Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" на постановление от 22.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6274/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области,
открытое акционерное общество "Омская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Омская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным постановления от 20.02.2008 N 421/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 09.04.2008 Арбитражного суда Омской области заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 22.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда принятое по делу решение отменено. В удовлетворении заявленных ОАО "Омская энергосбытовая компания" требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омская энергосбытовая компания" просит отменить состоявшийся по делу судебный акт апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Общество заявляет, что при начислении платы за потребленную электрическую энергию применяло тариф в 1,66 руб/кВт, установленный Региональной энергетической комиссией (РЭК) Омской области для исполнителей коммунальных услуг.
Общество считает, что правомерно применила тариф в отношении объемов электроэнергии на места общего пользования, установленный РЭК Омской области по тарифу для граждан исходя из норм действующего законодательства.
В судебном заседании представители ОАО "Омская энергосбытовая компания" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управлением Роспотребнадзора представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 08.02.2008 Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая проверка ОАО "Омская энергосбытовая компания" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, по итогам которой составлен акт от 08.02.2008.
Протоколом от 11.02.2008 421/07 об административном правонарушении действия ОАО "Омская энергосбытовая компания" квалифицированы по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления Роспотребнадзора от 20.02.2008 421/08 ОАО "Омская энергосбытовая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Несогласие Общества с постановлением Управления Роспотребнадзора явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 41-ФЗ), государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую или тепловую энергию и их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 43-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов в соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники в соответствии абзацем 1 пункта 7 Правил заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в соответствии со статьей 540 ГК РФ считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Тарифы на электрическую энергию для населения, поставляемую ОАО "Омская энергосбытовая компания", утверждены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.10.2007 N 190/57 в размере 1,66 руб/кВт для исполнителей коммунальных услуг, к которым Общество не относится. Указанный тариф подлежит применению с 01.01.2008 независимо от того, оборудован жилой дом электроплитами или нет. Квитанции на оплату услуги энергоснабжения выставлены за неистекший январь месяц 2008 года. Фактическое оборудование жилого дома электроплитами, влекущее понижение коэффициента, Обществом не учитывалось.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что ОАО "Омская энергосбытовая компания" тариф 1,66 руб./кВт за неистекший январь месяц 2008 года, установленный РЭК Омской области для исполнителей коммунальных услуг, применен неправомерно.
В связи с нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановление от 22.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6274/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2008 N Ф04-6234/2008(15570-А46-23) ПО ДЕЛУ N А46-6274/2008
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 г. N Ф04-6234/2008(15570-А46-23)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" на постановление от 22.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6274/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области,
установил:
открытое акционерное общество "Омская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Омская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным постановления от 20.02.2008 N 421/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 09.04.2008 Арбитражного суда Омской области заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 22.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда принятое по делу решение отменено. В удовлетворении заявленных ОАО "Омская энергосбытовая компания" требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омская энергосбытовая компания" просит отменить состоявшийся по делу судебный акт апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Общество заявляет, что при начислении платы за потребленную электрическую энергию применяло тариф в 1,66 руб/кВт, установленный Региональной энергетической комиссией (РЭК) Омской области для исполнителей коммунальных услуг.
Общество считает, что правомерно применила тариф в отношении объемов электроэнергии на места общего пользования, установленный РЭК Омской области по тарифу для граждан исходя из норм действующего законодательства.
В судебном заседании представители ОАО "Омская энергосбытовая компания" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управлением Роспотребнадзора представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 08.02.2008 Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая проверка ОАО "Омская энергосбытовая компания" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, по итогам которой составлен акт от 08.02.2008.
Протоколом от 11.02.2008 421/07 об административном правонарушении действия ОАО "Омская энергосбытовая компания" квалифицированы по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления Роспотребнадзора от 20.02.2008 421/08 ОАО "Омская энергосбытовая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Несогласие Общества с постановлением Управления Роспотребнадзора явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 41-ФЗ), государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую или тепловую энергию и их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 43-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов в соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники в соответствии абзацем 1 пункта 7 Правил заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в соответствии со статьей 540 ГК РФ считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Тарифы на электрическую энергию для населения, поставляемую ОАО "Омская энергосбытовая компания", утверждены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.10.2007 N 190/57 в размере 1,66 руб/кВт для исполнителей коммунальных услуг, к которым Общество не относится. Указанный тариф подлежит применению с 01.01.2008 независимо от того, оборудован жилой дом электроплитами или нет. Квитанции на оплату услуги энергоснабжения выставлены за неистекший январь месяц 2008 года. Фактическое оборудование жилого дома электроплитами, влекущее понижение коэффициента, Обществом не учитывалось.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что ОАО "Омская энергосбытовая компания" тариф 1,66 руб./кВт за неистекший январь месяц 2008 года, установленный РЭК Омской области для исполнителей коммунальных услуг, применен неправомерно.
В связи с нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 22.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6274/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)