Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2008 ПО ДЕЛУ N А72-2177/07

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2008 г. по делу N А72-2177/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, город Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.07 г. по делу N А72-2177/07-25/133,
по иску Государственного предприятия строительно-монтажное управление отдела капитального строительства Управления внутренних дел Ульяновской области, город Ульяновск, к Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, город Ульяновск, Администрации Ульяновской области, Министерству Финансов Ульяновской области, Администрации (мэрии) города Ульяновска, Финансовому управлению мэрии города Ульяновска, Комитету социальной защиты населения Железнодорожного района города Ульяновск, третьи лица: Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго", МУП "Лифтсервис", УМУП спецавтохозяйство по уборке города Ульяновска, МУП "Ульяновскводоканал", УМУП "Городская теплосеть", о взыскании 66 885 руб. 77 коп.,

установил:

Государственное предприятие "Строительно-монтажное управление "Отдел капитального строительства Управления внутренних дел Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о взыскании с Министерства Финансов РФ, Управления федерального казначейства по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства Финансов Ульяновской области, администрации (мэрии) г. Ульяновска, Финансового управления мэрии г. Ульяновска, Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска 66885 руб. 77 коп. - убытков, связанных с реализацией ФЗ РФ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Ульяновской области N 086-30 от 30.11.04 г. "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" в 2006 г.
Определением от 11.05.07 г. суд привлек к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Определением от 22.06.07 г. производство по делу в отношении ответчиков: Правительства Ульяновской области, администрации (мэрии) г. Ульяновска, Финансового управления мэрии г. Ульяновска, Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска прекращено в связи с отказом истца.
Определением от 30.07.07 г. суд привлек к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Ульяновскэнерго", ООО "Лифтсервис", УМУП по уборке города, МУП "Ульяновскводоканал", УМУП "Городская теплосеть".
Решением от 01.11.07 г. Арбитражный суд Ульяновской области взыскал с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ГП СМУ ОКС Управления внутренних дел Ульяновской области убытки по ФЗ РФ "О социальной поддержки инвалидов" и ФЗ РФ "О ветеранах" в сумме 62228 руб. 23 коп.; с субъекта Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ГП СМУ ОКС Управления внутренних дел Ульяновской области убытки по закону Ульяновской области N 086-30 от 30.11.04 г. в сумме 4657 руб. 51 коп.
В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства просит принятый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, неисследованностью всех обстоятельств дела, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель истца просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается в отсутствии не явившихся лиц.
Истцом в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ было заявлено ходатайство о замене, в связи с реорганизацией, Государственного предприятия строительно-монтажное управление отдела капитального строительства Управления внутренних дел Ульяновской области в порядке правопреемства на Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление МВД РФ". Реорганизация подтверждена свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленное ходатайство коллегия считает подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 02.10.08 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в 2006 г. истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ РФ "О ветеранах" и по Закону Ульяновской области N 086-30 гражданам, проживающих в доме N 2 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске.
Истцом доказан факт оказания услуг льготным категориям граждан; оплата истцом стоимости услуг, поставщикам, предоставляющим данные услуги; наличие у граждан льгот, установленных вышеуказанными законами на их получение.
Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 15.4 ФЗ РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и "Правил представления коммунальных услуг", утв. Постановлением Правительства РФ N 1099 от 26.09.94 г., Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.06 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" энергоснабжение относится к коммунальным услугам.
Согласно статье 28.2 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" не содержит в себе указания на источник финансирования льгот инвалидам за счет средств бюджета и не указывает на обязанность субъектов РФ предусматривать в бюджете средства на финансирование указанного закона.
Министерство финансов РФ заявки от субъектов РФ не принимает с 2006 г. и самостоятельно рассчитывает потребности согласно данным соответствующих министерств и ведомств.
ФЗ РФ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с п.п. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О ветеранах" расходы по возмещению льгот по коммунальным услугам категории граждан возмещаются за счет средств субъектов РФ.
Исходя из п. 2 ст. 10 ФЗ РФ "О ветеранах" порядок возмещения определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.
Расходы органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при формировании федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, имеют целевое назначение.
Таким образом, ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ РФ "О ветеранах" определен источник финансирования бюджетных средств в РФ и является целевым.
В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, а также обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.06 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов по обеспечению социальной защиты населения не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект РФ за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Согласно ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 г. наделение органов местного, самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только, федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.
Таким образом, федеральный орган государственной власти, предоставив вышеуказанную льготу, надлежащим образом не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставившими льготу, установленную ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ РФ "О ветеранах".
Поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, не был урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ РФ "О ветеранах" должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 7 Закона Ульяновской области от 30.11.04 г. N 086-30 "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" финансирование мер государственной социальной поддержки, установленных данным Законом, производится за счет средств областного бюджета Ульяновской области, то есть является расходным обязательством субъекта РФ - Ульяновской области.
Материалами дела подтвержден факт оказания коммунальных услуг, льготным категориям граждан.
Суд признал, что истец, оказав услуги инвалидам, ветеранам, отдельным категориям граждан Ульяновской области, предоставив льготы по оплате коммунальных услуг, понес расходы.
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лица, права которых нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ РФ "О ветеранах", Закон Ульяновской области N 086-30 от 30.11.04 г. "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По расчету истца, сумма убытков за 2006 г. по ФЗ РФ "О социальной поддержке инвалидов" составляет 52585 руб. 83 коп., по ФЗ РФ "О ветеранах" - 9642 руб. 40 коп.
Указанные суммы правомерно взысканы судом с Российской Федерации за счет казны РФ.
В части льгот, оказываемых гражданам в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.04 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" убытки в размере 4657 руб. 51 коп. правомерно взысканы судом с субъекта Ульяновской области за счет казны Ульяновской области.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.07 г. по делу N А72-2177/07-25/133 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)