Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "город Саратов" - Тупиков В.С., доверенность N 01-03/23 от 07.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года по делу N А57-5737/2012, (судья В.А. Алькова)
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов
к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
администрации муниципального образования "город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003)
третье лицо: комитет по управлению имуществом города Саратова, (г. Саратов, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860)
о взыскании 47 729 руб. 22 руб.
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", администрации муниципального образования "город Саратов" о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года в сумме 303 176 руб. 63 коп., в том числе:
- о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Мамонтовой дом N 2 в городе Саратове входящее в ТСЖ "УЮТ-1" г. Саратов в размере 46 646 руб. 60 коп.
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Блинова, д. 5 в городе Саратове входящее в ТСЖ "Темп 2004" в размере 91 965 руб. 10 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 27 в городе Саратове входящее в ТСЖ "Дом" в размере 98 018 руб. 81 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Чехова, д. 2 в городе Саратове, входящее в ТСЖ "Чехов" в размере 18 816 руб. 90 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004" в размере 47 729 руб. 22 коп.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2012 суд в соответствии со ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделил требования истца о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года по каждому из ТСЖ входящих в состав АТСЖ Ленинского района в отдельные производства.
В рамках данного дела рассматриваются исковые требования о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004", в размере 47 729 руб. 22 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004", в размере 47 729 руб. 22 коп. взыскана с муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - комитет по финансам). В иске к администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - администрация) отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по финансам обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к комитету по финансам отказать.
Комитет по финансам считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Жилые дома N 4 по ул. Перспективной, N 1 "А" по ул. Тархова, N 13, по ул. Чемодурова в г. Саратове, входят в состав товарищества собственников жилья "Днепр 2004". Данные дома обслуживаются истцом на основании договора от 10 января 2006 года, в соответствии с которым ТСЖ "Днепр 2004" передало истцу сроком на 5 лет (до 31.12.2010 года) объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов по указанным адресам. Согласно пункту 7.2 указанного договора, договор продлевается на 1 год, если за месяц до окончания сроков их действия, ни одна из сторон письменно не заявит об их прекращении. Согласно указанному договору истец вправе подавать от своего имени, в интересах ТСЖ "Днепр 2004", исковые заявления о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт нежилых помещений.
Муниципальному образованию "Город Саратов" на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью: в доме N 4 по ул. Перспективной - 10,2 кв. м, в доме N 13 по ул. Чемодурова - 14,4 кв. м; в доме N 1 А по ул. Тархова - 36,2 кв. м; в доме N 1 А по ул. Тархова - 19.1 кв. м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец, указывая на то, что муниципальное образование не исполняет свою обязанность по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Статьей 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (ст. ст. 249, 290 ГК РФ).
Согласно ст. 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" 28.04.2006 большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлениями Правительства РФ от 26.06.2007 года N 405 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы", от 18.12.2008 года N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы" и от 28 сентября 2010 года N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы". Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2008 год установлена в размере 4,00 рублей за 1 кв. м, на 2009 год в размере 4,50 рублей за 1 кв. м, на 2010 год в размере 5,00 руб. за 1 кв. м, на 2011 год в размере 5,40 рублей за 1 кв. м.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Пунктом 9 протокола заседаний общего собрания членов ТСЖ "Днепр 2004" от 10 января 2006 года установлена плата за содержание и ремонт жилья.
ТСЖ "Днепр 2004" (дома 4 по ул. Перспективной, 1а по ул. Тархова, 13 по ул. Чемодурова), установило тариф по содержанию общего имущества 4,91 рублей за 1 кв. м и тариф по содержанию лифта - 1,20 рублей за 1 кв. м при минимальном размере оплаты труда 800 рублей. В случае увеличения размера оплаты труда на более чем 40% размеры тарифов пересчитываются по указанным в протоколах общих собраний формулам.
В связи с изменением МРОТ с 01.09.2007, 01.01.2009, 01.06.2011 более чем на 40% стоимость обслуживания общего имущества домов и содержания лифта, в домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" составила с 01.09.2007 - 7,78 руб., с 01.01.2009 - 9,50 руб., с 01.06.2011 - 9,65 руб.
Подпунктом 2 пункта 9 указанного протокола установлено: для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества плата за жилое помещение, в части услуги по "текущему ремонту" общего имущества равна цене на услугу по ремонту жилья для населения, установленную решениями органов местного самоуправления. Цены на услуги по содержанию жилья и цены на услуги по ремонту жилья для населения, утверждены Решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 г. N 55-527. С 01.01.2009 года перейти на формирование стоимости услуги по ремонту жилья, с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленных Правительством Саратовской области.
Таким образом, стоимость услуг по ремонту жилья в 2008 году составляла 1,76 руб. за 1 кв. м в домах со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом (ул. Перспективная 4, ул. Тархова 1а, ул. Чемодурова 13).
Учитывая предельные индексы изменения размера платы граждан на 2009 - 2010 годы, утвержденные Постановлениями Правительства Саратовской области от 05.12.2008 года N 475-П и от 30.10.2009 года N 537-П, стоимость услуг по ремонту жилья в указанных домах в 2009 году составляла 2,09 руб. за 1 кв. м, а с 01.03.2010 - 2,30 руб. за 1 кв. м в домах со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом (ул. Перспективная 4, ул. Тархова 1а, ул. Чемодурова 13, Мамонтова 2).
Истец, исходя из вышеуказанных тарифов и площади нежилых помещений, просит взыскать задолженность по внесению взносов на содержание и капитальный и текущий ремонт общего имущества жилых домов в сумме 47 729,22 рублей, а именно:
по нежилому помещению площадью 14,4 кв. м, расположенному в доме 13 по ул. Чемодурова за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 в сумме 8 554 руб. 94 коп.,
по нежилым помещениям площадью 19,1 кв. м и 36,2 кв. м, расположенным в доме 1а по ул. Тархова за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 в сумме 33 140 руб. 54 коп.,
по нежилому помещению площадью 10,2 кв. м, расположенному в доме 4 по ул. Перспективной за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 года в сумме 6 033 руб. 74 коп.
Расчет проверен судебной коллегией и признан верным.
Материалы дела не содержат доказательств того, что услуги по содержанию дома истцом не оказывались, либо оказывались некачественно.
В связи с чем, истец правомерно осуществил расчет платы исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденных решением общего собрания собственников многоквартирного дома тарифов и механизма их перерасчета.
Представленный истцом расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Как следует из данной правовой позиции собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы комитета по финансам о выделении субсидий на проведение капитального ремонта не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
С учетом изложенного, выделение субсидий не освобождает собственника от обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года по делу N А57-5737/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N А57-5737/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N А57-5737/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "город Саратов" - Тупиков В.С., доверенность N 01-03/23 от 07.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года по делу N А57-5737/2012, (судья В.А. Алькова)
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов
к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
администрации муниципального образования "город Саратов" (г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003)
третье лицо: комитет по управлению имуществом города Саратова, (г. Саратов, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860)
о взыскании 47 729 руб. 22 руб.
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", администрации муниципального образования "город Саратов" о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года в сумме 303 176 руб. 63 коп., в том числе:
- о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Мамонтовой дом N 2 в городе Саратове входящее в ТСЖ "УЮТ-1" г. Саратов в размере 46 646 руб. 60 коп.
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Блинова, д. 5 в городе Саратове входящее в ТСЖ "Темп 2004" в размере 91 965 руб. 10 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 27 в городе Саратове входящее в ТСЖ "Дом" в размере 98 018 руб. 81 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Чехова, д. 2 в городе Саратове, входящее в ТСЖ "Чехов" в размере 18 816 руб. 90 коп.;
- - о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004" в размере 47 729 руб. 22 коп.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2012 суд в соответствии со ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделил требования истца о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года по каждому из ТСЖ входящих в состав АТСЖ Ленинского района в отдельные производства.
В рамках данного дела рассматриваются исковые требования о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004", в размере 47 729 руб. 22 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года за нежилые помещения, расположенные по адресам: ул. Перспективная, д. 4 города Саратова, ул. Тархова, д. 1 "А" (19,1 кв. м), ул. Тархова, д. 1 "А" (36,2 кв. м) города Саратова, ул. Чемодурова, д. 13, входящие в ТСЖ "Днепр 2004", в размере 47 729 руб. 22 коп. взыскана с муниципального образования "город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - комитет по финансам). В иске к администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - администрация) отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по финансам обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к комитету по финансам отказать.
Комитет по финансам считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Жилые дома N 4 по ул. Перспективной, N 1 "А" по ул. Тархова, N 13, по ул. Чемодурова в г. Саратове, входят в состав товарищества собственников жилья "Днепр 2004". Данные дома обслуживаются истцом на основании договора от 10 января 2006 года, в соответствии с которым ТСЖ "Днепр 2004" передало истцу сроком на 5 лет (до 31.12.2010 года) объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов по указанным адресам. Согласно пункту 7.2 указанного договора, договор продлевается на 1 год, если за месяц до окончания сроков их действия, ни одна из сторон письменно не заявит об их прекращении. Согласно указанному договору истец вправе подавать от своего имени, в интересах ТСЖ "Днепр 2004", исковые заявления о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт нежилых помещений.
Муниципальному образованию "Город Саратов" на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью: в доме N 4 по ул. Перспективной - 10,2 кв. м, в доме N 13 по ул. Чемодурова - 14,4 кв. м; в доме N 1 А по ул. Тархова - 36,2 кв. м; в доме N 1 А по ул. Тархова - 19.1 кв. м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец, указывая на то, что муниципальное образование не исполняет свою обязанность по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Статьей 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (ст. ст. 249, 290 ГК РФ).
Согласно ст. 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" 28.04.2006 большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный Постановлениями Правительства РФ от 26.06.2007 года N 405 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы", от 18.12.2008 года N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы" и от 28 сентября 2010 года N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы". Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2008 год установлена в размере 4,00 рублей за 1 кв. м, на 2009 год в размере 4,50 рублей за 1 кв. м, на 2010 год в размере 5,00 руб. за 1 кв. м, на 2011 год в размере 5,40 рублей за 1 кв. м.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в Письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Пунктом 9 протокола заседаний общего собрания членов ТСЖ "Днепр 2004" от 10 января 2006 года установлена плата за содержание и ремонт жилья.
ТСЖ "Днепр 2004" (дома 4 по ул. Перспективной, 1а по ул. Тархова, 13 по ул. Чемодурова), установило тариф по содержанию общего имущества 4,91 рублей за 1 кв. м и тариф по содержанию лифта - 1,20 рублей за 1 кв. м при минимальном размере оплаты труда 800 рублей. В случае увеличения размера оплаты труда на более чем 40% размеры тарифов пересчитываются по указанным в протоколах общих собраний формулам.
В связи с изменением МРОТ с 01.09.2007, 01.01.2009, 01.06.2011 более чем на 40% стоимость обслуживания общего имущества домов и содержания лифта, в домах, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" составила с 01.09.2007 - 7,78 руб., с 01.01.2009 - 9,50 руб., с 01.06.2011 - 9,65 руб.
Подпунктом 2 пункта 9 указанного протокола установлено: для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества плата за жилое помещение, в части услуги по "текущему ремонту" общего имущества равна цене на услугу по ремонту жилья для населения, установленную решениями органов местного самоуправления. Цены на услуги по содержанию жилья и цены на услуги по ремонту жилья для населения, утверждены Решением Саратовской городской Думы от 4 февраля 2005 г. N 55-527. С 01.01.2009 года перейти на формирование стоимости услуги по ремонту жилья, с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленных Правительством Саратовской области.
Таким образом, стоимость услуг по ремонту жилья в 2008 году составляла 1,76 руб. за 1 кв. м в домах со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом (ул. Перспективная 4, ул. Тархова 1а, ул. Чемодурова 13).
Учитывая предельные индексы изменения размера платы граждан на 2009 - 2010 годы, утвержденные Постановлениями Правительства Саратовской области от 05.12.2008 года N 475-П и от 30.10.2009 года N 537-П, стоимость услуг по ремонту жилья в указанных домах в 2009 году составляла 2,09 руб. за 1 кв. м, а с 01.03.2010 - 2,30 руб. за 1 кв. м в домах со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом (ул. Перспективная 4, ул. Тархова 1а, ул. Чемодурова 13, Мамонтова 2).
Истец, исходя из вышеуказанных тарифов и площади нежилых помещений, просит взыскать задолженность по внесению взносов на содержание и капитальный и текущий ремонт общего имущества жилых домов в сумме 47 729,22 рублей, а именно:
по нежилому помещению площадью 14,4 кв. м, расположенному в доме 13 по ул. Чемодурова за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 в сумме 8 554 руб. 94 коп.,
по нежилым помещениям площадью 19,1 кв. м и 36,2 кв. м, расположенным в доме 1а по ул. Тархова за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 в сумме 33 140 руб. 54 коп.,
по нежилому помещению площадью 10,2 кв. м, расположенному в доме 4 по ул. Перспективной за период с 01.11.2008 года по 31.10.2011 года в сумме 6 033 руб. 74 коп.
Расчет проверен судебной коллегией и признан верным.
Материалы дела не содержат доказательств того, что услуги по содержанию дома истцом не оказывались, либо оказывались некачественно.
В связи с чем, истец правомерно осуществил расчет платы исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденных решением общего собрания собственников многоквартирного дома тарифов и механизма их перерасчета.
Представленный истцом расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Как следует из данной правовой позиции собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы комитета по финансам о выделении субсидий на проведение капитального ремонта не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
С учетом изложенного, выделение субсидий не освобождает собственника от обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года по делу N А57-5737/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)