Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еминеным И.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства
к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", администрации Кондопожского городского поселения
о взыскании 896 796 руб. 54 коп.
при участии представителей:
истца, Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства, - Ульченко Н.В. по доверенности от 11.01.2010 N 1,
ответчиков:
- общества с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", - Левина С.А. по доверенности от 28.04.2010,
- администрации Кондопожского городского поселения, - не явились,
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания" (далее - ответчик, общество), администрации Кондопожского городского поселения (далее - ответчик, администрация) о взыскании 896 796 руб. 54 коп., в том числе 851 796,54 руб. задолженности по оплате за отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения за период с сентября 2009 года по февраль 2010 года по договору N 279 от 06.08.2009 г., а также пени в размере 45000 руб., начисленные за период с 16.10.2009 по 12.08.2010.
В настоящем судебном заседании представитель истца, поддержав заявленные требования в полном объеме, просил рассмотреть иск к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", исключив ненадлежащего ответчика - администрацию.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает требования истца к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания".
В настоящем судебном заседании представитель ответчика, признав требования в сумме 508 873,14 руб., в удовлетворении остальной части иска возражал, указав следующее. Пункт 7 заключенного сторонами договора противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, поскольку общество приобретает коммунальный ресурс у предприятия для предоставления его гражданам потребителям, в связи с чем расчет количества потребленной энергии следует исчислять не расчетным путем с помощью методики, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления и по тарифам, установленным для граждан. В расчете истца объем потребленной теплоэнергии рассчитан и на дома, в которых отсутствует отопление. Указал на необходимость исключения налога на добавленную стоимость при расчетах за отпущенную тепловую энергию в связи с тем, что непосредственным ее потребителем является население.
Возражая против доводов ответчика, представитель истца указал, что приложение N 5 к заключенному сторонами договору содержит весь перечень жилых домов, переданных на обслуживание обществу, в том числе и неблагоустроенных. Однако в расчет объема потребленной энергии неблагоустроенные дома не включались и не могли быть включены.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По заключенному 06.08.2009 сторонами договору N 279 истец (энергоснабжающая организация) принял на себя обязательство подавать ответчику (потребитель) согласованное количество тепловой энергии для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, а ответчик - оплачивать принятую энергию. В соответствии с пунктом 23 договор заключен на срок с 01.09.2009 по 31.07.2010. Оплату потребленной за период с сентября 2009 года по февраль 2010 года тепловой энергии на общую сумму 851 796,54 руб. ответчик не произвел, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности и пени за нарушение сроков оплаты за период с 16.10.2009 по 12.08.2010.
При выполнении договора, а также по всем вопросам отпуска и потребления тепловой энергии стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, решениями администрации Кондопожского городского поселения, другими нормативными и законодательными актами, имеющими обязательную силу для обеих сторон (пункт 2 договора).
Правоотношения по заключенному сторонами договору регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации общество, как абонент (потребитель), обязано оплатить отпущенную ему тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 1 договора ответчик обязался оплачивать принятую энергию на условиях, определенных сторонами договором. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В случае если у абонента отсутствуют приборы учета для определения потребленного количества энергии, его следует определять расчетным путем.
Пунктом 7 заключенного сторонами договора предусмотрено, что учет отпускаемой тепловой энергии производится по коммерческим приборам учета, устанавливаемым потребителем. При отсутствии или выходе из строя узла коммерческого учета определение количества потребленной потребителем тепловой энергии производится расчетным путем в соответствии с "методическими указаниями по определению расходов топлива, эл. энергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", издание 4-е, м.2002 (далее - методика).
Поскольку у ответчика отсутствуют приборы учета, объем отпущенной тепловой энергии правомерно определен истцом в соответствии с условиями договора с применением методики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления гражданам, проживающим в обслуживаемых обществом домах, коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем, в частности, горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Размер платы, в частности, за коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного Приказом от 20.08.1996 N 17-113 Министерства строительства РФ договорные отношения между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных видов деятельности и форм собственности, взаимодействующими при выполнении основных технологических процессов, формируются исходя из действующих нормативов потребления услуг, расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также требований технической эксплуатации.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", а также полномочиями, определенными Положением, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 18.09.2006 N 140, Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов с 01.01.2009 утвердил тарифы на тепловую энергию.
При расчетах с обществом предприятие правомерно применяет тарифы, установленные для него Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.10.2008 N 120 "О тарифе на тепловую энергию Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в редакции постановления от 29.12.2008 N 236 (в размере 719 руб. 36 коп. за 1 Гкал).
Факт потребления тепловой энергии, наличие и размер задолженности в указанной сумме ответчик не оспорил. Доказательств надлежащего выполнения своих обязательств по оплате за теплоснабжение в материалы дела не представил.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 16. заключенного между сторонами договора предусмотрено, что за несвоевременную оплату услуг потребитель оплачивает пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки.
Просрочка в оплате отпущенной тепловой энергии подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорена.
Истец правомерно предъявил к взысканию пени за нарушение сроков оплаты за период с 16.10.2009 по 12.08.2010. При этом предприятие уменьшило процент пени до ставки рефинансирования на день рассмотрения дела (7,75%).
Согласно расчету истца с учетом уменьшения сумма пени составила 45000 руб. Замечаний по расчету пени ответчиком суду не заявлено.
Поскольку факт просрочки оплат в данном случае подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком, требование истца о взыскании предусмотренных договором санкций правомерно.
Доводы ответчика не принимаются судом по следующим основаниям.
Решением XXIII сессии I созыва Совета Кондопожского городского поселения от 17 октября 2008 года установлены нормативы отопления жилых помещений в Кондопожском городском поселении на 2009-2011 года.
Действительно, согласно положениям жилищного законодательства при отсутствии приборов учета подлежат применению нормативы потребления, определенные органом местного самоуправления. Однако по нормативам возможно определение количества потребленной тепловой энергии гражданами, а не управляющей компанией, которой в данном случае является общество. При этом необходимо учитывать, что договорные отношения теплоснабжающая организация, имеет именно с управляющей организацией, а не с гражданами. Кроме того, нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество принятой абонентом энергии может определяться соглашением сторон. В данном случае общество согласилось с условием пункта 7 договора, договор является действующим, стороны не изменяли его условия в части учета тепловой энергии расчетным путем по нормативам.
Таким образом, в данном случае, установленные решением XXIII сессии I созыва Совета Кондопожского городского поселения от 17 октября 2008 года нормативы отопления жилых помещений в Кондопожском городском поселении на 2009-2011 года не подлежат применению при расчетах по договору, заключенному между предприятием и обществом.
Постановлением главы Кондопожского городского поселения от 03.12.2008 N 27 (с учетом изменений, внесенных постановлением главы Кондопожского городского поселения от 19.03.2009 N 6 (далее - Постановление N 27) утверждены на 2009 год тарифы предприятия на горячее водоснабжение для открытой системы теплоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения, дифференцированные в зависимости от наличия в домах изолированных (неизолированных) стояков систем горячего водоснабжения, наличия (отсутствия) полотенцесушителей и без учета теплопотерь.
В соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре энергоснабжения.
Тариф, который, по мнению ответчика, обязан применять в договоре истец - это тариф, установленный для предприятия на оказание услуги по горячему водоснабжению населения, проживающего в домах, эксплуатируемых предприятием.
К договорным отношениям, сложившимся между предприятием и обществом, такой тариф не может быть применим, поскольку истец не оказывает услуг по горячему водоснабжению населения, проживающего в домах, эксплуатируемых ответчиком.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в расчет истца по объему потребленной теплоэнергии включены дома, в которых отсутствует отопление, ответчиком не представлено, в связи с чем указанный его довод судом отклоняется.
Довод общества о необходимости исключения НДС при расчетах за отпущенную тепловую энергию в связи с тем, что непосредственным ее потребителем является население, также не может быть принят судом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 6 указанной статьи при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы).
Решениями регулирующих органов тариф на тепловую энергию установлен без учета НДС. Следовательно, реализация предприятием обществу коммунального ресурса как и оказание обществом соответствующих коммунальных услуг населению с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Довод общества о том, что, являясь управляющей компанией, оно не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, неоснователен.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Кодекса, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.
В соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая компания уплачивает с реализации названных услуг НДС и вправе предъявить к вычету суммы этого налога, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные предприятием требования правомерными и удовлетворяет иск.
Расходы по госпошлине за рассмотрение искового заявления в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика. Излишне уплаченная при подаче иска сумма госпошлины 3045,13 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Иск удовлетворить полностью. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания" в пользу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства 896 796,54 руб., в том числе 851 796,54 руб. задолженность за потребленную тепловую энергию, 45 000 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 20 935,93 руб. - расходы по госпошлине за рассмотрение дела.
2. Возвратить Кондопожскому муниципальному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства из федерального бюджета 3 045,13 руб. сумму уплаченной по платежному поручению N 547 от 16.03.2010 госпошлины.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 14.09.2010 ПО ДЕЛУ N А26-2210/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. по делу N А26-2210/2010
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еминеным И.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства
к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", администрации Кондопожского городского поселения
о взыскании 896 796 руб. 54 коп.
при участии представителей:
истца, Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства, - Ульченко Н.В. по доверенности от 11.01.2010 N 1,
ответчиков:
- общества с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", - Левина С.А. по доверенности от 28.04.2010,
- администрации Кондопожского городского поселения, - не явились,
установил:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания" (далее - ответчик, общество), администрации Кондопожского городского поселения (далее - ответчик, администрация) о взыскании 896 796 руб. 54 коп., в том числе 851 796,54 руб. задолженности по оплате за отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения за период с сентября 2009 года по февраль 2010 года по договору N 279 от 06.08.2009 г., а также пени в размере 45000 руб., начисленные за период с 16.10.2009 по 12.08.2010.
В настоящем судебном заседании представитель истца, поддержав заявленные требования в полном объеме, просил рассмотреть иск к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания", исключив ненадлежащего ответчика - администрацию.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает требования истца к обществу с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания".
В настоящем судебном заседании представитель ответчика, признав требования в сумме 508 873,14 руб., в удовлетворении остальной части иска возражал, указав следующее. Пункт 7 заключенного сторонами договора противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, поскольку общество приобретает коммунальный ресурс у предприятия для предоставления его гражданам потребителям, в связи с чем расчет количества потребленной энергии следует исчислять не расчетным путем с помощью методики, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления и по тарифам, установленным для граждан. В расчете истца объем потребленной теплоэнергии рассчитан и на дома, в которых отсутствует отопление. Указал на необходимость исключения налога на добавленную стоимость при расчетах за отпущенную тепловую энергию в связи с тем, что непосредственным ее потребителем является население.
Возражая против доводов ответчика, представитель истца указал, что приложение N 5 к заключенному сторонами договору содержит весь перечень жилых домов, переданных на обслуживание обществу, в том числе и неблагоустроенных. Однако в расчет объема потребленной энергии неблагоустроенные дома не включались и не могли быть включены.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По заключенному 06.08.2009 сторонами договору N 279 истец (энергоснабжающая организация) принял на себя обязательство подавать ответчику (потребитель) согласованное количество тепловой энергии для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, а ответчик - оплачивать принятую энергию. В соответствии с пунктом 23 договор заключен на срок с 01.09.2009 по 31.07.2010. Оплату потребленной за период с сентября 2009 года по февраль 2010 года тепловой энергии на общую сумму 851 796,54 руб. ответчик не произвел, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности и пени за нарушение сроков оплаты за период с 16.10.2009 по 12.08.2010.
При выполнении договора, а также по всем вопросам отпуска и потребления тепловой энергии стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, решениями администрации Кондопожского городского поселения, другими нормативными и законодательными актами, имеющими обязательную силу для обеих сторон (пункт 2 договора).
Правоотношения по заключенному сторонами договору регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации общество, как абонент (потребитель), обязано оплатить отпущенную ему тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 1 договора ответчик обязался оплачивать принятую энергию на условиях, определенных сторонами договором. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В случае если у абонента отсутствуют приборы учета для определения потребленного количества энергии, его следует определять расчетным путем.
Пунктом 7 заключенного сторонами договора предусмотрено, что учет отпускаемой тепловой энергии производится по коммерческим приборам учета, устанавливаемым потребителем. При отсутствии или выходе из строя узла коммерческого учета определение количества потребленной потребителем тепловой энергии производится расчетным путем в соответствии с "методическими указаниями по определению расходов топлива, эл. энергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", издание 4-е, м.2002 (далее - методика).
Поскольку у ответчика отсутствуют приборы учета, объем отпущенной тепловой энергии правомерно определен истцом в соответствии с условиями договора с применением методики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления гражданам, проживающим в обслуживаемых обществом домах, коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем, в частности, горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Размер платы, в частности, за коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного Приказом от 20.08.1996 N 17-113 Министерства строительства РФ договорные отношения между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных видов деятельности и форм собственности, взаимодействующими при выполнении основных технологических процессов, формируются исходя из действующих нормативов потребления услуг, расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также требований технической эксплуатации.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", а также полномочиями, определенными Положением, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 18.09.2006 N 140, Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов с 01.01.2009 утвердил тарифы на тепловую энергию.
При расчетах с обществом предприятие правомерно применяет тарифы, установленные для него Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.10.2008 N 120 "О тарифе на тепловую энергию Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в редакции постановления от 29.12.2008 N 236 (в размере 719 руб. 36 коп. за 1 Гкал).
Факт потребления тепловой энергии, наличие и размер задолженности в указанной сумме ответчик не оспорил. Доказательств надлежащего выполнения своих обязательств по оплате за теплоснабжение в материалы дела не представил.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 16. заключенного между сторонами договора предусмотрено, что за несвоевременную оплату услуг потребитель оплачивает пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки.
Просрочка в оплате отпущенной тепловой энергии подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорена.
Истец правомерно предъявил к взысканию пени за нарушение сроков оплаты за период с 16.10.2009 по 12.08.2010. При этом предприятие уменьшило процент пени до ставки рефинансирования на день рассмотрения дела (7,75%).
Согласно расчету истца с учетом уменьшения сумма пени составила 45000 руб. Замечаний по расчету пени ответчиком суду не заявлено.
Поскольку факт просрочки оплат в данном случае подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком, требование истца о взыскании предусмотренных договором санкций правомерно.
Доводы ответчика не принимаются судом по следующим основаниям.
Решением XXIII сессии I созыва Совета Кондопожского городского поселения от 17 октября 2008 года установлены нормативы отопления жилых помещений в Кондопожском городском поселении на 2009-2011 года.
Действительно, согласно положениям жилищного законодательства при отсутствии приборов учета подлежат применению нормативы потребления, определенные органом местного самоуправления. Однако по нормативам возможно определение количества потребленной тепловой энергии гражданами, а не управляющей компанией, которой в данном случае является общество. При этом необходимо учитывать, что договорные отношения теплоснабжающая организация, имеет именно с управляющей организацией, а не с гражданами. Кроме того, нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество принятой абонентом энергии может определяться соглашением сторон. В данном случае общество согласилось с условием пункта 7 договора, договор является действующим, стороны не изменяли его условия в части учета тепловой энергии расчетным путем по нормативам.
Таким образом, в данном случае, установленные решением XXIII сессии I созыва Совета Кондопожского городского поселения от 17 октября 2008 года нормативы отопления жилых помещений в Кондопожском городском поселении на 2009-2011 года не подлежат применению при расчетах по договору, заключенному между предприятием и обществом.
Постановлением главы Кондопожского городского поселения от 03.12.2008 N 27 (с учетом изменений, внесенных постановлением главы Кондопожского городского поселения от 19.03.2009 N 6 (далее - Постановление N 27) утверждены на 2009 год тарифы предприятия на горячее водоснабжение для открытой системы теплоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения, дифференцированные в зависимости от наличия в домах изолированных (неизолированных) стояков систем горячего водоснабжения, наличия (отсутствия) полотенцесушителей и без учета теплопотерь.
В соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре энергоснабжения.
Тариф, который, по мнению ответчика, обязан применять в договоре истец - это тариф, установленный для предприятия на оказание услуги по горячему водоснабжению населения, проживающего в домах, эксплуатируемых предприятием.
К договорным отношениям, сложившимся между предприятием и обществом, такой тариф не может быть применим, поскольку истец не оказывает услуг по горячему водоснабжению населения, проживающего в домах, эксплуатируемых ответчиком.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в расчет истца по объему потребленной теплоэнергии включены дома, в которых отсутствует отопление, ответчиком не представлено, в связи с чем указанный его довод судом отклоняется.
Довод общества о необходимости исключения НДС при расчетах за отпущенную тепловую энергию в связи с тем, что непосредственным ее потребителем является население, также не может быть принят судом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 6 указанной статьи при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы).
Решениями регулирующих органов тариф на тепловую энергию установлен без учета НДС. Следовательно, реализация предприятием обществу коммунального ресурса как и оказание обществом соответствующих коммунальных услуг населению с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.
Довод общества о том, что, являясь управляющей компанией, оно не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, неоснователен.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Кодекса, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.
В соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая компания уплачивает с реализации названных услуг НДС и вправе предъявить к вычету суммы этого налога, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные предприятием требования правомерными и удовлетворяет иск.
Расходы по госпошлине за рассмотрение искового заявления в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика. Излишне уплаченная при подаче иска сумма госпошлины 3045,13 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Иск удовлетворить полностью. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Онежская Управляющая компания" в пользу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства 896 796,54 руб., в том числе 851 796,54 руб. задолженность за потребленную тепловую энергию, 45 000 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 20 935,93 руб. - расходы по госпошлине за рассмотрение дела.
2. Возвратить Кондопожскому муниципальному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства из федерального бюджета 3 045,13 руб. сумму уплаченной по платежному поручению N 547 от 16.03.2010 госпошлины.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
СТАРОВОЙТОВА И.В.
СТАРОВОЙТОВА И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)