указанного обстоятельства обществу неправомерно вменен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу подпункта "б" пункта 38 Правил исполнитель обязан указывать в платежном документе наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения).
Информация, предусмотренная частью 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" и п.п. "б" пункта 38 Правил, доводится до сведения потребителей в счетах-квитанциях, предоставляемых исполнителем.
Следовательно, несоответствие счета-квитанции перечисленным выше требованиям, повлекшее за собой нарушение права потребителя коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге образует в данном случае объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Представленными в материалы дела доказательствами - квитанция за июль 2011 г. (л.д. 43), подтверждено нарушение Обществом требований п.п. "б" пункта 38 Правил, в связи с чем оно правомерно было привлечено к административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено наличие всех элементов состава административного правонарушение, события правонарушения, а также то обстоятельство, что у лица имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на основании которых оно основывает свои требования и возражения.
Доказательств невозможности соблюдения ОАО "Курскрегионэнергосбыт" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Вывод суда о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 и от 20.11.2008 N 60, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
В качестве довода апелляционной жалобы указывается, что заявитель не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Как подтверждается материалами дела, Общество является энергоснабжающей организацией, подает потребителям, проживающем в спорном жилом доме, электроэнергию для личных, семейных, домашних и иных нужд.
Таким образом, заявитель является лицом, обязанным в силу части 1 статьи 10 Закона о правах потребителей предоставлять потребителям электроэнергии необходимую и достоверную информацию по данному продукту.
В связи с этим Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области от 01.11.2011 N 173 у суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 по делу N А35-13530/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2012 ПО ДЕЛУ N А35-13530/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу N А35-13530/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт": Лазарева М.А., представителя по доверенности от 01.01.2012 N 08-Д,; Ломакиной В.В., заместителя генерального директора по правовым вопросам по доверенности от 01.01.2012 N 11-Д.
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 по делу N А35-13530/2011 (судья Морозова М.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт" (ОГРН 1054639005805) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2011 N 173 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" (далее - ОАО "Курскрегионэнергосбыт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее - административный орган) от 01.11.2011 N 173 по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Курскрегионэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей
Решением суда от 21.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Общество является ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги энергоснабжения потребителям, проживающим в доме. Техническое обслуживание общего имущества дома осуществляет ООО "Водоканал". Заявитель не имеет права на обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги энергоснабжения потребителям. Таким образом, Общество не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг. В действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Расчет фактически потребленной электроэнергии полностью соответствует порядку, установленному п. 23 Правил. Таким образом, факт нарушения порядка расчета стоимости потребленной электроэнергии не был доказан административным органом.
В судебное заседание управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 11 мая 2012 года объявлялся перерыв до 15 мая 2012 года (12.05.2012 и 13.05.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области, с целью проверки обращения граждан, проживающих по адресу: Курская обл., Курчатовский р-н, пгт К.Либкнехта, ул. Советская, д. 7-а, по вопросу платы за коммунальные услуги и предупреждения и пресечения нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека, проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Курскрегионэнергосбыт".
17.10.2011 по результатам проверки был составлен акт проверки N 2464.
20.10.2011 был составлен протокол об административном правонарушении N 597 в отношении ОАО "Курскрегионэнергосбыт" по признакам ст. 14.8 КоАП РФ.
В ходе проверки было установлено, что многоквартирный жилой дом N 7-а по улице Советская, пгт. К.Либкнехта, Курчатовского района, Курской области, согласно решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.02.2009 (протокол N 1), находится в непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель, нарушив порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", не предоставил в счетах-квитанциях за июль 2011 г. потребителям, проживающим в квартирах NN 12, 46, 47, 49, 52, 54, 57 многоквартирного жилого дома N 7-а по улице Советская п. К.Либкнехта Курчатовского района Курской области необходимую и достоверную информацию о цене и условиях приобретения коммунальной услуги -"электроснабжение".
Кроме того, по результатам проверки было установлено, что в нарушение подпункта "б" п. 38 Правил, в предъявленных потребителями копиях платежных документов (счета - квитанции), выставленных потребителям к оплате за июль 2011 года, не указан адрес (местонахождение) Исполнителя, оказывающего коммунальные услуги гражданам, номер его банковского счета и банковские реквизиты.
Таким образом, по результатам проверки ОАО "Курскрегионэнергосбыт" были установлены нарушения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 23, п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ст. ст. 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей": нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, о наименовании, цене и условиях приобретения коммунальной услуги "электроэнергия".
01.11.2011 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Курской области Горчаковым Ю.Н. по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении было вынесено постановление N 173, которым ОАО "Курскрегионэнергосбыт" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что примененный Исполнителем порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", выставленной в счетах-квитанциях потребителям, проживающим в Курской обл., Курчатовский р-н, пгт. К.Либкнехта, ул. Советская, д. 7-а, не соответствует п. 23 Правил.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п.п. "в" п. 49 Правил N 307, в обязанности исполнителя входит заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
При этом в силу п. 3 Правил N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как видно из материалов дела, многоквартирный, жилой дом N 7-а по улице Советская, пгт. К.Либкнехта, Курчатовского района, Курской области находится согласно решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.02.2009 (протокол N 1), в непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как подтверждается материалами дела, данный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии (ОПУ), учитывающим объем потребления электроэнергии жилых помещений (квартир) и объем потребления электроэнергии мест общего пользования (МОП).
Все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (ИЛУ).
В доме имеется нежилое помещение, в котором установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии.
В соответствии с предоставленными потребителями платежными документами (счета-квитанции) и информацией, полученной от Исполнителя, установлено следующее.
Потребителям, проживающим в жилых помещениях (квартиры NN 12, 46, 47, 49, 52, 54, 57) плата за коммунальную услугу "электроснабжение" выставлена Исполнителем за июль 2011 г. в двух платежных документах: в одном - за электроэнергию, потребленную в жилых помещениях, в другом - за электроэнергию МОП.
Расчет размера платы за электроэнергию произведен Исполнителем верно, что подтверждается представленным в материалы дела расчетом (л.д. 143).
С учетом указанного обстоятельства обществу неправомерно вменен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу подпункта "б" пункта 38 Правил исполнитель обязан указывать в платежном документе наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения).
Информация, предусмотренная частью 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" и п.п. "б" пункта 38 Правил, доводится до сведения потребителей в счетах-квитанциях, предоставляемых исполнителем.
Следовательно, несоответствие счета-квитанции перечисленным выше требованиям, повлекшее за собой нарушение права потребителя коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге образует в данном случае объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Представленными в материалы дела доказательствами - квитанция за июль 2011 г. (л.д. 43), подтверждено нарушение Обществом требований п.п. "б" пункта 38 Правил, в связи с чем оно правомерно было привлечено к административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено наличие всех элементов состава административного правонарушение, события правонарушения, а также то обстоятельство, что у лица имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на основании которых оно основывает свои требования и возражения.
Доказательств невозможности соблюдения ОАО "Курскрегионэнергосбыт" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Вывод суда о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 и от 20.11.2008 N 60, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
В качестве довода апелляционной жалобы указывается, что заявитель не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Как подтверждается материалами дела, Общество является энергоснабжающей организацией, подает потребителям, проживающем в спорном жилом доме, электроэнергию для личных, семейных, домашних и иных нужд.
Таким образом, заявитель является лицом, обязанным в силу части 1 статьи 10 Закона о правах потребителей предоставлять потребителям электроэнергии необходимую и достоверную информацию по данному продукту.
В связи с этим Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области от 01.11.2011 N 173 у суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2012 по делу N А35-13530/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)