Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Жилсервис Железнодорожный" на решение Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года по делу N А35-1902/08-С5,
Муниципальное унитарное предприятие Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть", г. Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Открытому акционерному обществу "Жилсервис Железнодорожный", г. Курск, о взыскании 6 260 467 руб. 68 коп., составляющих стоимость поставленной тепловой энергии в горячей воде.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года решение суда первой инстанции изменено, с ОАО "Жилсервис Железнодорожный" в пользу МУП Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" взыскано 4 739 735 руб. 22 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ОАО "Жилсервис Железнодорожный" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года как незаконных.
Заявитель жалобы указывает на то, что арбитражный суд не учел обязательные для ответчика требования законодательства о необходимости соответствия отношений, связанных с приобретением тепловой энергии для обеспечения граждан коммунальными услугами Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить в Арбитражный суд Курской области для нового рассмотрения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, за период с декабря 2007 года по февраль 2008 года истец отпустил ответчику тепловую энергию на общую сумму 6 946 302 руб. 64 коп.
Ответчик частично произвел оплату за фактически потребленную тепловую энергию, в результате чего по данным истца по состоянию на 04.04.2008 года у ответчика образовалась задолженность в размере 6 260 467 руб. 68 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате принятой тепловой энергии, МУП Курские городские коммунальные сети "Гортеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, указал, что в связи с частичной оплатой ответчиком задолженности за потребленную тепловую энергию в спорный период на сумму 1 520 732 руб. 46 коп., с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 4 739 735 руб. 22 коп. задолженности.
Суд кассационной инстанции находит указанные выводы арбитражных судов сделанными без учета фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, между истцом и ответчиком отсутствует договор, регулирующий отношения сторон по поставке тепловой энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В свою очередь, отсутствие договорных отношений не освобождает абонента от обязанности возместить стоимость фактически потребленной тепловой энергии.
Таким образом, как правомерно установлено арбитражным судом, несмотря на отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком, со стороны ОАО "Жилсервис Железнодорожный" имело место фактическое потребление тепловой энергии, что в силу ст. 544 ГК РФ порождает обязанность ответчика по ее оплате.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами фактически возник спор по поводу определения количества потребленной ответчиком тепловой энергии. Разногласий по вопросу применения тарифов на тепловую энергию между сторонами не имеется.
В этой связи, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом арбитражного суда о том, что к возникшим правоотношениям не применимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г., действовавшие в указанный период.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого дома, обслуживанием которого он занимается. При этом ОАО "Жилсервис Железнодорожный" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы).
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
- Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 28 мая 2007 года N 10087-ЮТ/07 согласно подпункту "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления;
- В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Однако арбитражный *** в нарушение требований ст. 71 АПК РФ не установил, каким образом истец производил расчет размера платы за потребленную ответчиком тепловую энергию и каким образом ответчиком осуществлялся учет тепловой энергии, потребляемой им для целей отопления и горячего водоснабжения жилого дома.
Учитывая, что арбитражный суд не дал правовую оценку фактически сложившимся отношениям сторон по потреблению тепловой энергии на предмет их соответствия требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии, вывод суда о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в сумме 4 739 735 руб. 22 коп., не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить сторонам с учетом установленного Постановлением Правительства РФ N 307 порядка определения количества тепловой энергии представить соответствующий расчет, определяющий размер платы за потребленную ответчиком тепловую энергию.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года по делу N А35-1902/08-С5 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2008 N Ф10-5490/08 ПО ДЕЛУ N А35-1902/08-С5
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2008 г. N Ф10-5490/08
Дело N А35-1902/08-С5
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Жилсервис Железнодорожный" на решение Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года по делу N А35-1902/08-С5,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть", г. Курск, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Открытому акционерному обществу "Жилсервис Железнодорожный", г. Курск, о взыскании 6 260 467 руб. 68 коп., составляющих стоимость поставленной тепловой энергии в горячей воде.
Решением Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года решение суда первой инстанции изменено, с ОАО "Жилсервис Железнодорожный" в пользу МУП Курские городские коммунальные тепловые сети "Гортеплосеть" взыскано 4 739 735 руб. 22 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права, ОАО "Жилсервис Железнодорожный" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года как незаконных.
Заявитель жалобы указывает на то, что арбитражный суд не учел обязательные для ответчика требования законодательства о необходимости соответствия отношений, связанных с приобретением тепловой энергии для обеспечения граждан коммунальными услугами Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить в Арбитражный суд Курской области для нового рассмотрения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, за период с декабря 2007 года по февраль 2008 года истец отпустил ответчику тепловую энергию на общую сумму 6 946 302 руб. 64 коп.
Ответчик частично произвел оплату за фактически потребленную тепловую энергию, в результате чего по данным истца по состоянию на 04.04.2008 года у ответчика образовалась задолженность в размере 6 260 467 руб. 68 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате принятой тепловой энергии, МУП Курские городские коммунальные сети "Гортеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, указал, что в связи с частичной оплатой ответчиком задолженности за потребленную тепловую энергию в спорный период на сумму 1 520 732 руб. 46 коп., с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 4 739 735 руб. 22 коп. задолженности.
Суд кассационной инстанции находит указанные выводы арбитражных судов сделанными без учета фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, между истцом и ответчиком отсутствует договор, регулирующий отношения сторон по поставке тепловой энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В свою очередь, отсутствие договорных отношений не освобождает абонента от обязанности возместить стоимость фактически потребленной тепловой энергии.
Таким образом, как правомерно установлено арбитражным судом, несмотря на отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком, со стороны ОАО "Жилсервис Железнодорожный" имело место фактическое потребление тепловой энергии, что в силу ст. 544 ГК РФ порождает обязанность ответчика по ее оплате.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами фактически возник спор по поводу определения количества потребленной ответчиком тепловой энергии. Разногласий по вопросу применения тарифов на тепловую энергию между сторонами не имеется.
В этой связи, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом арбитражного суда о том, что к возникшим правоотношениям не применимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г., действовавшие в указанный период.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как следует из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилого дома, обслуживанием которого он занимается. При этом ОАО "Жилсервис Железнодорожный" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы).
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
- Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 28 мая 2007 года N 10087-ЮТ/07 согласно подпункту "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления;
- В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Однако арбитражный *** в нарушение требований ст. 71 АПК РФ не установил, каким образом истец производил расчет размера платы за потребленную ответчиком тепловую энергию и каким образом ответчиком осуществлялся учет тепловой энергии, потребляемой им для целей отопления и горячего водоснабжения жилого дома.
Учитывая, что арбитражный суд не дал правовую оценку фактически сложившимся отношениям сторон по потреблению тепловой энергии на предмет их соответствия требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии, вывод суда о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в сумме 4 739 735 руб. 22 коп., не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить сторонам с учетом установленного Постановлением Правительства РФ N 307 порядка определения количества тепловой энергии представить соответствующий расчет, определяющий размер платы за потребленную ответчиком тепловую энергию.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 16 июня 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2008 года по делу N А35-1902/08-С5 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)