Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Горького 76" (ИНН: 5904032037, ОГРН: 1035900497852); (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 по делу N А50-5807/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (ИНН: 5902292939, ОГРН: 1035900084054); (далее - инспекция, административный орган) от 03.03.2011 N 198.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 (судья Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит названные судебные акты отменить. При этом заявитель ссылается на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Товарищество указывает, что суды при вынесении решения руководствовались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона России от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО). Однако названные нормативные акты вступили в силу после окончания строительства дома, ввода его в эксплуатацию и постановку на технический учет, следовательно, до установления правоотношений в отношения внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в доме.
Также заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание инспекции нарушает права и законные интересы товарищества так как возлагает ответственность за ВДГО и денежные затраты на его содержание и ремонт на товарищество, а соответственно на жильцов дома, в то время как ВДГО не является общедомовым имуществом.
Как следует из материалов дела, в период с 07.02.2011 по 03.03.2011 инспекцией проведена документарная проверка в отношении товарищества с целью проверки информации закрытого акционерного общества "Фирма Уралгазсервис" об отсутствии договорных отношении на техническое обслуживание ВДГО при осуществлении поставки бытового газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. М. Горького, д. 76.
В рамках документарной проверки инспекцией в адрес заявителя направлено письмо о предоставлении информации и документов от 07.02.2011 N СЭД-45-06-8-10/198.
Товарищество ответа на названное письмо не представило. Соответственно не представлены акты плановых осмотров ВДГО с 2010 года, план текущего ремонта ВДГО на 2010 - 2011 и договоры со специализированной организацией на обслуживание ВДГО.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.03.2011 N 198. Товариществу 03.03.2011 вынесено предписание N 198, согласно которому в срок до 15.04.2010 ему предписано заключить договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО.
Полагая, что названное предписание инспекции незаконно, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных товариществом требований, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания предписания административного органа незаконным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
Исходя из содержания ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, ВДГО является общедомовым имуществом, а доводы заявителя кассационной жалобы об обратном, ошибочны.
На основании п. 9 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающим соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, устанавливают обязанности организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, по проведению комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
В соответствии с п. 93 Постановления Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО.
Согласно п. 4 Порядка содержания и ремонта ВДГО техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к названному порядку, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с положениями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа), наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на юридических лиц, предоставляющих коммунальные услуги, возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором.
Согласно подп. "к" п. 21 Порядка поставки газа абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В соответствии с подп. "б" п. 13 Правил поставки газа населению отсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО и АДО может повлечь отказ поставщика в заключении договора поставки газа.
На основании абз. 9 п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
С учетом изложенного, судами правильно сделан вывод, что обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на товарищество.
Факт отсутствия заключенного в установленном порядке договора на техническое обслуживание газового оборудования, сторонами не оспаривался.
При таких обстоятельствах суды законно указали, что оснований, для признания предписания административного органа недействительным не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 по делу N А50-5807/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Горького 76" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2011 N Ф09-6437/11 ПО ДЕЛУ N А50-5807/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. N Ф09-6437/11
Дело N А50-5807/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Горького 76" (ИНН: 5904032037, ОГРН: 1035900497852); (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 по делу N А50-5807/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (ИНН: 5902292939, ОГРН: 1035900084054); (далее - инспекция, административный орган) от 03.03.2011 N 198.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 (судья Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит названные судебные акты отменить. При этом заявитель ссылается на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Товарищество указывает, что суды при вынесении решения руководствовались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона России от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО). Однако названные нормативные акты вступили в силу после окончания строительства дома, ввода его в эксплуатацию и постановку на технический учет, следовательно, до установления правоотношений в отношения внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в доме.
Также заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание инспекции нарушает права и законные интересы товарищества так как возлагает ответственность за ВДГО и денежные затраты на его содержание и ремонт на товарищество, а соответственно на жильцов дома, в то время как ВДГО не является общедомовым имуществом.
Как следует из материалов дела, в период с 07.02.2011 по 03.03.2011 инспекцией проведена документарная проверка в отношении товарищества с целью проверки информации закрытого акционерного общества "Фирма Уралгазсервис" об отсутствии договорных отношении на техническое обслуживание ВДГО при осуществлении поставки бытового газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. М. Горького, д. 76.
В рамках документарной проверки инспекцией в адрес заявителя направлено письмо о предоставлении информации и документов от 07.02.2011 N СЭД-45-06-8-10/198.
Товарищество ответа на названное письмо не представило. Соответственно не представлены акты плановых осмотров ВДГО с 2010 года, план текущего ремонта ВДГО на 2010 - 2011 и договоры со специализированной организацией на обслуживание ВДГО.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.03.2011 N 198. Товариществу 03.03.2011 вынесено предписание N 198, согласно которому в срок до 15.04.2010 ему предписано заключить договор со специализированной организацией на обслуживание ВДГО.
Полагая, что названное предписание инспекции незаконно, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных товариществом требований, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания предписания административного органа незаконным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
Исходя из содержания ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, ВДГО является общедомовым имуществом, а доводы заявителя кассационной жалобы об обратном, ошибочны.
На основании п. 9 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающим соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, устанавливают обязанности организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, по проведению комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
В соответствии с п. 93 Постановления Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО.
Согласно п. 4 Порядка содержания и ремонта ВДГО техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к названному порядку, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с положениями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа), наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на юридических лиц, предоставляющих коммунальные услуги, возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором.
Согласно подп. "к" п. 21 Порядка поставки газа абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В соответствии с подп. "б" п. 13 Правил поставки газа населению отсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО и АДО может повлечь отказ поставщика в заключении договора поставки газа.
На основании абз. 9 п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
С учетом изложенного, судами правильно сделан вывод, что обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на товарищество.
Факт отсутствия заключенного в установленном порядке договора на техническое обслуживание газового оборудования, сторонами не оспаривался.
При таких обстоятельствах суды законно указали, что оснований, для признания предписания административного органа недействительным не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2011 по делу N А50-5807/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Горького 76" - без удовлетворения.
Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)