Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2011 ПО ДЕЛУ N А65-1961/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2011 г. по делу N А65-1961/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абрамовой А.В.,
с участием:
от истца - представители Татьянина О.М., доверенность N 01/11 от 28.02.2011, и Лукьянов В.М., доверенность от 29.09.2009,
в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2011 года апелляционную жалобу Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года по делу N А65-1961/2011 (судья Абдрахманов И.И.),
по иску Товарищества собственников жилья "Управдом", г. Альметьевск, Республика Татарстан, ИНН 1644050122, ОГРН 1081644002770, к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района", г. Казань, ИНН 1655170164, ОГРН 1081690080340,
третьи лица:
- Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва,
- Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
- Федеральное государственное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
о взыскании 2 710 185 руб. 69 коп. задолженности по обязательным платежам и 29 500 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Товарищество собственников жилья "Управдом" (далее - истец, ТСЖ "Управдом") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 2 710 185 руб. 69 коп. задолженности по обязательным платежам за период с 15.11.2009 по 14.04.2011 и 29 500 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятого судом увеличения исковых требований).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2011 и 22.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, и Федеральное государственное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 2 710 185 руб. 69 коп. задолженности, 29 500 руб. 97 коп. процентов, 16 500 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены решения суда заявитель жалобы указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку квартиры в многоквартирном доме N 32 по ул. 8 марта, г. Альметьевск, Республика Татарстан, на праве оперативного управления закреплены за ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что ответчик является собственником указанных жилых помещений.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца просил решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года оставить без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Управдом" создано решением собственников помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. 8 марта, г. Альметьевск, Республика Татарстан, и, в соответствии с Уставом является объединением собственников помещений для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 2 и пункту 3 статьи 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В пункте 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Истцом заключены договоры с различными организациями на содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу (т. 3 л.д. 11-49).
16.09.2009 истец в порядке п. 2.2 устава утвердил смету доходов и расходов на 2010 год, в которой для каждого собственника помещений в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество были установлены размеры обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Считая, что ответчик в силу пункта 3 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан вносить обязательные платежи и взносы, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из обоснованности и доказанности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд неправильно истолковал нормы материального права, и неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, в силу названных норм материального права, на собственника возложена обязанность по содержанию имущества, внесению платы за оказанные услуги и выполненные работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, по оплате предоставленных коммунальных услуг.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны российской Федерации N 180809/1 от 18.08.2009 (т. 1 л.д. 11-13) Министерство обороны Российской Федерации (государственный заказчик) от имени Российской Федерации приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Тим-Траст" в собственность 74 квартиры в многоквартирном доме N 32 по ул. 8 марта, г. Альметьевск, Республика Татарстан за NN: 1, 3, 5, 9, 12, 13, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36,37, 38, 39, 40, 41, 43, 47, 48, 52, 55, 56, 59, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 82, 83, 86, 90, 91, 94, 95, 98, 99, 102, 103, 105, 106, 107, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118 (т. 1, л.д. 11-16).
Право собственности на указанные квартиры зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией (т. 1, л.д. 17-46).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Из письма третьего лица ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ N 141/7/95 от 16.03.2011 (т. 3 л.д. 4) следует, что спорные квартиры в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации N 41 от 20.01.2011 закреплены на праве оперативного управления за ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение не является собственником спорных помещений, право оперативного управления за ответчиком не зарегистрировано, поэтому на Учреждение в силу закона не может быть возложена обязанность несения расходов по содержанию помещений; исковые требования в данном случае заявлены к ненадлежащему ответчику.
Ссылки истца на то, что ответчик заключал договоры социального найма на спорные квартиры, не могут быть приняты во внимание.
Из представленной копии договора социального найма жилого помещения от 21.09.2010 N 272 следует, что ответчик заключил с жильцом указанный договор от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации (т. 4, л.д. 28).
Учитывая изложенное и на основании п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе ответчика подлежат отнесению на истца.
Государственная пошлина по иску в размере 36 550 руб. 92 коп. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета в связи с предоставленной отсрочкой ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2011 года по делу N А65-1961/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Управдом", г. Альметьевск, Республика Татарстан, ИНН 1644050122, ОГРН 1081644002770, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 36 550 руб. 92 коп.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Управдом", г. Альметьевск, Республика Татарстан, ИНН 1644050122, ОГРН 1081644002770, в пользу Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района", г. Казань, ИНН 1655170164, ОГРН 1081690080340, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА

Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
К.К.ТУРКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)