Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети", г. Каменка Пензенской области,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009
по делу N А49-6199/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" к Собранию представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области, о признании недействующим нормативного правового акта, с участием третьих лиц - Управления по регулированию тарифов, энергоснабжению и размещению государственного заказа Пензенской области, г. Пенза, индивидуального предпринимателя Девликамова К.А., г. Каменка Пензенской области, а также с участием прокуратуры Пензенской области,
общество с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (далее - ООО "Каменские водопроводные сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по регулированию тарифов, энергоснабжению и размещению государственного заказа Пензенской области (далее - управление) и индивидуальный предприниматель Девликамов К.А. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009 решение Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А." признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Гражданскому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 14.01.2010 был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 19.01.2010.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, предприниматель в судебное заседание представителя не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Собранием представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области (далее - собрание, ответчик) принято решение от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А.", согласно которому на услугу "водоснабжения", оказываемую предпринимателем, установлен тариф в размере 2,30 руб., период действия тарифа на услугу определен с 25.04.2009 по 24.10.2010. Данное решение опубликовано в информационном бюллетене органа местного самоуправления "Информационный вестник города Каменки Каменского района Пензенской области" от 24.03.2009. Указанный тариф был утвержден на основании заключения управления от 29.01.2009 N 201.
Полагая, что решение собрания принято с превышением полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом N 210-ФЗ, ООО "Каменские водопроводные сети" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 20 Устава города Каменки Собрание представителей входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом города Каменки. Таким образом, оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Не принят также довод заявителя о неправомерности установления оспариваемым решением тарифов на услугу "водоснабжение", оказываемую предпринимателем.
Как указано в решении суда, исключение индивидуальных предпринимателей из понятия "организации коммунального комплекса" является пробелом Закона N 210-ФЗ, поэтому суд счел возможным на основании статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствоваться иными нормативными актами.
Так, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установление тарифов, по которым рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса (в том числе услуги "водоснабжения" и "водоотведения"), отнесено к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Во исполнение пункта 1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Согласно положениям данных Правил к коммунальным ресурсам отнесена холодная вода, используемая для предоставления коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией является как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, предприниматель, поставляющий более 95% забранной им из природного источника воды заявителю ("ООО "Каменские водопроводные сети") для оказания последним коммунальных услуг населению, относится к ресурсоснабжающей организации в понятии, применяемом данными Правилами.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 210-ФЗ предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ)
В целях реализации норм указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (подпункт 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ).
Под организацией коммунального комплекса, согласно статье 2 Закона N 210-ФЗ, понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Организация коммунального комплекса имеет основной вид деятельности, а именно осуществляет эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, используемых в сфере тепло-, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Буквальное толкование перечисленных нормативных актов, регулирующих порядок ценообразования и регулирования тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, позволяет сделать вывод, что тарифы устанавливаются организациям коммунального комплекса - юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы. Так как предприниматель Девликамов К.А. не является организацией коммунального комплекса, то тариф на его услуги не может устанавливаться исходя из норм Закона N 210-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009 по делу N А49-6199/2009 отменить, заявление требования общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" удовлетворить.
Признать решение Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А." недействующим и несоответствующим Закону Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Взыскать с Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" 1000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2010 ПО ДЕЛУ N А49-6199/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу N А49-6199/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети", г. Каменка Пензенской области,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009
по делу N А49-6199/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" к Собранию представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области, о признании недействующим нормативного правового акта, с участием третьих лиц - Управления по регулированию тарифов, энергоснабжению и размещению государственного заказа Пензенской области, г. Пенза, индивидуального предпринимателя Девликамова К.А., г. Каменка Пензенской области, а также с участием прокуратуры Пензенской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (далее - ООО "Каменские водопроводные сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по регулированию тарифов, энергоснабжению и размещению государственного заказа Пензенской области (далее - управление) и индивидуальный предприниматель Девликамов К.А. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009 решение Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А." признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Гражданскому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 14.01.2010 был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 19.01.2010.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, предприниматель в судебное заседание представителя не направил, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Собранием представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области (далее - собрание, ответчик) принято решение от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А.", согласно которому на услугу "водоснабжения", оказываемую предпринимателем, установлен тариф в размере 2,30 руб., период действия тарифа на услугу определен с 25.04.2009 по 24.10.2010. Данное решение опубликовано в информационном бюллетене органа местного самоуправления "Информационный вестник города Каменки Каменского района Пензенской области" от 24.03.2009. Указанный тариф был утвержден на основании заключения управления от 29.01.2009 N 201.
Полагая, что решение собрания принято с превышением полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом N 210-ФЗ, ООО "Каменские водопроводные сети" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 20 Устава города Каменки Собрание представителей входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом города Каменки. Таким образом, оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Не принят также довод заявителя о неправомерности установления оспариваемым решением тарифов на услугу "водоснабжение", оказываемую предпринимателем.
Как указано в решении суда, исключение индивидуальных предпринимателей из понятия "организации коммунального комплекса" является пробелом Закона N 210-ФЗ, поэтому суд счел возможным на основании статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствоваться иными нормативными актами.
Так, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установление тарифов, по которым рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса (в том числе услуги "водоснабжения" и "водоотведения"), отнесено к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Во исполнение пункта 1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Согласно положениям данных Правил к коммунальным ресурсам отнесена холодная вода, используемая для предоставления коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией является как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, предприниматель, поставляющий более 95% забранной им из природного источника воды заявителю ("ООО "Каменские водопроводные сети") для оказания последним коммунальных услуг населению, относится к ресурсоснабжающей организации в понятии, применяемом данными Правилами.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 210-ФЗ предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ)
В целях реализации норм указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (подпункт 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ).
Под организацией коммунального комплекса, согласно статье 2 Закона N 210-ФЗ, понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Организация коммунального комплекса имеет основной вид деятельности, а именно осуществляет эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, используемых в сфере тепло-, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Буквальное толкование перечисленных нормативных актов, регулирующих порядок ценообразования и регулирования тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, позволяет сделать вывод, что тарифы устанавливаются организациям коммунального комплекса - юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы. Так как предприниматель Девликамов К.А. не является организацией коммунального комплекса, то тариф на его услуги не может устанавливаться исходя из норм Закона N 210-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.10.2009 по делу N А49-6199/2009 отменить, заявление требования общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" удовлетворить.
Признать решение Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Девликамовым К.А." недействующим и несоответствующим Закону Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Взыскать с Собрания представителей г. Каменки Каменского района Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" 1000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)