Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2011 г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Поляковой А.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Лапиной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Товарищества собственников жилья "Молжаниновский"
к ответчику - Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным решения от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна"
с участием:
от заявителя: Маловатый А.Н., дов. от 01.12.2010 г.
от ответчика: Горчакова Е.А., удост. <...>, дов. от 25.12.2009 г. N 33-и-2997/9
установил:
Товарищество собственников жилья "Молжаниновский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна" от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что отказ Территориального управления Департамента в выдаче товариществу документов в режиме "одного окна" ранее выданный за N 33-5Т9-588/8-(0)-1 признан незаконным решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 г. и постановлением от 13.03.2009 Федерального арбитражного суда Московского округа данное решение оставлено без изменений. В целях исполнения решения суда ТСЖ "Молжаниновский" вновь обратилось в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе с заявлением о формировании земельного участка, которое было принято 17.03.2009 г. за N 33-5Т9-362/9-(0)-0, однако в нарушение состоявшихся судебных актов уполномоченному представителю товарищества был дан очередной отказ в выдаче документов, который не соответствует положениям статьи 53 Земельного кодекса РФ и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считая, что решение об отказе в формировании земельного участка вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением арбитражного суда от 06.08.2009 г. производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Президиумом ВАС РФ дела N А40-52313/08-84-397 и было возобновлено определением суда от 12.04.2010 г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что требования ТСЖ "Молжаниновский" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Молжаниновский" создано физическими лицами - собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных на территории бывших деревень Новодмитровка и Новоселки, впоследствии включенных в границы города Москвы, и юридическими лицами.
Статьей 136 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность создания товарищества собственников жилья собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации решения внеочередного общего собрания участников ТСЖ "Молжаниновский" от 10.05.2008 представителем товарищества подано в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в САО заявление за N 33-519-588/8-(0)-0 о формировании земельного участка, общей площадью около 67 гектаров, в утвержденных на общем собрании границах: вдоль северо-восточной полосы отвода Ленинградского шоссе от существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе на северо-запад до владения N 226 по Ленинградскому шоссе включительно, далее на северо-восток вдоль границ жилой застройки, пересекая улицу Гатчинская, улицу 2-я Новоселки вдоль границ жилой застройки до владения N 19 по улице 1-я Новоселки включительно, далее на юго-восток до проектируемого проезда, далее по проектируемому проезду до полосы отвода Международного шоссе, далее по полосе отвода Международного шоссе до существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе, для предоставления его в общую долевую собственность участников товарищества.
Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе письмом от 07.06.2008 N 33-5Т9-588/8-(0)-1 отказало в формировании земельного участка в заявленных границах. В обоснование отказа территориальное управление указало, что у товарищества отсутствует право инициировать заявление о формировании земельного участка, данный земельный участок не подлежит формированию в заявленных границах ввиду отсутствия на нем многоквартирных домов, а также в связи с обременением частей земельных участков правами третьих лиц.
Считая данное решение незаконным, ТСЖ "Молжаниновский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Департамента в выдаче документов в режиме "одного окна" и о возложении на него обязанности сформировать земельный участок в вышеуказанных границах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 заявленные требования удовлетворены. Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.03.2009 решение оставил без изменения.
Департамент земельных ресурсов города Москвы и Правительство Москвы подали в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявление о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов с просьбой их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Постановлением от 01 декабря 2009 г. N 7726/09 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 по делу N А40-52313/08-84-397 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2009 по тому же делу отменил, ТСЖ "Молжаниновский" в удовлетворении заявленных требований отказал. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении отметил, что, удовлетворяя требования товарищества, суды руководствовались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указав, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством. Однако суды неправомерно применили к спорным правоотношениям пункт 1 статьи 16 упомянутого Закона. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что данной статьей регулируются отношения по приобретению прав на земельный участок в существующей застройке, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества и который является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем ТСЖ "Молжаниновский" создавалось не с целью эксплуатации многоквартирного жилого фонда. Оно объединяет собственников индивидуальных жилых домов, большинство из которых оформило свои права на земельные участки, земля находится у них в пожизненном наследуемом владении. Следовательно, требование ТСЖ "Молжаниновский" о приобретении в собственность спорного земельного участка не основано на законе, поэтому оснований для его удовлетворения, а также для удовлетворения требования о признании недействительным отказа Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в САО в выдаче документов не имеется. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Судом установлено, что ТСЖ "Молжаниновский" объединяет собственников индивидуальных жилых домов, большинство из которых оформило свои права на земельные участки, и не создавалось с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома. Границы спорного участка являются границами квартала и определены, исходя из перспектив развития города и последующей застройки нового жилого микрорайона. В границы данного земельного участка входят незастроенные участки, площадью более 20 га, и участки, на которых расположены объекты городской недвижимости, в частности ГОУ Основная общеобразовательная школа N 740. Согласно проекту межевания на данном участке расположено 116 строений, членами товарищества являются собственники 34 строений. Большая часть правообладателей недвижимости на спорном земельном участке не принимала решения о создании товарищества и формировании земельного участка. В границы земельного участка попадают земли общего пользования, в том числе существующая и проектируемая улично-дорожная сеть, а также свободные земли, находящиеся в зоне второго пояса санитарной охранной зоны.
Согласно статьям 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации указанные территории не подлежат отчуждению в частную собственность. По имеющейся в деле информации Управления Федеральной регистрационной службы по Москве на спорном земельном участке многоквартирные жилые дома отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что обжалуемый отказ Территориального управления Департамента не мотивирован ссылками на закон, направлен на создание бесхозяйной недвижимой вещи, что противоречит решению членов ТСЖ "Молжаниновский" о передаче земельного участка в общую долевую собственность, и нарушает ст. 53 ЗК и 225 ГК РФ, а также вступившие в силу судебные решения, арбитражным судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 2 названной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На спорном земельном участке отсутствуют многоквартирные дома, а товарищество, объединившее собственников индивидуальных жилых домов, не было создано с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, следовательно, требование о формировании и приобретении товариществом в собственность данного земельного участка является незаконным. Департамент земельных ресурсов города Москвы не понуждает участников ТСЖ отказаться от своих прав собственности или пожизненного наследуемого владения на земельные участки, однако, указывает на невозможность формирования земельного участка для передачи в собственность ТСЖ в заявленных границах при наличии оформленных прав участников товарищества на отдельные участки, входящие в границы подлежащего формированию участка с учетом вышеизложенных обстоятельств. Судебные решения, на которые ссылается заявитель, отменены Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 7726/09.
Доводы заявителя о том, что отсутствие кадастрового паспорта не является основанием для отказа в формировании земельного участка обоснованны, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Однако указанные обстоятельства в рассматриваемом случае не имеют какого-либо значения ввиду того, что вышеизложенные основания для отказа в формировании земельного участка, содержащиеся в оспариваемом решении, признаны Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответствующими закону.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд считает, что решение Территориального управления Департамента земельных ресурсов в САО об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна" от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 о формировании спорного земельного участка в заявленных товариществом границах соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность", поэтому оснований для удовлетворения требования о признании его недействительным не имеется.
Суд приходит к выводу о том, что заявителем не указаны права и законные интересы ТСЖ в сфере предпринимательской деятельности, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым отказом Территориального управления Департамента и не представлены доказательства нарушения его прав согласно ст. 4, ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований у суда отсутствуют также основания для возложения на ответчика каких-либо обязанностей по устранению нарушения прав заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и возлагаются на заявителя.
На основании ст. ст. 12, 13 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 67, 71, 75, 81, 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления ТСЖ "Молжаниновский" о признании недействительным решения Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе города Москвы, оформленного письмом от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 об отказе в выдаче документа в режиме "одного окна", отказать.
Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Постановлению Правительства Москвы от 14.03.2006 г. N 168-ПП о порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Б.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 29.04.2011 ПО ДЕЛУ N А40-71814/09-121-374
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу N А40-71814/09-121-374
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2011 г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Поляковой А.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Лапиной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Товарищества собственников жилья "Молжаниновский"
к ответчику - Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным решения от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна"
с участием:
от заявителя: Маловатый А.Н., дов. от 01.12.2010 г.
от ответчика: Горчакова Е.А., удост. <...>, дов. от 25.12.2009 г. N 33-и-2997/9
установил:
Товарищество собственников жилья "Молжаниновский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна" от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что отказ Территориального управления Департамента в выдаче товариществу документов в режиме "одного окна" ранее выданный за N 33-5Т9-588/8-(0)-1 признан незаконным решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 г. и постановлением от 13.03.2009 Федерального арбитражного суда Московского округа данное решение оставлено без изменений. В целях исполнения решения суда ТСЖ "Молжаниновский" вновь обратилось в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе с заявлением о формировании земельного участка, которое было принято 17.03.2009 г. за N 33-5Т9-362/9-(0)-0, однако в нарушение состоявшихся судебных актов уполномоченному представителю товарищества был дан очередной отказ в выдаче документов, который не соответствует положениям статьи 53 Земельного кодекса РФ и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считая, что решение об отказе в формировании земельного участка вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением арбитражного суда от 06.08.2009 г. производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Президиумом ВАС РФ дела N А40-52313/08-84-397 и было возобновлено определением суда от 12.04.2010 г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что требования ТСЖ "Молжаниновский" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Молжаниновский" создано физическими лицами - собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных на территории бывших деревень Новодмитровка и Новоселки, впоследствии включенных в границы города Москвы, и юридическими лицами.
Статьей 136 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность создания товарищества собственников жилья собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации решения внеочередного общего собрания участников ТСЖ "Молжаниновский" от 10.05.2008 представителем товарищества подано в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в САО заявление за N 33-519-588/8-(0)-0 о формировании земельного участка, общей площадью около 67 гектаров, в утвержденных на общем собрании границах: вдоль северо-восточной полосы отвода Ленинградского шоссе от существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе на северо-запад до владения N 226 по Ленинградскому шоссе включительно, далее на северо-восток вдоль границ жилой застройки, пересекая улицу Гатчинская, улицу 2-я Новоселки вдоль границ жилой застройки до владения N 19 по улице 1-я Новоселки включительно, далее на юго-восток до проектируемого проезда, далее по проектируемому проезду до полосы отвода Международного шоссе, далее по полосе отвода Международного шоссе до существующего съезда с Международного шоссе на Ленинградское шоссе, для предоставления его в общую долевую собственность участников товарищества.
Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе письмом от 07.06.2008 N 33-5Т9-588/8-(0)-1 отказало в формировании земельного участка в заявленных границах. В обоснование отказа территориальное управление указало, что у товарищества отсутствует право инициировать заявление о формировании земельного участка, данный земельный участок не подлежит формированию в заявленных границах ввиду отсутствия на нем многоквартирных домов, а также в связи с обременением частей земельных участков правами третьих лиц.
Считая данное решение незаконным, ТСЖ "Молжаниновский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Департамента в выдаче документов в режиме "одного окна" и о возложении на него обязанности сформировать земельный участок в вышеуказанных границах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 заявленные требования удовлетворены. Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.03.2009 решение оставил без изменения.
Департамент земельных ресурсов города Москвы и Правительство Москвы подали в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявление о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов с просьбой их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Постановлением от 01 декабря 2009 г. N 7726/09 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2008 по делу N А40-52313/08-84-397 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2009 по тому же делу отменил, ТСЖ "Молжаниновский" в удовлетворении заявленных требований отказал. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении отметил, что, удовлетворяя требования товарищества, суды руководствовались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указав, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством. Однако суды неправомерно применили к спорным правоотношениям пункт 1 статьи 16 упомянутого Закона. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что данной статьей регулируются отношения по приобретению прав на земельный участок в существующей застройке, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества и который является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем ТСЖ "Молжаниновский" создавалось не с целью эксплуатации многоквартирного жилого фонда. Оно объединяет собственников индивидуальных жилых домов, большинство из которых оформило свои права на земельные участки, земля находится у них в пожизненном наследуемом владении. Следовательно, требование ТСЖ "Молжаниновский" о приобретении в собственность спорного земельного участка не основано на законе, поэтому оснований для его удовлетворения, а также для удовлетворения требования о признании недействительным отказа Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в САО в выдаче документов не имеется. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Судом установлено, что ТСЖ "Молжаниновский" объединяет собственников индивидуальных жилых домов, большинство из которых оформило свои права на земельные участки, и не создавалось с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома. Границы спорного участка являются границами квартала и определены, исходя из перспектив развития города и последующей застройки нового жилого микрорайона. В границы данного земельного участка входят незастроенные участки, площадью более 20 га, и участки, на которых расположены объекты городской недвижимости, в частности ГОУ Основная общеобразовательная школа N 740. Согласно проекту межевания на данном участке расположено 116 строений, членами товарищества являются собственники 34 строений. Большая часть правообладателей недвижимости на спорном земельном участке не принимала решения о создании товарищества и формировании земельного участка. В границы земельного участка попадают земли общего пользования, в том числе существующая и проектируемая улично-дорожная сеть, а также свободные земли, находящиеся в зоне второго пояса санитарной охранной зоны.
Согласно статьям 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации указанные территории не подлежат отчуждению в частную собственность. По имеющейся в деле информации Управления Федеральной регистрационной службы по Москве на спорном земельном участке многоквартирные жилые дома отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что обжалуемый отказ Территориального управления Департамента не мотивирован ссылками на закон, направлен на создание бесхозяйной недвижимой вещи, что противоречит решению членов ТСЖ "Молжаниновский" о передаче земельного участка в общую долевую собственность, и нарушает ст. 53 ЗК и 225 ГК РФ, а также вступившие в силу судебные решения, арбитражным судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 2 названной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На спорном земельном участке отсутствуют многоквартирные дома, а товарищество, объединившее собственников индивидуальных жилых домов, не было создано с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома, следовательно, требование о формировании и приобретении товариществом в собственность данного земельного участка является незаконным. Департамент земельных ресурсов города Москвы не понуждает участников ТСЖ отказаться от своих прав собственности или пожизненного наследуемого владения на земельные участки, однако, указывает на невозможность формирования земельного участка для передачи в собственность ТСЖ в заявленных границах при наличии оформленных прав участников товарищества на отдельные участки, входящие в границы подлежащего формированию участка с учетом вышеизложенных обстоятельств. Судебные решения, на которые ссылается заявитель, отменены Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 7726/09.
Доводы заявителя о том, что отсутствие кадастрового паспорта не является основанием для отказа в формировании земельного участка обоснованны, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Однако указанные обстоятельства в рассматриваемом случае не имеют какого-либо значения ввиду того, что вышеизложенные основания для отказа в формировании земельного участка, содержащиеся в оспариваемом решении, признаны Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответствующими закону.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд считает, что решение Территориального управления Департамента земельных ресурсов в САО об отказе в выдаче документов в режиме "одного окна" от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 о формировании спорного земельного участка в заявленных товариществом границах соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность", поэтому оснований для удовлетворения требования о признании его недействительным не имеется.
Суд приходит к выводу о том, что заявителем не указаны права и законные интересы ТСЖ в сфере предпринимательской деятельности, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым отказом Территориального управления Департамента и не представлены доказательства нарушения его прав согласно ст. 4, ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований у суда отсутствуют также основания для возложения на ответчика каких-либо обязанностей по устранению нарушения прав заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и возлагаются на заявителя.
На основании ст. ст. 12, 13 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 67, 71, 75, 81, 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления ТСЖ "Молжаниновский" о признании недействительным решения Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы в Северном административном округе города Москвы, оформленного письмом от 14.05.2009 г. N 33-5Т9-362/9-(0)-1 об отказе в выдаче документа в режиме "одного окна", отказать.
Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Постановлению Правительства Москвы от 14.03.2006 г. N 168-ПП о порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
А.Б.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)