Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046604412161, ИНН 6672172548): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ОАО "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года
по делу N А60-14784/11,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Свердловэнергосбыт"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию в действиях общества вины в совершении правонарушения, следовательно, и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. Кроме того, считают квалификацию правонарушения неверной.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в связи с коллективным обращением жителей д. Крылосово на качество реализуемой (продаваемой) электрической энергии (л.д. 11) на основании распоряжения руководителя от 08.04.2011 N 907С/125 (л.д. 21-23) в период с 12.04.2011 по 21.04.2011 проведена внеплановая выездная проверка соответствия деятельности открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТу 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (л.д. 47-52).
При проверке к мероприятиям по государственному надзору за соблюдением обязательных требований ГОСТа к электрической энергии была привлечена аккредитованная аттестованная лаборатория.
Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ", аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.21A340, свидетельство об аккредитации в качестве экспертной организации - РОСС RU.0001.25ГК11.
Результатами испытаний электрической энергии установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных п. 5.2 ГОСТа 13109-97, по установившемуся отклонению напряжения.
По результатам проведенной проверки и полученным протоколам испытаний электрической энергии составлен акт проверки от 21.04.2011 N 907С (л.д. 47-52), согласно которому реализацию электрической энергии потребителям, жителям п. Крылосово, осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт".
При проверке были выбраны две контрольные точки подключения по адресам: Свердловская область, д. Крылосово, ул. Киз ТП-3 и Свердловская область, д. Крылосово, ул. Советская, д. 30А (гр. Гришина Л.И.).
По результатам испытаний в первой контрольной точке (Свердловская область, д. Крылосово, ул. Киз ТП-3) превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии не выявлено. По результатам испытаний в контрольной точке, расположенной по адресу: Свердловская область, д. Крылосово, ул. Советская, д. 30А (гр. Гришина Л.И.) установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных ГОСТ 13109-97, а именно: по установившемуся отклонению напряжения (п. 5.2 ГОСТ 13109-97).
По факту нарушения обязательных требований государственных стандартов при реализации электрической энергии в отношении открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2011 N 907/СЮ по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 60-62) и направлено заявление в Арбитражный суд Свердловской области о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда ошибочным, влекущим отмену судебного акта.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а частью 2 этой же статьи - административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.
Статья 19.19 КоАП РФ находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" и предусматривает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Правонарушения, относящиеся к диспозиции ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ и регулируемые главой 19 КоАП РФ, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления.
Таким образом, исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции и поставщиков.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в нарушении правил обязательной сертификации, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Частью 1 ст. 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 3 указанных Правил определено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Как установлено судом апелляционной инстанции, вменяемое в вину ОАО "Свердловэнергосбыт" нарушение требований ГОСТ выявлено при реализации по договорам электроснабжения (л.д. 13-16) электрической энергии конкретным потребителям, проживающим по улице Советская в поселке Крылосово Первоуральского района Свердловской области, следовательно, не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется специальная статья 7.23, предусматривающая ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Данная норма является специальной как по отношению к ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, так и по отношению к ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой подлежат квалификации действия (бездействие) ресурсоснабжающей организации по предоставлению населению, в том числе, услуг по электроснабжению с нарушением требований государственных стандартов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и распространяться на изготовителей продукции. При этом понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.
В рассматриваемом случае ОАО "Свердловэнергосбыт" не являлось изготовителем электроэнергии, не участвовало в процессе ее сертификации, а предоставляло коммунальную услугу, являлось исполнителем коммунальных услуг.
Установленное по результатам испытаний показателей несоответствие качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 свидетельствует о том, что ОАО "Свердловэнергосбыт" осуществляло коммунальную услугу, не соответствующей нормативному уровню и режиму обеспечения коммунальными услугами, в связи с чем правонарушение, вменяемое обществу, посягает на права потребителей.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.4, 7.23 КоАП РФ, не относится к компетенции арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ N 734/09 от 09.06.2009 г. и в рекомендациях Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа и ФАС Западно-Сибирского округа, состоявшегося 09.-10.04.2009 г.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ является ошибочным и влечет отмену судебного акта, производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года по делу N А60-14784/2011 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2011 N 17АП-6683/2011-АК ПО ДЕЛУ N А60-14784/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2011 г. N 17АП-6683/2011-АК
Дело N А60-14784/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046604412161, ИНН 6672172548): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ОАО "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года
по делу N А60-14784/11,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к ОАО "Свердловэнергосбыт"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию в действиях общества вины в совершении правонарушения, следовательно, и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. Кроме того, считают квалификацию правонарушения неверной.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Уральским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в связи с коллективным обращением жителей д. Крылосово на качество реализуемой (продаваемой) электрической энергии (л.д. 11) на основании распоряжения руководителя от 08.04.2011 N 907С/125 (л.д. 21-23) в период с 12.04.2011 по 21.04.2011 проведена внеплановая выездная проверка соответствия деятельности открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТу 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (л.д. 47-52).
При проверке к мероприятиям по государственному надзору за соблюдением обязательных требований ГОСТа к электрической энергии была привлечена аккредитованная аттестованная лаборатория.
Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ", аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.21A340, свидетельство об аккредитации в качестве экспертной организации - РОСС RU.0001.25ГК11.
Результатами испытаний электрической энергии установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных п. 5.2 ГОСТа 13109-97, по установившемуся отклонению напряжения.
По результатам проведенной проверки и полученным протоколам испытаний электрической энергии составлен акт проверки от 21.04.2011 N 907С (л.д. 47-52), согласно которому реализацию электрической энергии потребителям, жителям п. Крылосово, осуществляет ОАО "Свердловэнергосбыт".
При проверке были выбраны две контрольные точки подключения по адресам: Свердловская область, д. Крылосово, ул. Киз ТП-3 и Свердловская область, д. Крылосово, ул. Советская, д. 30А (гр. Гришина Л.И.).
По результатам испытаний в первой контрольной точке (Свердловская область, д. Крылосово, ул. Киз ТП-3) превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии не выявлено. По результатам испытаний в контрольной точке, расположенной по адресу: Свердловская область, д. Крылосово, ул. Советская, д. 30А (гр. Гришина Л.И.) установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных ГОСТ 13109-97, а именно: по установившемуся отклонению напряжения (п. 5.2 ГОСТ 13109-97).
По факту нарушения обязательных требований государственных стандартов при реализации электрической энергии в отношении открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2011 N 907/СЮ по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 60-62) и направлено заявление в Арбитражный суд Свердловской области о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда ошибочным, влекущим отмену судебного акта.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а частью 2 этой же статьи - административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.
Статья 19.19 КоАП РФ находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" и предусматривает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Правонарушения, относящиеся к диспозиции ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ и регулируемые главой 19 КоАП РФ, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления.
Таким образом, исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции и поставщиков.
Объектом такого правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в нарушении правил обязательной сертификации, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Частью 1 ст. 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 3 указанных Правил определено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Как установлено судом апелляционной инстанции, вменяемое в вину ОАО "Свердловэнергосбыт" нарушение требований ГОСТ выявлено при реализации по договорам электроснабжения (л.д. 13-16) электрической энергии конкретным потребителям, проживающим по улице Советская в поселке Крылосово Первоуральского района Свердловской области, следовательно, не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется специальная статья 7.23, предусматривающая ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Данная норма является специальной как по отношению к ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, так и по отношению к ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой подлежат квалификации действия (бездействие) ресурсоснабжающей организации по предоставлению населению, в том числе, услуг по электроснабжению с нарушением требований государственных стандартов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, и распространяться на изготовителей продукции. При этом понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.
В рассматриваемом случае ОАО "Свердловэнергосбыт" не являлось изготовителем электроэнергии, не участвовало в процессе ее сертификации, а предоставляло коммунальную услугу, являлось исполнителем коммунальных услуг.
Установленное по результатам испытаний показателей несоответствие качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 свидетельствует о том, что ОАО "Свердловэнергосбыт" осуществляло коммунальную услугу, не соответствующей нормативному уровню и режиму обеспечения коммунальными услугами, в связи с чем правонарушение, вменяемое обществу, посягает на права потребителей.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.4, 7.23 КоАП РФ, не относится к компетенции арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ N 734/09 от 09.06.2009 г. и в рекомендациях Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа и ФАС Западно-Сибирского округа, состоявшегося 09.-10.04.2009 г.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ является ошибочным и влечет отмену судебного акта, производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июня 2011 года по делу N А60-14784/2011 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)