Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2011 ПО ДЕЛУ N А05-10580/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. по делу N А05-10580/2010


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирейковой Г.Г. и Кирилловой И.И., при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Шаровой М.В. (доверенность от 31.12.2010), рассмотрев 29.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ - 2" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А05-10580/2010 (судьи Моисеева И.Н., Елагина О.К., Митрофанов О.В.),

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ - 2" (далее - Общество) о взыскании (с учетом уточнения требований) 7 449 059 руб. 40 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной в период с февраля по июнь 2010 года по договору от 01.09.2009 N 2371 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде (далее - Договор).
Решением суда от 17.01.2011 (судья Крылов В.А.) требования Компании удовлетворены частично, с ответчика взыскано 5 341 050 руб. 51 коп. задолженности, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.03.2011 решение от 17.01.2011 отменено, с Общества взыскано 7 449 059 руб. 40 коп. задолженности.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает неправильным принятие апелляционным судом расчетов истца по стоимости поставленной тепловой энергии за май и июнь 2010 года, которая не соответствует стоимости, указанной в счетах-фактурах и превышает объем тепловой энергии, выработанный источником теплоты. Общество полагает, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), не предусматривают начисление платы за отопление в межотопительный период.
Кроме того, по мнению Общества, при расчете платы за горячее водоснабжение истцу надлежало учесть период отключения горячего водоснабжения в летние месяцы, в связи с производством ремонтных работ.
Общество также указывает, что Компания неправомерно произвела расчет на основании тарифа, увеличенного на размер налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании не согласился с доводами, приведенными в жалобе.
Представитель Общества, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен Договор, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. По условиям Договора энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, а абонент принимает и оплачивает потребленную энергию на условиях, предусмотренных Договором.
В приложении N 2 к Договору стороны согласовали перечень объектов - многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента. Согласно названному перечню в одном жилом доме имеется встроенное нежилые помещение (арендатор).
Пунктом 3.1.1 Договора предусмотрено, что Общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей жилых и нежилых помещений.
Истец в спорный период исполнил свои обязательства по поставке тепловой энергии надлежащим образом.
Для оплаты отпущенной тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.02.2010 N 2000/003068, от 31.03.2010 N 2000/016478, от 30.04.2010 N 2000/018068, от 31.05.2010 N 2000/019478 и от 30.06.2010 N 2000/020339 на общую сумму 7 280 208 руб. 20 коп. Стоимость тепловой энергии, указанная в счетах-фактурах, рассчитана истцом с использованием расчетного метода в связи с отсутствием в жилых домах приборов учета.
Ответчик счета-фактуры не оплатил.
Произведя расчет объема поставленной в жилые дома тепловой энергии с применением нормативов потребления, установленных для населения, Компания направила Обществу требования об оплате и обратилась в арбитражный суд с иском, ссылаясь на наличие у Общества 7 449 059 руб. 40 коп. задолженности.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично, с учетом предъявленных к оплате счетов-фактур. Суд посчитал, что коль скоро истец не внес изменения в выставленные счета-фактуры и не произвел их замену, он не вправе требовать оплаты тепловой энергии сверх сумм, указанных в выставленных счетах.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и удовлетворил иск в полном объеме, указав, что расчет исковых требований соответствует Правилам N 307.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложение N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установлено судами обеих инстанций, в жилых домах приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Следовательно, объем услуг отопления и горячего водоснабжения должен определяться по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Таким образом, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора, независимо от условий Договора.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправомерности требований Компании в части взыскания задолженности сверх сумм, указанных в счетах-фактурах, следует признать ошибочным.
Выставленные Компанией счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии, в которых ее объем рассчитан с использованием расчетного метода, могут использоваться сторонами при корректировке размера платы, производимой в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Доводы Общества о том, что плата за отопление в межотопительный период не должна начисляться, и Компании в расчетах следует учитывать перерывы в подаче горячего водоснабжения для проведения ремонтных и профилактических работ, подлежат отклонению исходя из следующего.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление) и требования к их формированию определены Правилами N 306.
Согласно указанным Правилам норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
Кроме того, вопреки мнению Общества, при предоставлении коммунальных услуг, в том числе услуг горячего водоснабжения, Правилами N 307 допускаются перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, которые не могут влиять на изменение размера платы за коммунальные услуги. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с названными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11). Следовательно, Компания не должна учитывать в расчете периоды отключения горячего водоснабжения в связи с проведением ежегодных ремонтных работ.
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установил суд первой инстанции, Компания определила количество поставленной тепловой энергии в нежилое помещение, расположенное в доме 15 по улице Титова в городе Архангельске, расчетным методом, в соответствии с пунктом 4.2 Договора и приложением N 5 к нему, в котором имеется ссылка на Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Согласно пункту 29 Правил N 306 в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Из пунктов 13 и 14 раздела II приложения к Правилам N 306 следует, что при определении норматива отопления (Гкал на 1 кв. метр в месяц) принимается во внимание количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома за вычетом расхода тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Таким образом, норматив отопления не учитывает расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений.
Вместе с тем, коль скоро на территории Архангельской области не установлен норматив отопления для нежилых помещений, пункт 20 Правил N 307 не исключает возможности применения в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного в соответствии с требованиями Правил N 306, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям.
Однако в настоящем случае суд первой инстанции установил, что Общество не использовало в расчетах с владельцем нежилого помещения пункт 20 Правил N 307. Податель жалобы это обстоятельство не оспаривает. С учетом изложенного суд правильно посчитал, что в отношении нежилого помещения Общество является перепродавцом тепловой энергии и согласился с определенным Компанией объемом тепловой энергии на нужды этого помещения расчетным способом.
При определении суммы задолженности по жилым помещениям суды сочли, что тариф на тепловую энергию, установленный для Компании постановлением Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2009 N 67-э/6, не включает НДС, и удовлетворил иск, сумма которого рассчитана Компанией с учетом НДС.
Между тем при оценке произведенного Компанией расчета платы за поставленные Обществу коммунальные ресурсы судами не обращено внимание на то, что истцом для горячего водоснабжения использован тариф, утвержденный в Гкал. Применение этого тарифа не соотнесено с положениями Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), и с пунктом 15 Правил N 307.
Так, согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктом 47 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Судами не проверено, относится ли Компания к организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, и установлен ли органом местного самоуправления тариф на горячую воду в порядке, предусмотренном Основами ценообразования N 520, а также плата населения за коммунальные услуги на 2010 год.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
При наличии тарифа на горячую воду и платы за коммунальные услуги для граждан, предусматривающей в соответствии с жилищным законодательством плату за услуги отопления и горячего водоснабжения, применение тарифа на тепловую энергию, утвержденного для Компании в Гкал, не соответствует положениям Основ ценообразования N 520 и пункту 15 Правил N 307. На это, в частности, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
Кроме того, общеобязательным является толкование правовых норм, содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10, относительно правомерности начисления исполнителю коммунальных услуг НДС сверх тарифа, утвержденного для ресурсоснабжающией организации, при расчетах за оказанные населению коммунальные услуги.
Так, в названном постановлении указано, что при расчетах ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг за поставленный ресурс должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Несмотря на то, что тариф утвержден ресурсоснабжающей организации без учета НДС, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией (налогоплательщиком) подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствуют основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18%. В связи с этим Президиум сделал вывод о том, что расчет суммы задолженности исполнителя коммунальных услуг за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.
В данном случае при отсутствии у Компании статуса организации коммунального комплекса и тарифа на горячую воду (платы населения за коммунальные услуги) судам следует, исходя из приведенного толкования Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дать оценку доводам Общества о неправомерном увеличении Компанией задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилые дома, на сумму НДС.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное; проверить правильность начисления Компанией Обществу задолженности по жилым помещениям с учетом НДС, принять судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А05-10580/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА
Судьи
Г.Г.КИРЕЙКОВА
И.И.КИРИЛЛОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)