Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Ломакина С.А., Серовой В.К., при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Тихомировой М.В. (доверенность от 17.02.2012 N 0001юр/411-12), от общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" Демянчук А.Б. (доверенность от 30.12.2011), Демянчука Р.Г. (доверенность от 30.12.2011), рассмотрев 03.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А05-4835/2011 (судьи Моисеева И.Н., Елагина О.К., Журавлев А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, 42, ОГРН 1057601091151 (далее - ОАО "ТГК-2"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис", место нахождения: 163060, г. Архангельск, ул. Володарского, д. 8, ОГРН 1082901005934 (далее - Общество), о взыскании 10 632 426 руб. 12 коп. задолженности за тепловую энергию, отпущенную с 01.07.2008 по 31.08.2008 в жилые дома в рамках договора от 01.08.2008 N 2220.
Решением от 19.09.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 23.01.2012 решение от 19.09.2011 отменено. Иск удовлетворен.
Общество обратилось с кассационной жалобой с дополнениями, в которой просит постановление от 23.01.2012 отменить, решение от 19.09.2011 в части отказа в иске о взыскании 8 634 650 руб. 22 коп. оставить в силе, а в остальной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.08.2008 ОАО "ТГК-2" (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор N 2220 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию, а последний принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных названным договором.
В приложении N 2 к договору содержится согласованный сторонами перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений является абонент.
Пунктами 4.1, 4.2 договора стороны предусмотрели, что учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета, а при их отсутствии рассчитывается энергоснабжающей организацией по показаниям приборов учета, установленных на головном участке тепловых сетей Архангельской ТЭЦ, пропорционально плановому теплопотреблению абонента.
Цену договора, порядок расчетов и платежей стороны согласовали в разделе 5 договора, в силу положений которого расчетным периодом является календарный месяц, оплата тепловой энергии абонентом производится до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 10.1 договора стороны распространили его действие на отношения, существовавшие с 01.06.2008 до 31.05.2009.
ОАО "ТГК-2", исполнив обязательства по договору, для оплаты отпущенной тепловой энергии в горячей воде выставило Обществу счета-фактуры от 31.07.2008 N 2000/012090 на сумму 1 279 035 руб. 59 коп. и от 31.08.2008 N 2000/012855 на сумму 777 140 руб. 66 коп.
Перечисленные выше счета-фактуры оплачены Обществом в полном объеме.
ОАО "ТГК-2", полагая, что у Общества имеется задолженность за спорный период в сумме 10 632 426 руб. 12 коп., определенная как разница между объемом энергии, рассчитанным по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и объемом, предъявленным в соответствии с расчетным методом, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 548 названного Кодекса).
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судами установлено, что Общество согласно пункту 3 Правил N 307 является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установлено судами обеих инстанций, в жилых домах, находящихся в управлении Общества, приборы учета тепловой энергии не установлены. Следовательно, объем услуг отопления и горячего водоснабжения в домах должен определяться по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора независимо от условий договора.
Судами установлено, следует из материалов дела, и не оспаривается Обществом, что объемы тепловой энергии, указанные в счетах-фактурах за июль - август 2008 года, определены ОАО "ТГК-2" способом, не предусмотренным действующим законодательством.
Согласно Правилам N 306 норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв. м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Поэтому оплата отопления населением и исполнителями коммунальных услуг производится в равных частях в течение всего года. Отсутствие отопления в летний период не учитывается.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что при установлении нормативов потребления на территории города Архангельска уполномоченным органом учтены перерывы в поставке тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения продолжительностью 25 дней, и норматив на горячее водоснабжение рассчитан исходя из 340 дней работы системы горячего водоснабжения в году, что подтверждается письмом Департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска от 26.10.2010 N 035-11/4378.
Довод о том, что до 01.07.2008 управляющей компанией было муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис", которое применяло сезонный норматив на отопление и получило плату за тепловую энергию с населения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку выходит за рамки настоящего дела.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "ТГК-2" поставляло Обществу тепловую энергию для нужд ГВС. ОАО "ТГК-2" к организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по ГВС с использованием систем централизованного ГВС, не относится. Оно поставляет Обществу тепловую энергию для отопления и подогрева холодной воды по закрытой системе теплоснабжения.
Доказательства установления для ОАО "ТГК-2" тарифа на ГВС в материалах дела отсутствуют, судами не установлены.
Доводы заявителя отклоняются, поскольку он не опроверг выводы суда о том, что истец не осуществляет непосредственное производство горячей воды с использованием системы централизованного горячего водоснабжения, при котором в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, применяется указанная Обществом методика расчета размера платы за горячее водоснабжение.
Произведенный истцом расчет стоимости тепловой энергии, поставленной Обществу, судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным.
Поскольку при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А05-4835/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2012 ПО ДЕЛУ N А05-4835/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2012 г. по делу N А05-4835/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Ломакина С.А., Серовой В.К., при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Тихомировой М.В. (доверенность от 17.02.2012 N 0001юр/411-12), от общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" Демянчук А.Б. (доверенность от 30.12.2011), Демянчука Р.Г. (доверенность от 30.12.2011), рассмотрев 03.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А05-4835/2011 (судьи Моисеева И.Н., Елагина О.К., Журавлев А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, 42, ОГРН 1057601091151 (далее - ОАО "ТГК-2"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис", место нахождения: 163060, г. Архангельск, ул. Володарского, д. 8, ОГРН 1082901005934 (далее - Общество), о взыскании 10 632 426 руб. 12 коп. задолженности за тепловую энергию, отпущенную с 01.07.2008 по 31.08.2008 в жилые дома в рамках договора от 01.08.2008 N 2220.
Решением от 19.09.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 23.01.2012 решение от 19.09.2011 отменено. Иск удовлетворен.
Общество обратилось с кассационной жалобой с дополнениями, в которой просит постановление от 23.01.2012 отменить, решение от 19.09.2011 в части отказа в иске о взыскании 8 634 650 руб. 22 коп. оставить в силе, а в остальной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.08.2008 ОАО "ТГК-2" (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор N 2220 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию, а последний принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных названным договором.
В приложении N 2 к договору содержится согласованный сторонами перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений является абонент.
Пунктами 4.1, 4.2 договора стороны предусмотрели, что учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета, а при их отсутствии рассчитывается энергоснабжающей организацией по показаниям приборов учета, установленных на головном участке тепловых сетей Архангельской ТЭЦ, пропорционально плановому теплопотреблению абонента.
Цену договора, порядок расчетов и платежей стороны согласовали в разделе 5 договора, в силу положений которого расчетным периодом является календарный месяц, оплата тепловой энергии абонентом производится до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 10.1 договора стороны распространили его действие на отношения, существовавшие с 01.06.2008 до 31.05.2009.
ОАО "ТГК-2", исполнив обязательства по договору, для оплаты отпущенной тепловой энергии в горячей воде выставило Обществу счета-фактуры от 31.07.2008 N 2000/012090 на сумму 1 279 035 руб. 59 коп. и от 31.08.2008 N 2000/012855 на сумму 777 140 руб. 66 коп.
Перечисленные выше счета-фактуры оплачены Обществом в полном объеме.
ОАО "ТГК-2", полагая, что у Общества имеется задолженность за спорный период в сумме 10 632 426 руб. 12 коп., определенная как разница между объемом энергии, рассчитанным по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и объемом, предъявленным в соответствии с расчетным методом, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 548 названного Кодекса).
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судами установлено, что Общество согласно пункту 3 Правил N 307 является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установлено судами обеих инстанций, в жилых домах, находящихся в управлении Общества, приборы учета тепловой энергии не установлены. Следовательно, объем услуг отопления и горячего водоснабжения в домах должен определяться по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора независимо от условий договора.
Судами установлено, следует из материалов дела, и не оспаривается Обществом, что объемы тепловой энергии, указанные в счетах-фактурах за июль - август 2008 года, определены ОАО "ТГК-2" способом, не предусмотренным действующим законодательством.
Согласно Правилам N 306 норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв. м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Поэтому оплата отопления населением и исполнителями коммунальных услуг производится в равных частях в течение всего года. Отсутствие отопления в летний период не учитывается.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что при установлении нормативов потребления на территории города Архангельска уполномоченным органом учтены перерывы в поставке тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения продолжительностью 25 дней, и норматив на горячее водоснабжение рассчитан исходя из 340 дней работы системы горячего водоснабжения в году, что подтверждается письмом Департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска от 26.10.2010 N 035-11/4378.
Довод о том, что до 01.07.2008 управляющей компанией было муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис", которое применяло сезонный норматив на отопление и получило плату за тепловую энергию с населения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку выходит за рамки настоящего дела.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "ТГК-2" поставляло Обществу тепловую энергию для нужд ГВС. ОАО "ТГК-2" к организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по ГВС с использованием систем централизованного ГВС, не относится. Оно поставляет Обществу тепловую энергию для отопления и подогрева холодной воды по закрытой системе теплоснабжения.
Доказательства установления для ОАО "ТГК-2" тарифа на ГВС в материалах дела отсутствуют, судами не установлены.
Доводы заявителя отклоняются, поскольку он не опроверг выводы суда о том, что истец не осуществляет непосредственное производство горячей воды с использованием системы централизованного горячего водоснабжения, при котором в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, применяется указанная Обществом методика расчета размера платы за горячее водоснабжение.
Произведенный истцом расчет стоимости тепловой энергии, поставленной Обществу, судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным.
Поскольку при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А05-4835/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческая компания "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)