Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Губернатора Ярославской области М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия
Действие мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 Закона ЯО распространяется на работника государственного учреждения Ярославской области, педагогического работника муниципального образовательного учреждения, проживающего в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, а также на нетрудоспособных членов его семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (абзац 2 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з).
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных", "совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию". По мнению прокурора, указанные выше положения противоречат федеральному законодательству, нарушают и ограничивают права педагогов в части предоставления льгот по коммунальным услугам. Льгота по отоплению и освещению педагогическим работникам должна предоставляться без каких-либо ограничений и норм, и в том числе без ограничений по количеству проживающих с ним членов семьи.
Представители Губернатора Ярославской области и представитель Государственной Думы Ярославской области с заявленными прокурором требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам, принята в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусматривающего обязательную социальную льготу только для педагогического работника.
Решением Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г. заявление прокурора удовлетворено частично, постановлено:
Признать недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных" и "находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным источником средств к существованию", со дня вступления настоящего решения в законную силу в части, касающейся работающих педагогических работников организаций образования.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Ярославской области отказать.
В кассационной жалобе Губернатора Ярославской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ст. 72 общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Проанализировав указанные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, исходя из положений оспариваемой части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области", в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 6 того же Закона ЯО, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Следовательно, как правильно указал суд, оспариваемая норма Закона области в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления, не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Губернатора по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
решение Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Ярославской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.05.2007 N 8-Г07-2
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2007 года
Дело N 8-Г07-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Губернатора Ярославской области М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия
установила:
Действие мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 Закона ЯО распространяется на работника государственного учреждения Ярославской области, педагогического работника муниципального образовательного учреждения, проживающего в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, а также на нетрудоспособных членов его семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (абзац 2 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з).
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных", "совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию". По мнению прокурора, указанные выше положения противоречат федеральному законодательству, нарушают и ограничивают права педагогов в части предоставления льгот по коммунальным услугам. Льгота по отоплению и освещению педагогическим работникам должна предоставляться без каких-либо ограничений и норм, и в том числе без ограничений по количеству проживающих с ним членов семьи.
Представители Губернатора Ярославской области и представитель Государственной Думы Ярославской области с заявленными прокурором требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам, принята в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусматривающего обязательную социальную льготу только для педагогического работника.
Решением Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г. заявление прокурора удовлетворено частично, постановлено:
Признать недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных" и "находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным источником средств к существованию", со дня вступления настоящего решения в законную силу в части, касающейся работающих педагогических работников организаций образования.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Ярославской области отказать.
В кассационной жалобе Губернатора Ярославской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ст. 72 общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Проанализировав указанные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, исходя из положений оспариваемой части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области", в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 6 того же Закона ЯО, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Следовательно, как правильно указал суд, оспариваемая норма Закона области в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления, не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Губернатора по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 13 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Ярославской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)