Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2010. Полный текст решения изготовлен 29.01.2010.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании
дело по заявлению Предпринимателя А.
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании отказа.
Индивидуальный предприниматель А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет, площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81, в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли, выраженного в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486, и обязании Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Замена ответчика его правопреемником в порядке статьи 48 АПК РФ произведена арбитражным судом согласно определению от 24.12.2009.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен в установленном законом порядке, поэтому в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор рассматривается в отсутствие ответчика.
Предприниматель в судебном заседании требования поддержал, указав, что требования законодательства о наделении собственников помещений в многоквартирном доме правами на земельный участок под их домом не выполнены в части формирования земельного участка, в связи с чем право собственности у данных лиц на такой земельный участок не могло возникнуть. В связи с этим заявитель полагает, что ответчик был обязан направить его заявление в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, основания для отказа в предоставлении земельного участка у Департамента отсутствовали.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в отзыве на заявление от 23.12.2009 указал, что с требованиями не согласен, ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от жилого дома, в силу чего является придомовой территорией, фактически принадлежащей на праве общей долевой собственности всем собственникам квартир многоквартирного дома. По мнению ответчика, заявитель не доказал нарушение своих прав и законных интересов.
При рассмотрении дела суд установил, что А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Владивостока 25.07.2002 Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01132999.
12.10.2009 предприниматель А. обратилась в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли.
Письмом от 05.11.2009 N 29/06-20-11486 ответчик уведомил предпринимателя о рассмотрении заявления и об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в границах этого участка расположен многоквартирный жилой дом.
Предприниматель А., не согласившись с отказом Департамента, оспорила его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 этой же нормы права).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Действительно, согласно представленному заявителем кадастровому плану территории от 05.03.2009 N 28-4/09-85 в границах территории, обозначенной на плане, расположен многоквартирный жилой дом. Однако предприниматель испрашивает лишь часть этой территории - земельный участок площадью 60 кв. м, на котором объекты недвижимости отсутствуют.
Ответчик в обоснование своего отказа в предоставлении заявителю земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, д. 81 в г. Владивостоке указал на то, что данный участок относится к придомовой территории жилого дома, которая принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники здания (помещений в нем), расположенного на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Таким образом, придомовой территорией как объектом земельных отношений может выступать только сформированный земельный участок, и только после его формирования у собственников квартир многоквартирного жилого дома может возникнуть право собственности на него.
Ответчик не представил доказательств того, что придомовая территория к многоквартирному жилому дому, в непосредственной близости от которого расположен спорный земельный участок, сформирована в установленном порядке, а также документальное подтверждение того, что этот земельный участок может войти в придомовую территорию.
Напротив, согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.11.2009 N 01/022/2009-317 регистрация прав на земельный участок 3600 кв. м с кадастровым номером 28:28:050005:243 отсутствует.
Кроме того, из заключения специалиста ООО "Дальневосточный экспертно-криминалистический центр" N 03/Н-09 о 20.01.2010 следует, что границы земельного участка, в границы которого входит жилой дом по ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке не определены. Земельный участок площадью 60 кв. м, расположенный в районе ул. Лермонтова, д. 81 в г. Владивостоке, испрашиваемый А. в аренду, для размещения временного, некапитального павильона розничной торговли, не находится в границах земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома N 81 по ул. Лермонтова в г. Владивостоке.
Оспариваемый отказ ответчика нарушил права и законные интересы предпринимателя, поскольку он оказался лишенным возможности получить в установленном порядке в аренду земельный участок, необходимый ему для осуществления предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование предпринимателя А. и признает незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, в предоставлении спорного земельного участка, выраженный в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании судом незаконными действий органов местного самоуправления, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
Определяя способ восстановления нарушенного права, суд исходит из того, что действия, которые надлежит совершить исполнительному органу государственной власти, регламентированы частью 4 статьи 34 Земельного кодекса, которой установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения органа государственной власти утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли, выраженный в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу А. 100 руб. (Сто рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А51-22479/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А51-22479/2009
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2010. Полный текст решения изготовлен 29.01.2010.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании
дело по заявлению Предпринимателя А.
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании отказа.
Индивидуальный предприниматель А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет, площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81, в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли, выраженного в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486, и обязании Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Замена ответчика его правопреемником в порядке статьи 48 АПК РФ произведена арбитражным судом согласно определению от 24.12.2009.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен в установленном законом порядке, поэтому в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор рассматривается в отсутствие ответчика.
Предприниматель в судебном заседании требования поддержал, указав, что требования законодательства о наделении собственников помещений в многоквартирном доме правами на земельный участок под их домом не выполнены в части формирования земельного участка, в связи с чем право собственности у данных лиц на такой земельный участок не могло возникнуть. В связи с этим заявитель полагает, что ответчик был обязан направить его заявление в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, основания для отказа в предоставлении земельного участка у Департамента отсутствовали.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в отзыве на заявление от 23.12.2009 указал, что с требованиями не согласен, ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от жилого дома, в силу чего является придомовой территорией, фактически принадлежащей на праве общей долевой собственности всем собственникам квартир многоквартирного дома. По мнению ответчика, заявитель не доказал нарушение своих прав и законных интересов.
При рассмотрении дела суд установил, что А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Владивостока 25.07.2002 Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01132999.
12.10.2009 предприниматель А. обратилась в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли.
Письмом от 05.11.2009 N 29/06-20-11486 ответчик уведомил предпринимателя о рассмотрении заявления и об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в границах этого участка расположен многоквартирный жилой дом.
Предприниматель А., не согласившись с отказом Департамента, оспорила его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 этой же нормы права).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Действительно, согласно представленному заявителем кадастровому плану территории от 05.03.2009 N 28-4/09-85 в границах территории, обозначенной на плане, расположен многоквартирный жилой дом. Однако предприниматель испрашивает лишь часть этой территории - земельный участок площадью 60 кв. м, на котором объекты недвижимости отсутствуют.
Ответчик в обоснование своего отказа в предоставлении заявителю земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, д. 81 в г. Владивостоке указал на то, что данный участок относится к придомовой территории жилого дома, которая принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники здания (помещений в нем), расположенного на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Таким образом, придомовой территорией как объектом земельных отношений может выступать только сформированный земельный участок, и только после его формирования у собственников квартир многоквартирного жилого дома может возникнуть право собственности на него.
Ответчик не представил доказательств того, что придомовая территория к многоквартирному жилому дому, в непосредственной близости от которого расположен спорный земельный участок, сформирована в установленном порядке, а также документальное подтверждение того, что этот земельный участок может войти в придомовую территорию.
Напротив, согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.11.2009 N 01/022/2009-317 регистрация прав на земельный участок 3600 кв. м с кадастровым номером 28:28:050005:243 отсутствует.
Кроме того, из заключения специалиста ООО "Дальневосточный экспертно-криминалистический центр" N 03/Н-09 о 20.01.2010 следует, что границы земельного участка, в границы которого входит жилой дом по ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке не определены. Земельный участок площадью 60 кв. м, расположенный в районе ул. Лермонтова, д. 81 в г. Владивостоке, испрашиваемый А. в аренду, для размещения временного, некапитального павильона розничной торговли, не находится в границах земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома N 81 по ул. Лермонтова в г. Владивостоке.
Оспариваемый отказ ответчика нарушил права и законные интересы предпринимателя, поскольку он оказался лишенным возможности получить в установленном порядке в аренду земельный участок, необходимый ему для осуществления предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование предпринимателя А. и признает незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, в предоставлении спорного земельного участка, выраженный в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании судом незаконными действий органов местного самоуправления, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
Определяя способ восстановления нарушенного права, суд исходит из того, что действия, которые надлежит совершить исполнительному органу государственной власти, регламентированы частью 4 статьи 34 Земельного кодекса, которой установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения органа государственной власти утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, для размещения временного, некапитального павильона для розничной торговли, выраженный в сообщении от 05.11.209 N 29/06-20-11486, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок обратиться в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 60 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 81 в г. Владивостоке, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу А. 100 руб. (Сто рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)