Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.05.2007 ПО ДЕЛУ N А40-79/07-76-1

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2007 г. по делу N А40-79/07-76-1


Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2007 года
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2007 года
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Ч.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "ТНК-ВР Холдинг"
к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании незаконным решения от 20.09.06 N 52/1366
при участии
от заявителя: Б. дов. от 01.01.07 N 208, О. дов. от 01.01.07 N 210, Р. дов. от 28.02.07
от ответчика: И. дов. от 05.01.2007 N 7
установил:

ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось с заявлением о признании незаконным решения N 52/1366 от 20.09.2006 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 "Об отказе в возмещении НДС по декларации по ставке 0 процентов за май 2006 года" в части отказа в возмещении НДС в размере 922420426 руб. 67 коп. ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, не признав требования, в отзыве ссылается на нарушения ст. 169 НК РФ, выявленные при проведении камеральной проверки: отсутствие правильно определенной ставки налога - 0 процентов в документе, а также применение выставителями счетов-фактур ставки, отличной от установленной пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ для данного вида облагаемых операций; применение контрагентами Общества к операциям по реализации услуг ставки 18 процентов и списание сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного на основании указанной ставки, с лицевого счета общества контрагентам не соответствует налоговому законодательству.
В счетах-фактурах, представленных в обоснование налоговых вычетов по НДС по ставке 0 процентов за май 2006 года по организации ОАО "Саратовнефтегаз", за N ББ5908 от 31.10.05, ББ5912 от 31.10.05, ББ5914 от 31.10.05, ББ6271 от 30.11.05, ББ6273 от 30.11.05, ББ6275 от 30.11.05, ББ6732 от 31.12.05, ББ6733 от 31.12.05, ББ6737 от 31.12.05, ББ6739 от 31.12.05, ББ6272 от 30.11.05, ББ6736 от 31.12.05, ББ6738 от 31.12.05 в поле "Руководитель организации" поставлена подпись некоего лица без расшифровки его ФИО.
В пакете документов под вычеты за май 2006 года - счетах-фактурах по организациям ООО "Клиринг-Нафта" (N 107 от 31.12.05) и ОАО "Нижневартовское НП" (N 1800002456 от 30.09.05) и ОАО "ТНК-Нягань" (N 2310 от 30.11.05), а также в документах, подтверждающих оплату за N 16440, 16971 от 25.05.06 (ОАО "Нижневартовское НП"), N 16437 от 25.05.06 (ОАО "ТНК-Нягань"), N 11418 от 28.12.05 (ООО "Клиринг-Нафта"), не содержится указания на реквизиты соответствующих платежных документов.
Налогоплательщиком представлена по требованию N 2697 от 27.06.06 вместе с сопроводительным письмом N 083/3034и-ТХ от 03.07.06 копия договора N ТВХ-0032/04 от 31.12.2004, копии счетов-фактур на соответствующий объем налоговых вычетов по данному договору на момент окончания налоговым органом проверки не представлены.
В нарушение требования инспекции N 2697 от 27.06.06 налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие оплату НДС контрагенту по услугам транспортировки, оказанным в 2005 году, по договору N ТВХ-0094/05 от 01.06.05, заключенному с филиалом ОАО "РЖД" - "ЮЖД". По указанному договору налогоплательщиком в составе налоговых вычетов, относящихся к экспорту нефтепродуктов, заявлена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 3605836 руб. 60 коп. согласно представленным в инспекцию 03.07.06 за N 083/3034и-ТХ документам, т.к. в корреспондирующих к ним счетам-фактурам в графе "к платежно-расчетному документу" указаны реквизиты документов об оплате, отличные от представленных налогоплательщиком в инспекцию по требованию N 2697 от 27.06.06.
Счета-фактуры по договорам N ТВХ-0025/04 от 20.12.2005, N ТВХ-0034/04 от 31.12.205, по которым налогоплательщик заявил вычеты в мае 2006 года, должны быть отражены в книге продаж за декабрь 2005 года с включением по ним соответствующих сумм НДС в налоговую декларацию за декабрь 2005 года, т.к. ОАО "ТНК-ВР Холдинг" имея перед ОАО "ТНК" кредиторскую задолженность по договорам N ТВХ-0025/04 от 20.12.2005, N ТВХ-0034/04 от 31.12.2005 на период реорганизации Обществ, с учетом положений налогового и гражданского законодательства РФ, 09.12.2005 должно погасить в бухгалтерском учете организации кредиторскую задолженность перед ОАО "ТНК", т.к. ОАО "ТНК-ВР Холдинг" становилось одновременно кредитором и дебитором по одним и тем же правоотношениям, в т.ч. возникших в рамках договоров N ТВХ-0025/04 от 20.12.2005 и N ТВХ-0034/04 от 31.12.2005.
Налогоплательщиком в обоснование своего права на налоговые вычеты в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ в пакете документов за N 083/3052и-ТХ (вх. N 52-05/16844) от 04.07.2006 представлены счета-фактуры N КТ-222 от 31.08.05, КТ-260 от 30.09.05, выставленные ОАО "Оренбурггеология" в адрес ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и акты приема-передачи нефти к договору поставки N ТВХ-022/04 от 20.12.2004 за отгрузки в августе от 31.08.05 и от 30.09.05 за поставки нефти в сентябре. Все документы подписаны от поставщика (ОАО "Оренбурггеология") непосредственно генеральным директором Г. Подпись Г. на счетах-фактурах не совпадает (кардинально отличается) с подписями на актах приема-передачи нефти того же Г.


ОАО "ТНК-ВР Холдинг" приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через Управляющую организацию - ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", которой в соответствии с п. 1.2 Договора N ТВХ-0007/05 от 28 февраля 2005 года "О передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "ТНК-ВР Холдинг" переданы: "... функции по руководству текущей деятельностью Общества в рамках компетенции единоличного исполнительного органа Общества".
ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" действует через свои органы управления. Председателем Правления ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" решением Совета директоров ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" от 30.07.2003 года избран Д., который без доверенности действует от имени ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", в том числе представляет его интересы.
Таким образом, доверенности ОАО "ТНК-ВР Холдинг", подписанные Председателем Правления Управляющей организации - ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", оформлены в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" и надлежащим образом подтверждают полномочия представителей ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на ведение дел в арбитражном суде.
Документы, подтверждающие избрание Д. Председателем Правления ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", а также оформляющие передачу полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "ТНК-ВР Холдинг" представлены в материалы дела.
Требования, заявленные налогоплательщиком, о признании незаконным решения N 52/1366 от 20.09.2006 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" осуществляло поставку нефти и нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов заявителем в соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ 20.06.2006 г. подана отдельная налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов за май 2006 года вместе с соответствующим комплектом документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ.
В представленной декларации по НДС в графе 2 строки 020 отражена реализация товаров (вывезенных в режиме экспорта) на сумму 85482743144 рубля.
По графе 5 строки 020 декларации налогоплательщик (ОАО "ТНК-ВР Холдинг") заявил к вычету сумму налога, предъявленную ему и уплаченную им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально подтвержден, в размере 6717012014 рублей.
Итого Обществом по графе 09 строки 020 заявлено к вычету 6717012014 руб.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам камеральной налоговой проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на основе налоговой декларации за май 2006 года вынесла решение N 52/1366 от 20.09.2006 о возмещении налога в размере 5668663665 руб. и об отказе в возмещении НДС, предъявленного налогоплательщику и уплаченного поставщикам на территории РФ по товарам, реализованным в режиме экспорта в сумме 1048348349 рублей.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 137 НК РФ каждые налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия нарушают их права.
Указанные в ст. 165 НК РФ документы обществом представлены в полном объеме, что подтверждается сопроводительными письмами N 083/2773и-ТХ от 19.06.06 и N 083/0283и-ТБ от 24.08.06, с отметками налогового органа о принятии, а также текстом обжалуемого решения, где указано, что в соответствии со ст. 165 НК РФ "... документы ОАО "ТНК-ВР Холдинг", подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов по НДС за май 2006 года, представлены в полном объеме, нарушений и противоречий не выявлено".
Для проверки обоснованности применения вычетов инспекцией направлено требование N 52-32-11/11898 от 27.07.06 г. о представлении документов. Обществом представлены документы, предусмотренные ст. ст. 171, 172 НК РФ, подтверждающие право на применение вычетов (возмещение) заявленных сумм НДС (счета-фактуры, платежные поручения, акты и т.д.), что подтверждается сопроводительными письмами N 083/3034и-ТХ от 03.07.06 г., N 083/3052и-ТХ от 04.07.06 г., N 083/3140и-ТХ от 10.07.06 г., N 083/3238и-ТХ от 17.07.06 г., N 083/3605и-ТХ от 02.08.06 г., N 083/4420и-ТХ от 19.09.06 г. с отметками налогового органа о принятии.
В обоснование отказа в возмещении заявленных сумм НДС налоговый орган ссылается на нарушение порядка заполнения счетов-фактур в виде отсутствия правильно определенной ставки налога - 0 процентов - в связи с указанными нарушениями отказано в возмещении налога в размере 534098529 рублей. В данной части решение обжалуется частично (в части 408172235,17 рублей). В ряде счетов-фактур отсутствует расшифровка подписи лица, подписавшего их, отсутствует ссылка на платежно-расчетный документ в случае авансов, отсутствует подпись главного бухгалтера. В связи с указанными нарушениями отказано в возмещении налога в размере 464738006 рублей. В данной части решение обжалуется частично (в части 464736377,5 руб.). Не представлены счета-фактуры, подтверждающие вычеты в размере 1627551 руб. по договору с ОАО "ТНК". В данной части решение обжалуется полностью. Не представлены документы, подтверждающие оплату по ряду счетов-фактур, выставленных ОАО "РЖД" - "ЮЖД" (в счетах-фактурах указаны платежные поручения, отличные от представленных на проверку). В связи с указанным отказано в возмещении 3605837 руб. В данной части решение обжалуется полностью. Ряд счетов-фактур не отражен в книге продаж. В связи с указанным отказано в возмещении 31282196 руб. В данной части решение обжалуется полностью. Подпись руководителя ОАО "Оренбурггеология" на счетах-фактурах, выставленных Обществу, не совпадает с подписью того же лица на актах приема-передачи нефти. В связи с указанным отказано в возмещении 12996230 руб. В данное части решение обжалуется полностью.
Основанием для отказа в возмещении налога в размере 408172235 руб. 17 коп. (из 534098529 руб.) является вывод о нарушении порядка заполнения счетов-фактур в виде отсутствия правильно определенной ставки налога.
По мнению налогового органа Обществом необоснованно приняты к вычету суммы налога по счетам-фактурам, выставленным: ООО "Красноленинский нефтеперерабатывающий завод", ООО "Мвтранс", ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Саратовнефтегаз", ООО "Уренгойнефтегазинвест", ООО "Уренгойская Транспортная компания", ООО ТК "Мониторвагонтранс", ООО "БалтТрансСервис", ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение", ЗАО "Эдиса", ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ООО "Орскнефтеоргсинтез", ОАО "Самаратранснефть", ООО "Компания Импекс-плюс", ЗАО "Нафтатранс Глобал", ОАО "Оренбургнефть", ЗАО "Транспортная корпорация", ФГУП ФК "Локомотив-МЖД", Южно-Уральская железная дорога так как услуги, оказанные этими организациями должны, в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ, облагаться по ставке 0, а не 18 процентов. В связи с чем, вывод налогового органа необоснован.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ, НДС по ставке 0% облагаются работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, и иные подобные работы (услуги).
Заявителем оказывались услуги по следующим договорам.
По контрагенту - ООР "Красноленинский нефтеперерабатывающий завод" (ООО КНПЗ) - в соответствии с п. 1.1 Агентского договора N ТВХ-0123/05 от 27.07.05 ООО КНПЗ совершает юридические и иные действия по организации отправки и транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом нефти и нефтепродуктов (т. 11, л.д. 50).
Дополнительное соглашение N 1 от 01.09.05 к Агентскому договору N ТВХ-0123/05 от 27.07.05 вносит изменение в п. 1.1 Агентского договора и прямо устанавливает маршрут, по которому ООО КНПЗ организовывает отправку и транспортировку грузов - ЦПС "Талинский" ОАО "ТНК-Нягань" - база ГСМ ООО "САГАС", Тюменская обл. (т. 11, л.д. 53). Оба пункта, как пункт отправления, так и пункт назначения находятся на территории РФ.
Доказательствами оказания услуг организации транспортировке по территории РФ является следующее: п. 1.1.2 Дополнительного соглашения N 1 от 01.09.05 года к Агентскому договору N ТВХ-0123/05 от 27.07.05 предусматривает, что ООО КНПЗ оказывает услуги по организации: отгрузки груза с ЦПС "Талинский", а также приема, хранения, наливу нефти в железнодорожные цистерны на базе ГСМ ООО "САГАС" (т. 11, л.д. 53); пункт 5 дополнительного соглашения N 1 от 01.09.05 года к Агентскому договору N ТВХ-0123/05 от 27.07.05 дополняет раздел 2 Агентского договора пунктом 2.6, в котором также прямо указывается маршрут (ЦПС "Талинский" - база ГСМ ООО "САГАС") по которому ООО КНПЗ, как Агент осуществляет действия, направленные на организацию отгрузки и транспортировки нефти (т. 11, л.д. 54). Из приведенных выше данных делается вывод о том, что ООО "Красноленинский нефтеперерабатывающий завод" осуществлял действия по организации отправки и транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом нефти и нефтепродуктов по территории РФ.
Аналогично по ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" и ООО "Уренгойнефтегазинвест".
По контрагенту - ООР "МВтранс" - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-0175/05 от 01.07.05 на оказание услуг по предоставлению подвижного состава под перевозку грузов, ООО "МВтранс" предоставляет цистерны для транспортировки нефтепродуктов (т. 11, л.д. 74).
По договору происходит предоставление пустых цистерн на временной и возмездной основе, т.е. аренда.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение при аренде производится по ставке 18 процентов.
По контрагенту - ОАО НГК "Славнефть" - в соответствии с п. 1.1 Договора поставки нефтепродуктов N 64537-10/05-406//ТВХ-0292/05 от 30.06.05 ОАО НГК "Славнефть" (продавец) обязуется передать (поставить) нефтепродукты ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (покупатель), а покупатель принять и оплатить товар (т. 16, л.д. 1).
Право собственности, риск случайной гибели на поставляемый товар в соответствии с п. 3.9 Договора поставки переходит к Покупателю в момент сдачи товара к перевозке (т. 16, л.д. 4).
Из содержания оспариваемых счетов-фактур, выставленных в рамках исполнения Договора поставки нефтепродуктов N 64537-10/05-406//ТВХ-0292/05 от 30.06.05 и представленных в материалы дела, усматривается, что они выставлены не за оказание услуг, а за поставку нефти/нефтепродуктов.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение при осуществлении поставки товара производится по ставке 18 процентов.
По контрагенту - ОАО "Новая перевозочная компания" - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-0227/05 на оказание услуг по организации транспортировки грузов железнодорожным транспортом от 01.07.2005, ОАО "Новая перевозочная компания" оказывает услуги, связанные с перевозками ж.д. транспортом по территории РФ, стран СНГ и Балтии, в том числе услуги по организации транспортировки, сопровождению и транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов железной дорогой от пунктов отправления до пунктов назначения, иные мероприятия по поставкам (т. 11, л.д. 114).
Подтверждением того, что перевозки в рамках Договора N ТВХ-0227/05 от 01.07.2005 организованы по территории РФ, является: в Приложении N 1 от 01.08.05 при согласовании цены услуг указан маршрут организации перевозок, где станция назначения и отправки являются станциями, расположенными на территории РФ (ст. Наливная ПЖД - ст. Грушевая СКЖД) (т. 11, л.д. 120); в представленных материалах дела актах и счетах-фактурах указан маршрут организации перевозок, где также пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (т. 11, л.д. с 122 по 144).
По контрагенту - ОАО "Саратовнефтегаз" - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-0117/05 от 27 июня 2005 года ОАО "Саратовнефтегаз" обязуется осуществить юридические и иные действия по организации транспортировки железнодорожным транспортом нефти Принципала (ОАО "ТНК-ВР Холдинг") (т. 12, л.д. 93).
Подтверждением того, что перевозки во исполнение Договора N ТВХ-0117/05 от 27 июня 2005 года организованы по территории РФ, являются: отчет агента N 5 от 30.11.05, где указано направление маршрутов - станции, расположенные на территории РФ (Князевка, Калининград и т.д.) (т. 12, л.д. 99); отчет агента N 6 от 31.12.2005 года, где указано направление маршрутов - станции РФ (Калининград и т.д.) (т. 12, л.д. 103).
По контрагенту - ООО "Уренгойская Транспортная компания" - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ -0229/05 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов от 01.07.2005 года, ООО "Уренгойская Транспортная компания" оказывает услуги, связанные с организацией перевозок: отправкой, транспортировкой по ж.д. и транспортно-экспедиторским обслуживанием (т. 10, л.д. 1).
Пункт 1.2 Договора устанавливает, что оказание услуг производится со станции Фарафонтьевская СВЖД или ст. Коротчаево СВЖД (т. 10, л.д. 1).
Приложениями N 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10 к Договору N ТВХ-0229/05 от 01.07.2005 года, от 01.08.05, 01.12.05, 30.12.05, 31.03.06, 05.07.06, 31.07.06, 15.08.06 установлены станции назначения, все находящиеся на территории РФ - (т. 10, л.д. 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16), что является подтверждением того, что перевозки во исполнение договора организованы по территории РФ.
В соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-0036/05 от 27.07.05 ООО "Уренгойская Транспортная компания" оказывает услуги по перевалке и хранению грузов на ст. Коротчаево СВРДЖД (т. 10, л.д. 65). В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение при оказании услуг по перевалке и хранению грузов производится по ставке 18 процентов.
В соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ 0965/05 от 01.12.2005 ООО "Уренгойская Транспортная компания" оказывает услуги по перевалке и хранению грузов на ст. Фарафонтьевская СВРДЖД (т. 10, л.д. 82). В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение при оказании услуг по перевалке и хранению грузов производится по ставке 18 процентов.
По контрагенту - ООО ТК "Мониторвагонтранс" - в соответствии с п. 1 Договора N ТВХ-0235/05/ТК01ВТ-55-05 от 01.07.2005 года ООО ТК "Мониторвагонтранс" оказывает услуги по предоставлению и сопровождению опытных вагонов-цистерн в маршрутах по 40 - 60 единиц, а также предоставлению и сопровождению цистерн (т. 10, л.д. 134).
По договору происходит предоставление пустых цистерн на временной и возмездной основе, т.е. аренда.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение при аренде производится по ставке 18 процентов.
По контрагенту - ООО "БалтТрансСервис" - в соответствии с п. 1.1 Агентского договора N ТВХ-0433/05 от 01.08.05 ООО "БалтТрансСервис" организовывает транспортировку нефти по маршруту: ст. Стеникино-2 - Порт Эстонии и оказывает дополнительные услуги (т. 18, л.д. 4).
Согласно отчету агента от 31 декабря 2005 года, оказаны услуги - возврат порожних цистерн, а также организация транспортировки по маршруту Стенькино - Красное (между двумя пунктами, расположенными на территории РФ) (т. 18, л.д. 14).
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ налогообложение услуг по возврату порожних цистерн по территории РФ производится по ставке 18 процентов. Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает, что ставка 0% применяется только при операциях с грузом, и не может быть применена в случаях, когда груз отсутствует - в частности при возврате порожних цистерн.
По контрагенту - ООО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение" - в соответствии с п. 1.1 ООО "ННПО" оказывает услуги по организации отправки и транспортировки ж.д. транспортом и автомобильным транспортом нефти и нефтепродуктов.
В оспариваемых счетах-фактурах указано, до какой станции ООО ННПО организовывал отгрузку, а именно ст. Калининград/Новозолотаревка (территория РФ) (т. 18, л.д. 31 - 40).
Также станции назначения (территория РФ) указаны в отчете агента от 31 января 2006 года (т. 18, л.д. 42).
Счета-фактуры и отчет агента прямо свидетельствует о том, что транспортировка организована по территории РФ.
По контрагенту - ЗАО "Эдиса" - в соответствии с п. 1.1 Договора с ЗАО "Эдиса" от 01.07.2005 года, ЗАО "Эдиса" организовывает перевозку грузов прямыми отправлениями маршрутами на подъездных путях, не принадлежащих Заказчику, а также формирование прямых отправленческих маршрутов (т. 18, л.д. 68).
В акте N 1 от 30 ноября 2005 года указаны станции назначения (все, расположенные на территории РФ) (т. 18, л.д. 73), что подтверждает оказание услуг по организации перевозок по территории РФ.
По контрагенту - ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - в соответствии с п. 1.1 Агентского договора N ТВХ-0124/05 от 27.06.2006 ОАО "Орскнефтеоргсинтез" организовывает отправку ж.д. транспортом нефти и нефтепродуктов (т. 18, л.д. 108).
В оспариваемых счетах-фактурах, а также актах выполненных работ к договору указаны пункты назначения организации отправки, которые расположены на территории РФ (т. 18, л.д. 112 - 117).
По контрагенту - ОАО "Самаратранснефть" - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-01Н/05 от 14 июня 2005 года на оказание услуг по приему, транзиту и сдаче нефти, ОАО "Самаратранснефть" оказывает услуги по приему и транспортировке нефти по нефтепроводу "Узел Николаевка - НПС Кротовка".
Акты N 1, 2, 18, 19, 20, 21, 22 за январь 2006 года, ноябрь 2006 года, декабрь 2006 года, декабрь 2005 года подтверждают оказание услуг по транспортировке нефти на территории РФ (т. 11, л.д. 8, 10, 12, 15, 17, 19, 21).
По контрагенту - ООО "Компания Импекс-плюс" - в соответствии с п. 1.1 Агентского договора N ТВХ-0215/05 от 01.07.2005 года, ООО "Компания Импекс-плюс" осуществляет действия, связанные с организацией учета нефти, поставляемой через узел учета нефтебаза "Тихорецкая", налива нефти в ж.д. цистерны, оформления отгрузочных документов и учета отправлений нефти, подачу-уборку вагонов, закрепление вагонов башмаками, а также иные дополнительные услуги по организации перевозки нефти по ж.д. до станции назначения (т. 11, л.д. 21).
Оспариваемые счета-фактуры выставлены за следующие товары, работы, услуги: счет-фактура N 146 от 28.02.06 года - знак опасности АК/ООН (т. 11, л.д. 32); счет-фактура N 147 от 28.02.06 - ЗПУ Спрут 777 СКВ (т. 11, л.д. 33); счет-фактура N 151 от 28.02.06 - транспортно-экспедиторские услуги от ст. Тихорецкая до ст. Гетмановская (т. 11, л.д. 34). Указанные товары, работы, услуги указаны в отчете агента (т. 11, л.д. 37 - 38); счет-фактура N 41 от 31.01.06 - знак опасности АК/ООН (т. 11, л.д. 42); счет-фактура N 42 от 31.01.06 - ЗПУ Спрут 777 СКВ (т. 11, л.д. 43); счет-фактура N 44 от 31.01.06 - транспортно-экспедиторские услуги от ст. Тихорецкая до ст. Гетмановская (т. 11, л.д. 44). Указанные товары, работы, услуги указаны в отчете агента (т. 11, л.д. 46 - 47); счет-фактура N 45 от 31.01.06 - вознаграждение по агентскому договору. Услуги, указанные в счетах-фактурах и отчетах агента в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ, не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
По контрагенту - ЗАО "Нафтатранс Глобал" - в соответствии с п. 1 Договора на оказание услуг по организации перевозки нефти N ТНК-0053/05 от 01.02.2005, ЗАО "Нафтатранс Глобал" организовывает перевозку сырой нефти ж.д. цистернами со ст. Медведица ПЖД до ст. Грушевая СКЖД (т. 11, л.д. 96).
Акты N 1 от 10 января 2006 года, N 2 от 20 января 2006 года, N 3 от 31 января 2006 года, N 32 от 20 декабря 2005 года, N 33 от 31 декабря 2005 года подтверждают оказание услуг по организации перевозки сырой нефти от ст. Медведица ПЖД до ст. Грушевая СКЖД (т. 11, л.д. 104, 106, 108, 110, 112).
Услуги, оказанные в рамках договора с ЗАО "Нафтатранс Глобал" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
По контрагенту - ОАО "Оренбургнефть" - в соответствии с п. 1.1 Агентского договора N ТВХ-0174/05 от 20 июня 2005 года, ОАО "Оренбургнефть" осуществляет юридические и иные действия по организации отгрузки и транспортировки нефти, оптимизации маршрутов транспортировки нефти (т. 12, л.д. 1).
При оплате услуг ОАО "Оренбургнефть" в графах "назначение платежа" платежных поручений указано: "... оплата на л/с ОАО "Оренбургнефть" за внутрироссийские перевозки" (т. 12, л.д. 16 - 22, 24 - 27, 59, 63, 74 - 80, 82 - 89).
Услуги, оказанные в рамках агентского договора с ОАО "Оренбургнефть" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
По контрагенту - ЗАО "Транспортная корпорация" - в соответствии с п. 1 Договора N ТВХ-0291/05 от 01.07.05 о предоставлении услуг, связанных с перевозкой грузов, ЗАО "Транспортная корпорация" оказывает услуги, связанные с перевозкой нефтепродуктов в ж.д. цистернах по маршрутам, письменно согласованным сторонами, организацией перевозок в ж.д. цистернах, принадлежащих Исполнителю, обеспечением слежения за продвижением цистерн (т. 12, л.д. 121).
В актах выполненных работ по договору N 17 от 20.12.05, N 18 от 31.12.05, N 3 от 31.01.06, N 4 от 10.02.06, N 5 от 20.02.06, N 6 от 28.02.06, N 7 от 10.03.06, N 8 от 20.03.06 указаны маршруты - станция отправки (Кротовка) и станции назначения (Новокуйбышевская, Сызрань 1, Кавказ-Эксп. СКЖД, Гетмановская и т.д.) (т. 12, л.д. 131, 134, 136, 138, 140).
Услуги, оказанные в рамках договора с ЗАО "Транспортная корпорация" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
По контрагенту - ФГУП ФК "Локомотив-МЖД" - в соответствии с п. 1.1 Договора транспортной экспедиции N ТВХ-0191/05 от 24 июня 2005 года, ФГУП ФК "Локомотив-МЖД" организовывает выполнение услуг транспортной экспедиции, связанных с перевозкой груза, пунктом 2.1.3 ФГУП ФК "Локомотив-МЖД" обеспечивает диспетчерское слежение за вагонами по ж.д. с передачей информации клиенту (т. 15, л.д. 17).
Приложение N 1 к Договору (п. 1) устанавливает, что Экспедитор оказывает услуги по организации перевозок во внутреннем российском сообщении (т. 15, л.д. 22).
Дополнение N 1 к Договору устанавливает вознаграждение Экспедитора по направлениям: Князевка - Балтийская, Никель - Автово, Никель - Балтийская (все расположены на территории РФ) (т. 15, л.д. 24).
Маршрут, между двумя российскими пунктами (ст. Наливная - ст. Калининград) указан в счетах-фактурах: N 2078/н от 10.12.05 (т. 15, л.д. 28); N 2132/н от 20.12.05 (т. 15, л.д. 30); N 2239/н от 30.12.05 (т. 15, л.д. 32), а также в актах выполненных работ N 12 от 10.12.05 (т. 15, л.д. 29), N 13 от 20.12.05 (т. 15, л.д. 31), N 14 (т. 15, л.д. 33).
Услуги, оказанные в рамках договора с ФГУП ФК "Локомотив-МЖД" связаны с организацией транспортировки по РФ и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
По контрагенту - ОАО РЖД Южно-Уральской железной дороги - в соответствии с п. 1.1 Договора N ТВХ-009н/05 на организацию перевозок грузов в г. Челябинск от 01.06.05, ОАО РЖД Южно-Уральской железной дороги осуществляет организацию и осуществление перевозок грузов в вагонах и контейнерах со ст. Никель и Новосергеевская Южно-Уральской железной дороги на ж.д. станции российских ж.д., стран СНГ, и дальнего зарубежья, а также оказание дополнительных (связанных) услуг (т. 13, л.д. 1).
Пункт 5.2.1 Договора предусматривает, разные платежные реквизиты и наименование получателей при оплате организации внутрироссийских перевозок и перевозок зарубежных. При оплате за организацию внутрироссийских перевозок получатель платежа - ОАО РЖД ТехПД Южно-Уральской ж.д., при оплате за организации зарубежных перевозок к наименованию получателя платежа добавляется слова "экспорт-импорт". Также, при оплате за организацию зарубежных перевозок оплата производится на другой счет (т. 13, л.д. 2).
Платежные поручения N 07598 от 01.11.05, N 07596 от 01.11.05, N 571 от 17.11.05 и т.д. подтверждают что получателем платежа являлось ОАО РЖД ТехПД Южно-Уральской ж.д. (без указания "экспорт-импорт"), платежи перечислены на счет, указанный в п. 5.2.1 за организацию внутрироссийских перевозок (т. 13, л.д. 143 - 150, т. 14, л.д. 1 - 3).
Услуги, оказанные в рамках договора с ОАО РЖД Южно-Уральской железной дороги, связаны с организацией транспортировки по РФ и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ не являются услугами, подпадающими под налогообложение по ставке 0%.
Как следует из анализа представленных ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в налоговый орган договоров и счетов-фактур, указанными выше организациями оказывались услуги по: аренде вагонов, возврату порожних цистерн.
Таким образом, оказанные услуги не являются услугами по погрузке-перегрузке и/или транспортировке товара, и облагаются по ставке НДС 18 процентов в соответствии с ч. 3 ст. 164 НК РФ.
По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ, ставка НДС 0% применяется при выполнении работ (оказании услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями.
Контрагентами Обществу оказывались услуги по перевозке товаров по территории РФ, которые также облагаются по ставке 18%, в отличие от услуг по перевозке товаров за пределы территории Российской Федерации, облагаемых в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 164 НК РФ по ставке 0%.
МФ РФ в Письмах от 05.10.2006 г. N 03-04-08/206 и от 01.08.2006 N 03-04-08/169 указало, что "... при оказании российскими организациями... услуг по организации, сопровождению и транспортировке... вывозимых за пределы территории Российской Федерации... товаров нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется независимо от таможенных режимов, под которые помещены данные товары... Если указанные услуги оказываются между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов".
Вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Саратовнефтегаз" на общую сумму 185778176,47 руб., поскольку в счетах-фактурах не расшифрованы фамилии должностных лиц, подписывающих данные счета-фактуры, не соответствует требованиям законодательства.
Перечень сведений, подлежащих указанию в счете-фактуре, приведен в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо указано, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В полномочия Правительства РФ, на основании пункта 8 статьи 169 НК РФ, входит только определение порядка ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Установление формы счета-фактуры и его реквизитов не входит в полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в связи с чем, не принимается во внимание довод налогового органа об установлении требования о расшифровке подписи Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 914.
Таким образом, отсутствие расшифровки подписи в счетах-фактурах, а также неправильное указание расшифровки подписи, не является нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, и не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов, так как данной статьей не предусмотрено требование о наличие на счетах-фактурах расшифровки подписи руководителя, главного бухгалтера, иного уполномоченного лица.
Вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Клиринг-Нафта", ОАО "Нижневартовское НП", ОАО "ТНК-Нягань" на общую сумму 278958201,03 рубля, поскольку в счетах-фактурах не содержится указания на реквизиты платежных документов в случае авансов, необоснован, так как указанные счета-фактуры в авансовом порядке не оплачивались. Данные счета-фактуры датированы 2005 годом, платежные поручения по ним, представленные в обоснование вычетов - 2006 годом (т. 3 л.д. 90 - 104).
По данному эпизоду в части отказа в возмещении 1628,5 руб. по причине отсутствия на счете-фактуре N 8 от 10.01.2006, выставленном ЗАО "Транспортная корпорация", подписи главного бухгалтера решение не обжалуется.
Необоснован вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "ТНК" на общую сумму 1627551 руб.
При проведении проверки указанные в решении счета-фактуры по ошибке заявителя не представлены.
Как указано в Определении КС РФ N 267-О от 12.07.2006 г., при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы Конституции Российской Федерации.
Содержание статьи 101 НК РФ, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок. В связи с чем, в силу пункта 1 данной статьи во взаимосвязи с частью четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки.
По смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Налоговым органом в нарушение ст. ст. 88, 101 НК РФ об отсутствии счетов-фактур Обществу не сообщалось, о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Общество заблаговременно не уведомлено, что лишило его возможности предоставить недостающие документы, которые имеются у Общества.
Документы, подтверждающие указанную сумму вычетов, представлены в материалы дела.
Таким образом, отказ в возмещении НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "ТНК" на общую сумму 1627551 руб., незаконен.
Неправомерен вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным филиалом ОАО "РЖД" - "ЮЖД" (в счетах-фактурах указаны п/п, отличные от представленных на проверку) на общую сумму 3605837 руб., т.к. заполняя счет-фактуру, организация указала в нем только три последние цифры номера соответствующего платежного поручения, руководствуясь Приложением N 4 к Положению Банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, которое предусматривает, что если номер платежного поручения состоит более чем из трех цифр, платежные поручения при осуществлении платежей идентифицируются по трем последним разрядам номера, которые должны быть отличны от "000". Налоговая инспекция посчитала, что поскольку номер платежного поручения, указанный в счете-фактуре, не соответствует номеру, который содержится непосредственно в платежном поручении, то такой счет-фактура не соответствует требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ. Поэтому налогоплательщик не имеет права на вычет сумм НДС.
Порядок заполнения, описание полей и правила идентификации платежных поручений установлены не налоговым, а банковским законодательством. Поэтому представленные счета-фактуры заполнены правильно, и налогоплательщик может воспользоваться вычетом.
Как следует из таблицы в решении налогового органа, три последние цифры в платежных поручениях совпадают с трехзначными номерами, указанными в счетах-фактурах.
Документы, подтверждающие сумму вычетов по настоящему пункту, представлены в материалы дела.
Вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "ТНК" на общую сумму 31282196 руб., в связи с неотражением их в книге продаж, сделан проверяющими без учета данных первичных документов.
В бухгалтерском учете ОАО "ТНК" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" не синхронизировалось закрытие дебиторской/кредиторской задолженности в разрезе каждого счета-фактуры. Общие суммы задолженности в учете и ОАО "ТНК", и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" совпадают, задолженность по каждому отдельному счету-фактуре в ОАО "ТНК" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" может не совпадать, что не противоречит действующему законодательству.
По данным учета ОАО "ТНК" счета-фактуры N Т280205-2887; Т280205-2888; Т280205-2893; Т280205-2889 (частично) оплачены в августе 2005 г., НДС по ним к начислению в ОАО "ТНК" поставлен в августе 2005 г. и отражен в книге продаж ОАО "ТНК" за август 2005 г.
Счет-фактура N Т280205-2889 по данным учета ОАО "ТНК" оплачен частично, НДС также начислен частично: в августе в размере - 12596622,21 руб.; в декабре в размере - 10755082,88 руб.
По счетам-фактурам N Т280205-2896; Т310105-2330; Т310105-2331; Т300405-1521; Т300605-0947; Т310305-1510; Т310505-1322 ОАО "ТНК" не является плательщиком НДС с общей суммы, поскольку от своего имени реализовывало нефть по комиссионным договорам с ОАО "Оренбургнефтеотдача" (ТНК-2460/01 от 26.11.01) и ОАО "Корпорация Югранефть" (ТНК-1680/01 от 16.07.01). Данные операции отражены в отчетах комиссионера с указанными контрагентами: Т280205-2896 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 2, Т310105-2330 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 1, Т310105-2331 - ОАО "Корпорация Югранефть" отчет N 1, Т300405-1521 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 4, Т300605-0947 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 6, Т310305-1510 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 3, Т310505-1322 - ОАО "Оренбургнефтеотдача" отчет N 5.
Таким образом, у ОАО "ТНК-ВР Холдинг" отсутствовала обязанность по отражению указанных счетов-фактур в книге продаж за декабрь 2005 г. и применение вычета по указанным документам правомерно.
Вывод налогового органа о том, что отсутствует право на вычет НДС по счетам-фактурам N КТ-222 от 31.08.05 г., N КТ-260 от 30.09.05 г., выставленным ОАО "Оренбурггеология", на общую сумму 12996230 руб., в связи с несовпадением подписи руководителя (Г.) на счетах-фактурах с подписью того же лица на актах приема-передачи нефти, необоснован так как отсутствие расшифровки подписей, а также неправильное указание расшифровки подписи руководителя организации и главного бухгалтера в счете-фактуре не является нарушением законодательства в связи с отсутствием такого требования в ст. 169 НК РФ. Таким образом, при определении обоснованности применения вычета по конкретному счету-фактуре следует оценивать именно подпись, а не расшифровку. В рассматриваемом случае, счета-фактуры N КТ-222 от 31.08.05 г. и N КТ-260 от 30.09.05 г., подписаны иным уполномоченным лицом, не Г.
При проведении проверки инспекция запрос о подтверждении полномочий лица, подписавшего указанные счета-фактуры, не направляла, при этом статьей 169 НК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914, которым утверждена форма счета-фактуры, не установлено требование указывать в счете-фактуре доверенность или приказ (иной распорядительный документ), которым лицо уполномочено подписывать счет-фактуру.
Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего указанные счета-фактуры, представлены в материалы дела.
Согласно ст. 88 НК РФ, в случае если при проведении камеральной налоговой проверки инспекцией выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, инспекция обязана сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Требование N 52-32-11/11898 от 27.07.06 г. исполнено в полном объеме (за исключением счета-фактуры ОАО "ТНК" на сумму 1627551 руб.), при этом инспекция в течение всего срока проверки декларации за май 2006 г. никаких иных требований Обществу не направляла, дополнительной информации и разъяснений не истребовала.
Согласно Определению КС РФ N 267-О от 12.07.2006 г. полномочия налоговых органов, предусмотренные ст. 88 НК РФ носят публично-правовой характер, что не позволяет им произвольно отказаться от истребования дополнительных сведений в случае возникновения сомнений в правильности исчисления налогов.
Инспекция не исполнила свои обязанности, а осуществление прав налогоплательщиков не может быть поставлено в зависимость от того, насколько добросовестно должностные лица налогового органа исполняют свои обязанности.
Таким образом, в результате нарушения требований ст. 88 НК РФ налоговым органом принято незаконное решение об отказе в возмещении НДС по декларации по ставке 0 процентов за май 2006 года.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 88, 101, 137, 164, 169, 171, 172 НК РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 110, 156, 167 - 169, 198, 201 АПК РФ арбитражный суд
решил:

признать незаконным решение N 52/1366 от 20.09.2006 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 "Об отказе в возмещении НДС по декларации по ставке 0 процентов за май 2006 года" в части отказа в возмещении НДС в размере 922420426 руб. 67 коп. ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "ТНК-ВР Холдинг" 2000 руб. госпошлины, уплаченной по квитанции СБ.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)