Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2010 ПО ДЕЛУ N А13-3336/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2010 г. по делу N А13-3336/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Старченковой В.В., Тарасюка И.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" исполнительного директора Кирова А.А. (паспорт серии 19 02 N 514041, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.10.2010) и представителя Кировой А.А. (доверенность от 01.11.2010), рассмотрев 16.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2010 по делу N А13-3336/2010 (судья Степанова Т.П.),
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Вологдагортеплосеть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - Общество) о взыскании 765 428 руб. 45 коп. убытков, возникших в связи с осуществлением истцом деятельности по сбору денежных средств с населения за отпущенную тепловую энергию. Исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 22.06.2010 в удовлетворении иска отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.06.2010 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и сделал неправомерный вывод о том, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах могут самостоятельно заключать договор с ресурсоснабжающей организацией, несмотря на то что управление домом осуществляется управляющей компанией.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в многоквартирных домах, расположенных на территории поселка Молочное. Между Обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирных домах заключены договоры управления каждым конкретным многоквартирным домом. Условия этих договоров утверждены решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Из имеющихся в материалах дела договоров управления многоквартирным домом следует, что услуга по теплоснабжению и горячему водоснабжению отсутствует в перечне коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией.
Тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение поставляется лицам, проживающим в жилых домах поселка Молочное, Предприятием на основании договоров на продажу тепловой энергии в горячей воде (том дела 1, листы 123 - 128).
Сбор денежных средств за оказанные услуги по теплоснабжению осуществлялся Предприятием. В 2009 году расходы Предприятия на организацию работы по сбору денежных средств с населения составили 746 107 руб. 19 коп.
Полагая, что сбор денежных средств с населения на оплату теплоснабжения должен был быть организован управляющей организацией, Предприятие на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 155 ЖК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции указал, что собственники помещений в многоквартирном доме в силу статьи 421 ГК РФ свободны в заключении договоров. Поскольку в договорах на управление многоквартирным домом не указана обязанность Общества оказывать услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у Общества обязанность по заключению договора с теплоснабжающей организацией не возникла. Кроме того, суд установил, что расходы по сбору денежных средств понесены Предприятием в процессе осуществления им деятельности, связанной с отпуском тепловой энергии на основании прямых договоров с собственниками помещений, а не из-за бездействия Общества. Поскольку Предприятие не доказало нарушения его прав ответчиком, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 151 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 названной статьи решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность выбора одновременно нескольких способов управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах поселка Молочное были проведены. Способом управления собственники выбрали управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации в договорах указано Общество.
Возможность заключения отдельных договоров собственниками помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией при наличии одного выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, с момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные между собственником и ресурсоснабжающей организацией договоры утрачивают юридическую силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом.
В пункте 2 статьи 539 ГК РФ указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах" указано, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Из изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих).
Следовательно, несмотря на то что в договорах на управление многоквартирными домами в перечне коммунальных услуг обязанность Общества осуществлять теплоснабжение не предусмотрена, у Общества в силу прямого указания закона существовала обязанность перед собственниками заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на теплоснабжение.
С учетом изложенного следует признать неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению собственников жилых помещений, заключивших с Обществом договор на управление многоквартирным домом.
Однако данный ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Поскольку Общество являлось исполнителем коммунальных услуг, то в силу пунктов 37, 49, 50, 55 Правил N 307 и пункта 7 статьи 155 ЖК РФ в его обязанности входило в том числе и заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителем, начисление и сбор средств за коммунальные услуги с потребителей.
Вместе с тем законодательство, действующее в сфере энергетики, не устанавливает запрет на сбор платы за энергию, потребленную проживающими в жилых помещениях лицами, непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
В статье 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По правилам статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) цены на тепловую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год.
Согласно статье 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" под тарифами понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Статьей 2 Закона N 41-ФЗ установлено, что оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата энергии осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). В соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на услуги организации коммунального комплекса направляется Предприятием в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности представленных расчетов финансовых потребностей орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на услуги Предприятия.
Согласно части 7 статьи 2 названного Закона при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Из существа правоотношений по договору энергоснабжения следует, что возмездные услуги по сбору платежей с потребителей не оплачиваются отдельно, а включены в стоимость энергии, оплачиваемой потребителем.
С учетом изложенного в обязанности Предприятия входило представление в регулирующий орган сведений для установления на 2009 год экономически обоснованного тарифа, включающего расходы за оказание Предприятием услуг по начислению и сбору платежей за отопление и горячее водоснабжение с собственников жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляло сбор платежей с граждан в период с 2006 по 2009 год.
Между тем Предприятие не представило доказательств, подтверждающих, что расходы на оказание Предприятием услуг по начислению и сбору платежей за отопление и горячее водоснабжение с собственников жилых помещений не были включены в тариф, установленный на 2009 год.
В судебном заседании кассационной инстанции Общество пояснило, что указанные расходы не включаются в состав расходов управляющей компании.
Кроме того, сторонами не оспаривается, что задолженность по оплате потребленной в 2009 году тепловой энергии согласно установленным уполномоченным органом тарифам у населения отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Предприятия о взыскании убытков, возникших в связи с осуществлением Предприятием деятельности по сбору денежных средств с населения за отпущенную тепловую энергию.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2010 по делу N А13-3336/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.БЫЧКОВА

Судьи
В.В.СТАРЧЕНКОВА
И.М.ТАРАСЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)