Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Е.Г.,
судей: Н.Л., Б.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 25 декабря 2007 года дело по кассационной жалобе представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А. и кассационной жалобе ОАО "Псковэнергоагент" на решение Опочецкого районного суда Псковской области от 28 августа 2007 года, которым постановлено: заявление начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" удовлетворить частично: рекомендовать директору МУП ЭЖФ заключить договор с Опочецким межрайонным отделением ОАО "Псковэнергоагент" в части освещения мест общего пользования в многоквартирных домах. Заявление прокурора Опочецкого района удовлетворить: признать действия Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка Опочецкого района незаконными. Обязать Опочецкое межрайонное отделение ОАО "Псковэнергоагент" восстановить подачу электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района.
Выслушав доклад судьи Е.Г., объяснения представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А. и представителя ОАО "Псковэнергоагент" - А.Д., представителя МУП ЭЖФ и Администрации Опочецкого района - Ш.И., прокурора А.М., судебная коллегия
начальник Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Опочецкого района по устранению нарушений норм гражданского законодательства, которые, по мнению прокурора, выразились в прекращении подачи электрической энергии в помещения общего пользования многоквартирных домов г. Опочка и Опочецкого района.
В обоснование заявления указывается, что до 01.09.2006 года электрическая энергия подавалась для освещения мест общего пользования и оплачивалась МУП ЭЖФ на основании договора энергоснабжения от 01.01.2005 года. При заключении договора энергоснабжения N 16-287 от 01.09.2006 года МУП ЭЖФ подписало его с протоколом разногласий, согласно которому из договора было исключено освещение мест общего пользования в жилых домах. До марта 2007 года МУП ЭЖФ осуществляло оплату потребляемой в местах общего пользования) электрической энергии. Возобновление подачи электроэнергии для освещения мест общего пользования в условиях отсутствия договора энергоснабжения с МУП ЭЖФ невозможно.
Прокурор Опочецкого района, не соглашаясь с указанными требованиями, предъявил в суд в интересах неопределенного круга потребителей заявление о признании незаконными действий Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района и возложении обязанности по восстановлению электроснабжения.
В обоснование требований указывается на публичный характер договора энергоснабжения, который, если иное не предусмотрено соглашением сторон, считается заключенным на неопределенный срок, и может быть изменен или расторгнут по основаниям, указанным в ст. 546 ГК РФ. В нарушение ч. 3 ст. 546 ГК РФ ОАО "Псковэнергоагент" потребителей электрической энергии, а именно граждан, не предупредил о прекращении подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования. Помимо изложенного, п. 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики также предусматривает необходимость соблюдения определенных требований при ограничении режима потребления.
Представитель ОАО "Псковэнергоагент" Е.А. требования прокурора не признал, ссылаясь на то, что общество является лишь гарантирующим поставщиком, ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем услуг (за исключением потребления гражданами коммунальной услуги электроснабжения в рамках квартиры). Освещение мест общего пользования является жилищной услугой, оказанием которой фактически занимался МУП ЭЖФ, взимая плату с населения через комитет развития района. Постановлением Администрации района от 29.12.2004 г. N 53 "Об утверждении тарифов на содержание, текущий ремонт, централизованное отопление и социальный наем жилья для населения Опочецкого района" утвержден расчет цен на услуги по содержанию жилья, включая освещение мест общего пользования. В Общероссийском классификаторе услуг населению под кодовым обозначением 041109 значится предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях; эта услуга отнесена к подгруппе "жилищные услуги", а не "коммунальные услуги". В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 г. N 4989-СК/07 ресурсоснабжающая организация может выступать в качестве исполнителя только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Письмо Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 13.06.2007 года, на которое ссылается МУП ЭЖФ, может применяться лишь после выбора управления жилым домом в форме самоуправления, а также после обращения граждан с целью заключения договора.
Представитель Администрации Опочецкого района и МУП ЭЖФ пояснил, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 13.06.2007 года используемое в пп. "б" п. 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006 года, понятие "освещение помещений общего пользования" должно трактоваться в соотнесении с пп. "з" п. 11 Правил, то есть как выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, а также с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А., и кассационной жалобе ОАО "Псковэнергоагент" ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с допущенным судом нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационных жалоб, выслушав мнение прокурора об обоснованности решения, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предметом спора является подача электроэнергии для освещения мест общего пользования многоквартирных домов г. Опочка и Опочецкого района, что до 27 июня 2006 года осуществлялось ОАО "Псковэнергосбыт" на основании договора от 1 января 2005 года, заключенного между ОАО "Псковэнергосбыт" в лице начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" и муниципальным унитарным предприятием по эксплуатации жилищного фонда (МУП ЭЖФ).
Последующий договор энергоснабжения (от 01.09.2006 г.) МУП ЭЖФ подписало с протоколом разногласий, в соответствии с которым из договора было исключено освещение мест общего пользования в жилых домах.
Несмотря на это обстоятельство, МУП ЭЖФ в течение нескольких месяцев продолжало перечислять ОАО "Псковэнергоагент" соответствующие платежи, а ОАО "Псковэнергоагент", в свою очередь осуществляло подачу электроэнергии для освещения мест общего пользования в жилых домах.
В связи с отказом МУП ЭЖФ заключить договор энергоснабжения на освещение мест общего пользования в жилых домах, прокурором на основании обращения начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" в адрес главы Опочецкого района было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о наличии спора, вытекающего из осуществления экономической деятельности юридическими лицами.
К выводу о наличии такого спора фактически пришел и суд первой инстанции, который своим решением обязал директора МУП ЭЖФ заключить договор с Опочецким межрайонным отделением ОАО "Псковэнергоагент" в части освещения мест общего пользования в многоквартирных домах.
Вынесенное судом в последующем определение, которым слово "обязать" было заменено на "рекомендовать", нельзя признать законным, поскольку статья 200 ГК РФ допускает лишь возможность исправления описки, а не изменения содержания решения.
Таким образом, учитывая, что предмет спора по заявлению прокурора Опочецкого района о признании незаконными действии Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" вытекает из осуществления экономической деятельности юридическими лицами, что в силу положений ст. 28 АПК РФ указывает на подведомственность дела Арбитражному суду, производство по настоящему делу в этой части в соответствии с ч. 1 ст. 220 ГПК РФ подлежит прекращению.
Что касается заявления начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент", то судебная коллегия считает необходимым оставить его без рассмотрения в силу ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. N 2, поскольку из заявления усматривается наличие спора о праве.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
отменить решение Опочецкого районного суда Псковской области от 28 августа 2007 года.
Заявление начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" об оспаривании представления прокурора Опочецкого района оставить без рассмотрения.
Производство по делу по заявлению прокурора Опочецкого района в интересах неопределенного круга потребителей к Опочецкому межрайонному отделению ОАО "Псковэнергоагент" о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района и возложении обязанности по восстановлению электроснабжения - прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.12.2007 ПО ДЕЛУ N 33-1222
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2007 г. по делу N 33-1222
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Е.Г.,
судей: Н.Л., Б.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 25 декабря 2007 года дело по кассационной жалобе представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А. и кассационной жалобе ОАО "Псковэнергоагент" на решение Опочецкого районного суда Псковской области от 28 августа 2007 года, которым постановлено: заявление начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" удовлетворить частично: рекомендовать директору МУП ЭЖФ заключить договор с Опочецким межрайонным отделением ОАО "Псковэнергоагент" в части освещения мест общего пользования в многоквартирных домах. Заявление прокурора Опочецкого района удовлетворить: признать действия Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка Опочецкого района незаконными. Обязать Опочецкое межрайонное отделение ОАО "Псковэнергоагент" восстановить подачу электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района.
Выслушав доклад судьи Е.Г., объяснения представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А. и представителя ОАО "Псковэнергоагент" - А.Д., представителя МУП ЭЖФ и Администрации Опочецкого района - Ш.И., прокурора А.М., судебная коллегия
установила:
начальник Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Опочецкого района по устранению нарушений норм гражданского законодательства, которые, по мнению прокурора, выразились в прекращении подачи электрической энергии в помещения общего пользования многоквартирных домов г. Опочка и Опочецкого района.
В обоснование заявления указывается, что до 01.09.2006 года электрическая энергия подавалась для освещения мест общего пользования и оплачивалась МУП ЭЖФ на основании договора энергоснабжения от 01.01.2005 года. При заключении договора энергоснабжения N 16-287 от 01.09.2006 года МУП ЭЖФ подписало его с протоколом разногласий, согласно которому из договора было исключено освещение мест общего пользования в жилых домах. До марта 2007 года МУП ЭЖФ осуществляло оплату потребляемой в местах общего пользования) электрической энергии. Возобновление подачи электроэнергии для освещения мест общего пользования в условиях отсутствия договора энергоснабжения с МУП ЭЖФ невозможно.
Прокурор Опочецкого района, не соглашаясь с указанными требованиями, предъявил в суд в интересах неопределенного круга потребителей заявление о признании незаконными действий Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района и возложении обязанности по восстановлению электроснабжения.
В обоснование требований указывается на публичный характер договора энергоснабжения, который, если иное не предусмотрено соглашением сторон, считается заключенным на неопределенный срок, и может быть изменен или расторгнут по основаниям, указанным в ст. 546 ГК РФ. В нарушение ч. 3 ст. 546 ГК РФ ОАО "Псковэнергоагент" потребителей электрической энергии, а именно граждан, не предупредил о прекращении подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования. Помимо изложенного, п. 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики также предусматривает необходимость соблюдения определенных требований при ограничении режима потребления.
Представитель ОАО "Псковэнергоагент" Е.А. требования прокурора не признал, ссылаясь на то, что общество является лишь гарантирующим поставщиком, ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем услуг (за исключением потребления гражданами коммунальной услуги электроснабжения в рамках квартиры). Освещение мест общего пользования является жилищной услугой, оказанием которой фактически занимался МУП ЭЖФ, взимая плату с населения через комитет развития района. Постановлением Администрации района от 29.12.2004 г. N 53 "Об утверждении тарифов на содержание, текущий ремонт, централизованное отопление и социальный наем жилья для населения Опочецкого района" утвержден расчет цен на услуги по содержанию жилья, включая освещение мест общего пользования. В Общероссийском классификаторе услуг населению под кодовым обозначением 041109 значится предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях; эта услуга отнесена к подгруппе "жилищные услуги", а не "коммунальные услуги". В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 г. N 4989-СК/07 ресурсоснабжающая организация может выступать в качестве исполнителя только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Письмо Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 13.06.2007 года, на которое ссылается МУП ЭЖФ, может применяться лишь после выбора управления жилым домом в форме самоуправления, а также после обращения граждан с целью заключения договора.
Представитель Администрации Опочецкого района и МУП ЭЖФ пояснил, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 13.06.2007 года используемое в пп. "б" п. 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006 года, понятие "освещение помещений общего пользования" должно трактоваться в соотнесении с пп. "з" п. 11 Правил, то есть как выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, а также с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителя начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" Л.В. - Е.А., и кассационной жалобе ОАО "Псковэнергоагент" ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с допущенным судом нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационных жалоб, выслушав мнение прокурора об обоснованности решения, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предметом спора является подача электроэнергии для освещения мест общего пользования многоквартирных домов г. Опочка и Опочецкого района, что до 27 июня 2006 года осуществлялось ОАО "Псковэнергосбыт" на основании договора от 1 января 2005 года, заключенного между ОАО "Псковэнергосбыт" в лице начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" и муниципальным унитарным предприятием по эксплуатации жилищного фонда (МУП ЭЖФ).
Последующий договор энергоснабжения (от 01.09.2006 г.) МУП ЭЖФ подписало с протоколом разногласий, в соответствии с которым из договора было исключено освещение мест общего пользования в жилых домах.
Несмотря на это обстоятельство, МУП ЭЖФ в течение нескольких месяцев продолжало перечислять ОАО "Псковэнергоагент" соответствующие платежи, а ОАО "Псковэнергоагент", в свою очередь осуществляло подачу электроэнергии для освещения мест общего пользования в жилых домах.
В связи с отказом МУП ЭЖФ заключить договор энергоснабжения на освещение мест общего пользования в жилых домах, прокурором на основании обращения начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" в адрес главы Опочецкого района было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о наличии спора, вытекающего из осуществления экономической деятельности юридическими лицами.
К выводу о наличии такого спора фактически пришел и суд первой инстанции, который своим решением обязал директора МУП ЭЖФ заключить договор с Опочецким межрайонным отделением ОАО "Псковэнергоагент" в части освещения мест общего пользования в многоквартирных домах.
Вынесенное судом в последующем определение, которым слово "обязать" было заменено на "рекомендовать", нельзя признать законным, поскольку статья 200 ГК РФ допускает лишь возможность исправления описки, а не изменения содержания решения.
Таким образом, учитывая, что предмет спора по заявлению прокурора Опочецкого района о признании незаконными действии Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" вытекает из осуществления экономической деятельности юридическими лицами, что в силу положений ст. 28 АПК РФ указывает на подведомственность дела Арбитражному суду, производство по настоящему делу в этой части в соответствии с ч. 1 ст. 220 ГПК РФ подлежит прекращению.
Что касается заявления начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент", то судебная коллегия считает необходимым оставить его без рассмотрения в силу ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. N 2, поскольку из заявления усматривается наличие спора о праве.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Опочецкого районного суда Псковской области от 28 августа 2007 года.
Заявление начальника Опочецкого межрайонного отделения ОАО "Псковэнергоагент" об оспаривании представления прокурора Опочецкого района оставить без рассмотрения.
Производство по делу по заявлению прокурора Опочецкого района в интересах неопределенного круга потребителей к Опочецкому межрайонному отделению ОАО "Псковэнергоагент" о признании незаконными действий по прекращению подачи электрической энергии для освещения помещений общего пользования в многоквартирных домах г. Опочка и Опочецкого района и возложении обязанности по восстановлению электроснабжения - прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)