Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 *** делу N А09-4827/2009,
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", Брянск (далее - ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС") об урегулировании разногласий возникших при заключении договора.
01.09.2009 г. Арбитражный суд Брянской области принял решение о понуждении открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы и общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" заключить договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577 на условиях ответчика. - ОАО "Брянские коммунальные системы".
Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: "Учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.95 г. N ВК-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954). До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с энергоснабжающей организацией. Начало расчетов по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных у абонента определяется с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В объем реализации тепловой энергии абоненту включаются тепловые потери в трубопроводах, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента в соответствии с Приложением N 2 настоящего договора".
Пункт 6.1 изложен в следующей редакции: "Оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, ООО "Жилсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и дело направить для нового рассмотрения в Арбитражный суд Брянской области.
Заявитель кассационной жалобы считает, что п. 4.1 договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577 должен быть принят в его редакции, так как к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), постановление Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг в г. Брянске", а не Методика N 105 от 06.05.2000 г., разработанная РАО "Роскоммунэнерго" в качестве пособия к утвержденным приказом от 11.10.1999 г. N 73 Госстроя России Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителя на предприятиях, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы (далее - Методика N 105).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии необходимо определять по нормативу потребления, утвержденному органом местного самоуправления.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что приняв п. 6.1 договора в редакции ответчика, суды не учли, что в протоколе урегулирования разногласий к договору ответчик был согласен расчет за потребленную тепловую энергию производить ежемесячно из расчета 1/12 годового потребления тепловой энергии.
Также заявитель кассационной жалобы считает, что суды, принимая пункты 4.1, 6.1 в редакции энергоснабжающей организации, не дали оценку тому, что истец является управляющей компанией многоквартирных домов, договор заключен в интересах нанимателей и собственников жилых помещений, и что на жилых домах отсутствуют приборы учета.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонили, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Как установлено судом, между ОАО "БКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис" при заключении договора на отпуск тепловой энергии N 022-03032577 от 01.01.2009 г. возникли разногласия. Договор был подписан ООО "Жилсервис" с протоколом разногласий. ОАО "Брянские коммунальные системы" рассмотрев протокол разногласий, направило в адрес ООО "Жилсервис" протокол урегулирования разногласий.
На момент рассмотрения дела у сторон имеются разногласия по редакциям пунктов 4.1 и 6.1. договора.
ООО "Жилсервис", не согласившись с протоколом урегулирования разногласий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции, принимая п. п. 4.1 и 6.1. договора в редакции ответчика, руководствовались ст. ст. 445, 544, 548, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 157 ЖК РФ, Правилами N 307, Методикой N 105 и пришли к выводу, что договор надлежит заключить в редакции ответчика.
Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы арбитражных судов сделаны без учета ряда обстоятельств имеющих существенное значения для данного спора.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованными выводы судов о правомерности применения расчетного метода, определенного исходя из Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.200*** N 105.
Как следует из положений методики, она является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п. п. 1, 2 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу п. 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителям.
Требование пункта 8 Правил N 307 распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих:
- - права и обязанности сторон договора;
- - порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);
- - требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);
- - условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов;
- - ответственность сторон договора;
- - основания и порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов с целью недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договорами.
По смыслу действующего законодательства ООО "Жилсервис" является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Следовательно, условия договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577, в том числе и по пунктам 4.1 и 6.1 должны соответствовать требованиям Правил N 307.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Оплата энергии на основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации и, следовательно, эти нормы имеют приоритетное значение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 3).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Поэтому вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Однако арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли указанный ответчиком метод определения количества тепловой энергии требованиям указанных Правил.
Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель один раз в год производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку доводу истца о применении к спорным правоотношениями расчета исходя из норматива потребления и неправомерности применения Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.200 N 105.
Кроме того, утверждая пункт 4.1 в редакции ответчика, суд не учел следующего.
Согласно представленного в материалы дела протокола разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией N 022-03032577 редакция спорного пункта ответчика соответствует тексту договора.
По тексту договора п. 4.1 состоит из 3 абзацев, принятая судом редакция указанного пункта включает один абзац.
Кроме того, указывая, что основанием для обращения истца с настоящим иском явилось его несогласие с протоком урегулирования разногласий, суды при этом не учли, что протокол урегулирования разногласий в материалах дела отсутствует, следовательно, он не был предметом исследования и оценки судов.
Принимая п. 6.1 в редакции ответчика суд не дал надлежащей оценки следующему.
В соответствии п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
То есть из смысла этой нормы вытекает, что граждане обязаны производить оплату в течение двенадцати месяцев, в том числе и за полученную тепловую энергию.
Договора ресурсоснабжения в соответствии с п. 8 Правил N 307 не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам п. 16 - 34 Правил и должны быть паритетными условиям предоставления коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в том числе по порядку расчетам, платы, внесения платы, изменения размера платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию и ГВС. Это основание подтверждаются Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации N 2479-РМ/07 "О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Из определения норматива потребления, приведенного в п. 2 Правил N 306, следует, что норматив отражает среднемесячное потребление коммунального ресурса. В соответствии с формулами приложения к Правилам предусмотрено равномерное по 12 месяцам года распределение потребляемого количества теплоэнергии. Иные периоды распределения объема потребления услуг Правилами не предусмотрены.
В соответствии со ст. ст. 15, 71, 168, 170 АПК РФ принимаемое арбитражным судом решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным, основанным на результатах оценки полученных по делу доказательств.
Однако суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты не соответствуют вышеназванным нормам права, ввиду неполного исследования судами всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного разрешения, и находит их подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, дав надлежащую оценку заявленным требованиям и доводам сторон, разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 делу N А09-4827/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2010 N Ф10-6191/09 ПО ДЕЛУ N А09-4827/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. N Ф10-6191/09
Дело N А09-4827/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 *** делу N А09-4827/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", Брянск (далее - ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "БКС") об урегулировании разногласий возникших при заключении договора.
01.09.2009 г. Арбитражный суд Брянской области принял решение о понуждении открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы и общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" заключить договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577 на условиях ответчика. - ОАО "Брянские коммунальные системы".
Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: "Учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.95 г. N ВК-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954). До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с энергоснабжающей организацией. Начало расчетов по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных у абонента определяется с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В объем реализации тепловой энергии абоненту включаются тепловые потери в трубопроводах, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента в соответствии с Приложением N 2 настоящего договора".
Пункт 6.1 изложен в следующей редакции: "Оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, ООО "Жилсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и дело направить для нового рассмотрения в Арбитражный суд Брянской области.
Заявитель кассационной жалобы считает, что п. 4.1 договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577 должен быть принят в его редакции, так как к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), постановление Брянской городской администрации от 12.07.2007 г. N 1854-п "О нормативах потребления коммунальных услуг в г. Брянске", а не Методика N 105 от 06.05.2000 г., разработанная РАО "Роскоммунэнерго" в качестве пособия к утвержденным приказом от 11.10.1999 г. N 73 Госстроя России Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителя на предприятиях, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы (далее - Методика N 105).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии необходимо определять по нормативу потребления, утвержденному органом местного самоуправления.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что приняв п. 6.1 договора в редакции ответчика, суды не учли, что в протоколе урегулирования разногласий к договору ответчик был согласен расчет за потребленную тепловую энергию производить ежемесячно из расчета 1/12 годового потребления тепловой энергии.
Также заявитель кассационной жалобы считает, что суды, принимая пункты 4.1, 6.1 в редакции энергоснабжающей организации, не дали оценку тому, что истец является управляющей компанией многоквартирных домов, договор заключен в интересах нанимателей и собственников жилых помещений, и что на жилых домах отсутствуют приборы учета.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонили, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Как установлено судом, между ОАО "БКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис" при заключении договора на отпуск тепловой энергии N 022-03032577 от 01.01.2009 г. возникли разногласия. Договор был подписан ООО "Жилсервис" с протоколом разногласий. ОАО "Брянские коммунальные системы" рассмотрев протокол разногласий, направило в адрес ООО "Жилсервис" протокол урегулирования разногласий.
На момент рассмотрения дела у сторон имеются разногласия по редакциям пунктов 4.1 и 6.1. договора.
ООО "Жилсервис", не согласившись с протоколом урегулирования разногласий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции, принимая п. п. 4.1 и 6.1. договора в редакции ответчика, руководствовались ст. ст. 445, 544, 548, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 157 ЖК РФ, Правилами N 307, Методикой N 105 и пришли к выводу, что договор надлежит заключить в редакции ответчика.
Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы арбитражных судов сделаны без учета ряда обстоятельств имеющих существенное значения для данного спора.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованными выводы судов о правомерности применения расчетного метода, определенного исходя из Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.200*** N 105.
Как следует из положений методики, она является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п. п. 1, 2 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу п. 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителям.
Требование пункта 8 Правил N 307 распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих:
- - права и обязанности сторон договора;
- - порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);
- - требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);
- - условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов;
- - ответственность сторон договора;
- - основания и порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов с целью недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договорами.
По смыслу действующего законодательства ООО "Жилсервис" является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Следовательно, условия договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-033032577, в том числе и по пунктам 4.1 и 6.1 должны соответствовать требованиям Правил N 307.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Оплата энергии на основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации и, следовательно, эти нормы имеют приоритетное значение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 3).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Поэтому вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Однако арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли указанный ответчиком метод определения количества тепловой энергии требованиям указанных Правил.
Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель один раз в год производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку доводу истца о применении к спорным правоотношениями расчета исходя из норматива потребления и неправомерности применения Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.200 N 105.
Кроме того, утверждая пункт 4.1 в редакции ответчика, суд не учел следующего.
Согласно представленного в материалы дела протокола разногласий к договору энергоснабжения тепловой энергией N 022-03032577 редакция спорного пункта ответчика соответствует тексту договора.
По тексту договора п. 4.1 состоит из 3 абзацев, принятая судом редакция указанного пункта включает один абзац.
Кроме того, указывая, что основанием для обращения истца с настоящим иском явилось его несогласие с протоком урегулирования разногласий, суды при этом не учли, что протокол урегулирования разногласий в материалах дела отсутствует, следовательно, он не был предметом исследования и оценки судов.
Принимая п. 6.1 в редакции ответчика суд не дал надлежащей оценки следующему.
В соответствии п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
То есть из смысла этой нормы вытекает, что граждане обязаны производить оплату в течение двенадцати месяцев, в том числе и за полученную тепловую энергию.
Договора ресурсоснабжения в соответствии с п. 8 Правил N 307 не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам п. 16 - 34 Правил и должны быть паритетными условиям предоставления коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в том числе по порядку расчетам, платы, внесения платы, изменения размера платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию и ГВС. Это основание подтверждаются Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации N 2479-РМ/07 "О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Из определения норматива потребления, приведенного в п. 2 Правил N 306, следует, что норматив отражает среднемесячное потребление коммунального ресурса. В соответствии с формулами приложения к Правилам предусмотрено равномерное по 12 месяцам года распределение потребляемого количества теплоэнергии. Иные периоды распределения объема потребления услуг Правилами не предусмотрены.
В соответствии со ст. ст. 15, 71, 168, 170 АПК РФ принимаемое арбитражным судом решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным, основанным на результатах оценки полученных по делу доказательств.
Однако суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты не соответствуют вышеназванным нормам права, ввиду неполного исследования судами всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного разрешения, и находит их подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, дав надлежащую оценку заявленным требованиям и доводам сторон, разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 делу N А09-4827/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)