Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.
судей Лотова А.Н., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5420/2008) Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18 сентября 2008 года по делу N А70-4178/2008 (судья Курындина А.Н.),
по иску Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному "Юг"
к Открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт"
о признании договора недействительным
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" - не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт" - Бейкина Е.А. по доверенности от 23.06.2008 N 5/204-08, сроком по 31.12.2008, паспорт; Прохорова Н.Н. по доверенности от 23.06.2008 N 5/200-08, сроком по 23.06.2011, паспорт
установил:
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" (далее - ТМУП "УК по ЖКХ Юг", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт" (далее - ОАО "Тюменьэнергосбыт", ответчик) о признании недействительным договора энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 г.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2008 г. по делу N А70-4178/2008 в удовлетворении требований ТМУП "УК по ЖКХ Юг" отказано.
В обоснование решения суд указал, что истцом не подтверждено противоречие условий рассматриваемого договора действующему законодательству. Распоряжением Администрации г. Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 "О передаче объектов муниципального жилищного фонда", Распоряжением Администрации г. Тюмени от 24.12.2004 г. N 7242 "О наделении хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем", на ТМУП "УК по ЖКХ Юг" возложены полномочия по содержанию и техническому обслуживанию, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ним жилищного фонда.
Не согласившись с принятым решением, ТМУП "УК по ЖКХ Юг" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушена норма процессуального права в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает решение в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Также истец полагает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, а сделанные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что на ТМУП "УК по ЖКХ Юг" в спорный период не возлагались обязательства по подаче в жилые дома, находящиеся в управлении, коммунальных ресурсов и по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей; полномочиями по сбору денежных средств за электроэнергию, поставляемую в места общего пользования жилых домов истец не обладал; обязанность по приобретению электрической энергии на основании договора энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях, в соответствии со статьей 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, возлагается на исполнителя коммунальных услуг.
В представленном в апелляционный суд отзыве ОАО "Тюменьэнергосбыт" выражает свое несогласие с позицией подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Указывает, что Распоряжения Администрации г. Тюмени N 4743 от 29.10.2003 г. и от 24.12.2004 г. N 7242 не признаны в установленном порядке противоречащими Жилищному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, не отменены и являются действующими. Истец является получателем денежных средств по договору с ОАО "ТРИЦ", собранных с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде, за электроэнергию, поставленную для освещения мест общего пользования.
Представитель истца, извещенного о судебном заседании в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу истца, отзыв ответчика, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Администрации города Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 "О передаче объектов муниципального жилищного фонда", указанным в распоряжении муниципальным унитарным предприятиям, среди которых значится и ТМУП "УК по ЖКХ Юг", предписывалось обеспечить содержание и техническое обслуживание, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ними жилищного фонда до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда.
Распоряжением Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 истец наделен хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем в отношении домов муниципального жилищного фонда г. Тюмени согласно приведенному в вышеуказанном Распоряжении адресному перечню.
К хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем относятся, в том числе, формирование заказа на коммунальные услуги и заключение договоров на содержание и ремонт муниципального жилья (пункты 1, 4 Приложения N 2 к Распоряжению Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004).
Между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" заключен договор энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 на поставку электрической энергии в дома муниципального жилищного фонда, находящиеся в управлении истца.
01.02.2005 г. между ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" и ОАО "ТРИЦ" заключен договор на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым последнее по поручению истца приняло обязательства по организации системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, изготовление и выставление счетов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что к хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем не относится обязанность по заключению договоров с энергоснабжающими организациями на поставку электроэнергии для освещения мест общего пользования, не может быть принят судом апелляционной инстанции по причине его опровержения указанными актами муниципального органа. Также на обязанность по заключению с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договоров энергоснабжения мест общего пользования жилых домов, в отношении которых управляющие компании наделены хозяйственными функциями по управлению, со ссылкой на Распоряжение Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 г. указано в приказе Департамента ЖКХ Администрации г. Тюмени от 161-О от 12.12.2006 г.
Согласно пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пункты 3, 4 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу указанного, необоснованно утверждение ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" о том, что на него не могут быть возложены функции управляющей организации по причине непроведения собрания собственников многоквартирных домов или конкурса по отбору управляющей организации.
Ссылка истца на наличие договора N 9 от 17.03.2005 г. на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей энергоснабжения между Администрацией г. Тюмени и ОАО "Тюменьэнерго", договора N 08/05-П от 02.03.2005 г. на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем энергоснабжения между ОАО "Тюменьэнерго" и ОАО "ТРИЦ" в подтверждение прекращения его обязательств в соответствии с пунктом 7 Распоряжения Администрации города Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 по заключению договоров энергоснабжения несостоятельна. Указанным распоряжением обязательства на истца по содержанию, техническому обслуживанию и заключению договоров возложены на период до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Из материалов дела не следует, что данные договоры были заключены с ОАО "Тюменьэнерго" как с победителем конкурса на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Кроме того, предметом договора N 9 от 17.03.2005 г. является лишь техническое обслуживание и ремонт систем электроснабжения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
Плата за освещение помещений общего пользования в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений не входит. В связи с указанным, не соответствуют действительности утверждения истца о взимании платежей за освещение мест общего пользования ОАО "Тюменьэнерго" на основании договора N 08/05-П от 02.03.2005 г., заключенного с ОСО "ТРИЦ".
В соответствии с п. 2.1. договора энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 Энергоснабжающая организация (ОАО "Тюменьэнергосбыт") приняла обязательства поставить Потребителю (ТМУП "УК по ЖКХ "Юг") электрическую энергию и мощность и обеспечить Потребителю оказание услуг по ее передаче Сетевой организации, а Потребитель принять и оплатить эклектическую энергию (мощность) и услуги по ее передаче на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункта 89 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
С учетом указанного судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" о том, что договор энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права при разрешении спора судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. В связи с чем апелляционная жалоба ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относит на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2008 по делу N А70-4178/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.П.СЕМЕНОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2008 ПО ДЕЛУ N А70-4178/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2008 г. по делу N А70-4178/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.
судей Лотова А.Н., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5420/2008) Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18 сентября 2008 года по делу N А70-4178/2008 (судья Курындина А.Н.),
по иску Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному "Юг"
к Открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт"
о признании договора недействительным
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" - не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт" - Бейкина Е.А. по доверенности от 23.06.2008 N 5/204-08, сроком по 31.12.2008, паспорт; Прохорова Н.Н. по доверенности от 23.06.2008 N 5/200-08, сроком по 23.06.2011, паспорт
установил:
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Юг" (далее - ТМУП "УК по ЖКХ Юг", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт" (далее - ОАО "Тюменьэнергосбыт", ответчик) о признании недействительным договора энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 г.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2008 г. по делу N А70-4178/2008 в удовлетворении требований ТМУП "УК по ЖКХ Юг" отказано.
В обоснование решения суд указал, что истцом не подтверждено противоречие условий рассматриваемого договора действующему законодательству. Распоряжением Администрации г. Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 "О передаче объектов муниципального жилищного фонда", Распоряжением Администрации г. Тюмени от 24.12.2004 г. N 7242 "О наделении хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем", на ТМУП "УК по ЖКХ Юг" возложены полномочия по содержанию и техническому обслуживанию, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ним жилищного фонда.
Не согласившись с принятым решением, ТМУП "УК по ЖКХ Юг" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушена норма процессуального права в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает решение в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Также истец полагает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, а сделанные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что на ТМУП "УК по ЖКХ Юг" в спорный период не возлагались обязательства по подаче в жилые дома, находящиеся в управлении, коммунальных ресурсов и по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей; полномочиями по сбору денежных средств за электроэнергию, поставляемую в места общего пользования жилых домов истец не обладал; обязанность по приобретению электрической энергии на основании договора энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях, в соответствии со статьей 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, возлагается на исполнителя коммунальных услуг.
В представленном в апелляционный суд отзыве ОАО "Тюменьэнергосбыт" выражает свое несогласие с позицией подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Указывает, что Распоряжения Администрации г. Тюмени N 4743 от 29.10.2003 г. и от 24.12.2004 г. N 7242 не признаны в установленном порядке противоречащими Жилищному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, не отменены и являются действующими. Истец является получателем денежных средств по договору с ОАО "ТРИЦ", собранных с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде, за электроэнергию, поставленную для освещения мест общего пользования.
Представитель истца, извещенного о судебном заседании в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу истца, отзыв ответчика, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Администрации города Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 "О передаче объектов муниципального жилищного фонда", указанным в распоряжении муниципальным унитарным предприятиям, среди которых значится и ТМУП "УК по ЖКХ Юг", предписывалось обеспечить содержание и техническое обслуживание, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ними жилищного фонда до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда.
Распоряжением Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 истец наделен хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем в отношении домов муниципального жилищного фонда г. Тюмени согласно приведенному в вышеуказанном Распоряжении адресному перечню.
К хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем относятся, в том числе, формирование заказа на коммунальные услуги и заключение договоров на содержание и ремонт муниципального жилья (пункты 1, 4 Приложения N 2 к Распоряжению Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004).
Между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" заключен договор энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 на поставку электрической энергии в дома муниципального жилищного фонда, находящиеся в управлении истца.
01.02.2005 г. между ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" и ОАО "ТРИЦ" заключен договор на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым последнее по поручению истца приняло обязательства по организации системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, изготовление и выставление счетов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что к хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем не относится обязанность по заключению договоров с энергоснабжающими организациями на поставку электроэнергии для освещения мест общего пользования, не может быть принят судом апелляционной инстанции по причине его опровержения указанными актами муниципального органа. Также на обязанность по заключению с ОАО "Тюменьэнергосбыт" договоров энергоснабжения мест общего пользования жилых домов, в отношении которых управляющие компании наделены хозяйственными функциями по управлению, со ссылкой на Распоряжение Администрации города Тюмени N 7242 от 24.12.2004 г. указано в приказе Департамента ЖКХ Администрации г. Тюмени от 161-О от 12.12.2006 г.
Согласно пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пункты 3, 4 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу указанного, необоснованно утверждение ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" о том, что на него не могут быть возложены функции управляющей организации по причине непроведения собрания собственников многоквартирных домов или конкурса по отбору управляющей организации.
Ссылка истца на наличие договора N 9 от 17.03.2005 г. на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей энергоснабжения между Администрацией г. Тюмени и ОАО "Тюменьэнерго", договора N 08/05-П от 02.03.2005 г. на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем энергоснабжения между ОАО "Тюменьэнерго" и ОАО "ТРИЦ" в подтверждение прекращения его обязательств в соответствии с пунктом 7 Распоряжения Администрации города Тюмени от 29.10.2003 г. N 4743 по заключению договоров энергоснабжения несостоятельна. Указанным распоряжением обязательства на истца по содержанию, техническому обслуживанию и заключению договоров возложены на период до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям - победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Из материалов дела не следует, что данные договоры были заключены с ОАО "Тюменьэнерго" как с победителем конкурса на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Кроме того, предметом договора N 9 от 17.03.2005 г. является лишь техническое обслуживание и ремонт систем электроснабжения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
Плата за освещение помещений общего пользования в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений не входит. В связи с указанным, не соответствуют действительности утверждения истца о взимании платежей за освещение мест общего пользования ОАО "Тюменьэнерго" на основании договора N 08/05-П от 02.03.2005 г., заключенного с ОСО "ТРИЦ".
В соответствии с п. 2.1. договора энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 Энергоснабжающая организация (ОАО "Тюменьэнергосбыт") приняла обязательства поставить Потребителю (ТМУП "УК по ЖКХ "Юг") электрическую энергию и мощность и обеспечить Потребителю оказание услуг по ее передаче Сетевой организации, а Потребитель принять и оплатить эклектическую энергию (мощность) и услуги по ее передаче на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" следует, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункта 89 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
С учетом указанного судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" о том, что договор энергоснабжения N 4622 от 01.01.2006 противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права при разрешении спора судом первой инстанции были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. В связи с чем апелляционная жалоба ТМУП "УК по ЖКХ "Юг" удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относит на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2008 по делу N А70-4178/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.П.СЕМЕНОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)