Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.01.2006, 10.01.2006 ПО ДЕЛУ N А19-38494/05-53

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


17 января 2006 г. Дело N А19-38494/05-53
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии в заседании:
от истца: Лялиной Т.И., председателя правления (выписка из протокола N 1 от 02.03.2005, паспорт 25 03 853067),
от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Григорчук Н.В., представителя (по дов. N 14-11/13 от 30.08.2005, удостоверение N 407),
от ответчика - Главного финансового управления Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска: Москалевой Е.В., представителя (по дов. от 20.01.2005 N 115-03-3/5, удостоверение N 676),
от ответчика - Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска: не явился,
от третьего лица - Главного финансового управления Иркутской области: Курбанова А.В., представителя (по дов. от 05.10.2005 N 03-02-23/467, удостоверение N 70),
в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.12.2005 по 10.01.2006. После перерыва в судебное заседание явились:
от истца: Солдатова А.П., представитель (по дов. от 10.01.2006, паспорт 25 01 525354),
от третьего лица - Главного финансового управления Иркутской области: Курбанов А.В., представитель (по дов. от 30.12.2005 N 08-35/588, удостоверение N 70),
от ответчиков - не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "Новый город" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Главному финансовому управлению Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска (третье лицо: Главное финансовое управление Иркутской области) о взыскании 6454 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с требованием о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению в 2002 - 2004 гг. льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением арбитражного суда от 17.10.2005 исковое требование о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению в 2002 - 2004 гг. льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", выделено в отдельное производство.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные исковые требования, просит взыскать с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - 6454 руб. 68 коп. убытков, возникших в результате потерь доходов при предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2004 году.
Суд рассматривает иск в уточненной редакции.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков.
Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации) в отзыве на иск исковые требования оспорил по существу, указал, что денежные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций, поступили и были распределены Главным финансовым управлением Иркутской области между муниципальными образованиями Иркутской области в полном объеме. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" отсутствуют.
Ответчик (Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска) в отзыве на заявленные исковые требования указал, что обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", возложена на федеральные органы государственной власти субъектов РФ, в связи с чем полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" отсутствуют.
Ответчик (Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска) письменный отзыв на иск не представил, исковые требования не оспорил.
Третье лицо (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области) исковые требования оспорило по существу, указало, что денежные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций, поступили и были перечислены Главным финансовым управлением Иркутской области муниципальным образованиям Иркутской области, в том числе и муниципальному образованию "Город Иркутск", в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Новый город" в 2004 г. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение. Договор на возмещение указанных расходов был заключен истцом с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", были возмещены не в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 6454 руб. 68 коп.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акт сверки сумм, подлежащих к возмещению истцу по ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", подписанный истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; справку о выпадающих доходах за 4 квартал 2004 г.; реестр льготников.
Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчики, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представили.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.
Следуя предписаниям закона, истец в 2004 г. оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В связи с изложенным следует признать, что требование о взыскании 6454 руб. 68 коп. заявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению.
Статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций.
Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. Бюджету муниципального образования "Город Иркутск" перечислено 89197 тыс. руб.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.
Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 6454 руб. 68 коп. подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам суд отказывает ввиду отсутствия правовых оснований для взыскания расходов с указанных лиц.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Новый город" 6454 руб. 68 коп. - расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Комитету по экономике и финансам администрации г. Иркутска, отказать.
Возвратить товариществу собственников жилья "Новый город" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 222 руб. 73 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.В.РУКАВИШНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)