Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В. и Коробова К.Ю., при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" Подивилова Р.С. (доверенность от 03.10.2011 N 1659/3), рассмотрев 19.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2011 (судья Швецова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 (судьи Слобожанина В.Б., Глазков Е.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-39780/2010,
установил:
Товарищество собственников жилья "Малая Каштановая аллея д. 4", место нахождения: 192281, Санкт-Петербург, Малая Каштановая аллея, дом 4, основной государственный регистрационный номер 1067800034103 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192007, Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 35, основной государственный регистрационный номер 1037835026822 (далее - Агентство), о взыскании 175 852,01 руб. задолженности за услуги по содержанию и управлению общим имуществом многоквартирного дома N 4 на Малой Каштановой аллее в Санкт-Петербурге (далее - многоквартирный дом).
Решением от 30.05.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить названные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, у него нет обязанности погашать задолженность по Договору, образовавшуюся вследствие неоплаты коммунальных услуг и жилых помещений их нанимателями; истец не доказал размер задолженности, поскольку допустимым доказательством является трехсторонний акт сверки взаимных расчетов, составленный истцом, ответчиком и Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого пользования жилищного хозяйства" (далее - Предприятие).
В связи с переименованием ответчика его название изменено на Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы.
Товарищество надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет Товарищество, имеются жилые помещения, собственником которых является Санкт-Петербург.
Товарищество (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договор от 28.05.2008 N 396 сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 (далее - Договор), согласно которому исполнитель обязался обеспечивать содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление в этих помещениях коммунальных услуг.
Пунктами 3.1 - 3.2 Договора предусмотрена обязанность Агентства ежемесячно перечислять Товариществу плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также платежи нанимателей жилых помещений за коммунальные услуги и пени, поступившие на счет Предприятия.
Дополнительными соглашениями от 09.12.2008 N 1 и от 19.07.2009 N 2 к Договору стороны распространили действие Договора на неопределенный период с 01.01.2009.
Агентство (заказчик) и Предприятие (исполнитель) 16.04.2009 заключили государственный контракт N 81/1-1/09, согласно которому исполнитель за плату обязался производить расчет платежей за содержание и текущий ремонт жилых помещений, за коммунальные и прочие услуги, формировать и печатать для населения платежные документы, осуществлять сбор, обработку и перечисление платежей, поступивших в пользу заказчика, в соответствии с его поручением.
Товарищество, ссылаясь на то, что Агентство не погасило задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по коммунальным услугам за 2008 - 2009 годы, обратилось в арбитражный суд с целью взыскания долга.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1.1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р) Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р (далее - Положение), расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения. В соответствии с пунктом 1.4 Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Пунктом 3 статьи 137 ЖК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из изложенного следует, что закон не ставит исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за эти помещения и коммунальные услуги в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений) обязанности по перечислению платы на расчетный счет Предприятия.
Факт оказания Товариществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорен.
Как видно из акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, задолженность Агентства за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг (за жилые и пустующие нежилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга) за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила по данным Товарищества 39 302,13 руб., по данным Агентства - 48 920,09 руб.; за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по данным Товарищества - 139 557,77 руб., по данным Агентства - 66 165,49 руб.
Агентство не представило доказательств, опровергающих расчет задолженности Товариществом.
Кроме того, согласно пункту 2.7 Положения Агентство обязано проверять ежемесячный расчет платежей Санкт-Петербурга как собственника помещений и при несовпадении результатов проверки в письменном виде уведомлять об этом заказчика, прилагая свои расчеты (при несовпадении расчетов) и мотивированное обоснование (при несоответствии сведений).
В деле нет сведений о том, что у Агентства имелись претензии к начислению Товариществом ежемесячных платежей за 2008 и 2009 годы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 210, 249 ГК РФ, 153, 155 ЖК РФ и Распоряжением N 310-р, пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о необходимости составления сторонами акта сверки расчетов с участием Предприятия (трехстороннего акта) для правильного расчета задолженности.
Как полагает истец, для уточнения суммы долга необходимы сведения о начислении и поступлении от населения денежных средств в счет оплаты услуг по договорам социального найма, которыми располагает Предприятие.
При этом условия государственного контракта от 16.04.2009 N 81/1-1/09 позволяют Агентству получить у Предприятия названные сведения и использовать их при расчетах с Товариществом.
При подаче кассационной жалобы Агентству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем с него надлежит взыскать 2000 руб. в доход федерального бюджета.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу N А56-39780/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192007, Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 35, основной государственный регистрационный номер 1037835026822, в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2012 ПО ДЕЛУ N А56-39780/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2012 г. по делу N А56-39780/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В. и Коробова К.Ю., при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" Подивилова Р.С. (доверенность от 03.10.2011 N 1659/3), рассмотрев 19.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2011 (судья Швецова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 (судьи Слобожанина В.Б., Глазков Е.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-39780/2010,
установил:
Товарищество собственников жилья "Малая Каштановая аллея д. 4", место нахождения: 192281, Санкт-Петербург, Малая Каштановая аллея, дом 4, основной государственный регистрационный номер 1067800034103 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192007, Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 35, основной государственный регистрационный номер 1037835026822 (далее - Агентство), о взыскании 175 852,01 руб. задолженности за услуги по содержанию и управлению общим имуществом многоквартирного дома N 4 на Малой Каштановой аллее в Санкт-Петербурге (далее - многоквартирный дом).
Решением от 30.05.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить названные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, у него нет обязанности погашать задолженность по Договору, образовавшуюся вследствие неоплаты коммунальных услуг и жилых помещений их нанимателями; истец не доказал размер задолженности, поскольку допустимым доказательством является трехсторонний акт сверки взаимных расчетов, составленный истцом, ответчиком и Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого пользования жилищного хозяйства" (далее - Предприятие).
В связи с переименованием ответчика его название изменено на Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы.
Товарищество надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет Товарищество, имеются жилые помещения, собственником которых является Санкт-Петербург.
Товарищество (исполнитель) и Агентство (заказчик) заключили договор от 28.05.2008 N 396 сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 (далее - Договор), согласно которому исполнитель обязался обеспечивать содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление в этих помещениях коммунальных услуг.
Пунктами 3.1 - 3.2 Договора предусмотрена обязанность Агентства ежемесячно перечислять Товариществу плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также платежи нанимателей жилых помещений за коммунальные услуги и пени, поступившие на счет Предприятия.
Дополнительными соглашениями от 09.12.2008 N 1 и от 19.07.2009 N 2 к Договору стороны распространили действие Договора на неопределенный период с 01.01.2009.
Агентство (заказчик) и Предприятие (исполнитель) 16.04.2009 заключили государственный контракт N 81/1-1/09, согласно которому исполнитель за плату обязался производить расчет платежей за содержание и текущий ремонт жилых помещений, за коммунальные и прочие услуги, формировать и печатать для населения платежные документы, осуществлять сбор, обработку и перечисление платежей, поступивших в пользу заказчика, в соответствии с его поручением.
Товарищество, ссылаясь на то, что Агентство не погасило задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по коммунальным услугам за 2008 - 2009 годы, обратилось в арбитражный суд с целью взыскания долга.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1.1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р) Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р (далее - Положение), расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения. В соответствии с пунктом 1.4 Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Пунктом 3 статьи 137 ЖК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из изложенного следует, что закон не ставит исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за эти помещения и коммунальные услуги в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений) обязанности по перечислению платы на расчетный счет Предприятия.
Факт оказания Товариществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорен.
Как видно из акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, задолженность Агентства за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг (за жилые и пустующие нежилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга) за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила по данным Товарищества 39 302,13 руб., по данным Агентства - 48 920,09 руб.; за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по данным Товарищества - 139 557,77 руб., по данным Агентства - 66 165,49 руб.
Агентство не представило доказательств, опровергающих расчет задолженности Товариществом.
Кроме того, согласно пункту 2.7 Положения Агентство обязано проверять ежемесячный расчет платежей Санкт-Петербурга как собственника помещений и при несовпадении результатов проверки в письменном виде уведомлять об этом заказчика, прилагая свои расчеты (при несовпадении расчетов) и мотивированное обоснование (при несоответствии сведений).
В деле нет сведений о том, что у Агентства имелись претензии к начислению Товариществом ежемесячных платежей за 2008 и 2009 годы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 210, 249 ГК РФ, 153, 155 ЖК РФ и Распоряжением N 310-р, пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о необходимости составления сторонами акта сверки расчетов с участием Предприятия (трехстороннего акта) для правильного расчета задолженности.
Как полагает истец, для уточнения суммы долга необходимы сведения о начислении и поступлении от населения денежных средств в счет оплаты услуг по договорам социального найма, которыми располагает Предприятие.
При этом условия государственного контракта от 16.04.2009 N 81/1-1/09 позволяют Агентству получить у Предприятия названные сведения и использовать их при расчетах с Товариществом.
При подаче кассационной жалобы Агентству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем с него надлежит взыскать 2000 руб. в доход федерального бюджета.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу N А56-39780/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192007, Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 35, основной государственный регистрационный номер 1037835026822, в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
Н.И.КУЖАРОВА
Н.И.КУЖАРОВА
Судьи
С.В.АФАНАСЬЕВ
К.Ю.КОРОБОВ
С.В.АФАНАСЬЕВ
К.Ю.КОРОБОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)