Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.09.2011 ПО ДЕЛУ N А60-25373/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. по делу N А60-25373/2011


Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел 25 - 31 августа 2011 г. в судебном заседании дело
ТСЖ "Есенина-7" (ИНН 6662097860, ОГРН 1056604436613)
к ГУ МЧС Свердловской области ОНД Октябрьского района МО "Екатеринбург"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Карачаев Ю.А. - представитель по доверенности от 27.06.2011 года.
от заинтересованного лица - Семериков К.Ю. - представитель, по доверенности N 110-15 от 22.08.2011 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Товарищество собственников жилья "Есенина-7" (далее - ТСЖ "Есенина,-7") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления ГУ МЧС Свердловской области ОНД Октябрьского района МО "Екатеринбург" (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 18.07.2011 г. N 265 о привлечении к административной ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, и отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Для представления дополнительных доказательств определением суда от 31.08.2011 г. рассмотрение дела отложено на 12 час. 08.09.2011 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

На основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Екатеринбурга Октябрьского района по пожарному надзору В.Н. Костромина от 13.07.2011 г. в отношении ТСЖ "Есенина, 7" проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что ТСЖ "Есенина, 7" при эксплуатации территории, здания и помещений дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Сергея Есенина, д. 7, нарушило требования пожарной безопасности, а именно:
- 1. размещены кладовки в тамбурах возле мусоропроводов, в нарушение п. 40, п. 53 ППБ 01-03;
- 2. не представлен график чистки шахт систем дымоудаления от мусора, нарушение п. 78 ППБ-01-03;
- 3. с жильцами жилого дома не проводится инструктаж о мерах пожарной безопасности, в нарушение п. 7 ППБ-01-03;
- 4. двери электрощитовой не выполнены противопожарно, с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа и не соответствует требованием нормативных документов, в нарушение п. 3 ППБ-01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02.-89*;
- 5. в помещении электрощитовой осуществляется хранение большого количества горючих материалов и других посторонних предметов, в нарушение п. 60 ППБ-01-03;
- 6. в подвальном помещении осуществляется хранение горючих материалов, в нарушение п. 40 ППБ-01-03,
за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
- 7. сети внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами, стволами, не производится их проверка в регламентные сроки, водопровод частично неисправен, в нарушение п. 89, п. 91, п. 92 ППБ-01-03;
- 8. осветительные линии электропередач эксплуатируются с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике, светильники освещения частично не укомплектованы защитными плафонами, в нарушение п. 57 ППБ-01-03;
- 9. не произведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования, в нарушение п. 57 ППБ 01-03;
- 10. частично неисправно аварийное освещение в коридорах, на незадымляемой лестнице, в нарушение п. 51 ППБ 01-03;
- 11. в здании установлены непроектные двери в поэтажных коридорах, ограничивающие действие системы дымоудаления и доступ к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода, в нарушение п. 40 ППБ-01-03,
за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ,
12. система пожарной автоматики в жилом доме неисправны и не обслуживаются специализированными организациями по договору, в нарушение п. 34, п. 96, п. 98 ППБ-01-03,
- 13. в здании не выполнена система оповещения людей о пожаре 1-го типа (звуковое), в нарушение п. 3 ППБ-01-03. табл. 1., 2. ППБ-104-95;
- 14. система дымоудаления здания неисправна, в нарушение п. 34 ППБ-01-03;
- 15. отделка стен на путях эвакуации выполнена с применениями горючих материалов (масляная краска), в нарушение п. 53 ППБ-01-03;
- 16. двери эвакуационных выходов закрыты на механические замки, в нарушение п. 52 ППБ-01-03,
за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По выявленным фактам нарушений, отраженных в акте проверки от 14.07.2011 г., в присутствии Председателя ТСЖ составлен протокол об административном правонарушении от 14.07.2011 г.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заинтересованным лицом в присутствии председателя правления ТСЖ вынесено постановление от 18.07.2011 г. N 265, которым ТСЖ "Есенина, 7" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3, 4 *** КоАП РФ, и назначено наказание с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 160000 руб.
Заявитель, полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие вины по некоторым нарушениям и наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, указанные в оспариваемом постановлении нарушения касаются эксплуатации помещений жилой части дома, в связи с чем, ответственность за данные нарушения, в соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должно нести ТСЖ "Есенина, 7".
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.03.2006 г. серия 66 N 004877239 здание по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Сергея Есенина, д. 7 принадлежит на праве оперативного управления ТСЖ, что также свидетельствует о том, что ТСЖ "Есенина, 7" является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации территории, здания и помещений расположенных по указанному адресу.
Таким образом, факт выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. ч. 1. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в действиях (бездействии) ТСЖ "Есенина, 7".
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вопрос виновности заявителя исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении. Доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлено.
Ссылка заявителя на вину жителей судом не принимается, так как на основании вышеизложенного ответственным лицом за соблюдение требований пожарной безопасности является заявитель.
Вина ТСЖ административным органам установлена и доказана. Вина заявителя в данном случае выражена в недостаточной заботливости по выполнению своих обязанностей.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии вины не соответствуют действительности: ТСЖ имело возможность, но не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
Порядок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не выявлено.
Довод заявителя о том, что Председатель ТСЖ Макарова Г.А., ознакомленная с актом проверки, а также присутствовавшая при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, не имела права действовать от имени ТСЖ без доверенности, право выдачи которых имеется только у Управляющего ТСЖ Шляхтина Е.И., судом во внимание не принимается.
Согласно ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В соответствии с п. 8.14.2 Устава председатель Правления ТСЖ "Есенина, 7" осуществляет контроль за деятельностью Управляющего ТСЖ.
Согласно п. 8.14.2 Устава ТСЖ "Есенина 7" председатель Правления ТСЖ, в случае отсутствия управляющего ТСЖ, осуществляет его функции.
Таким образом, указанный довод заявителя противоречит как нормам действующего законодательства, так и локальному акту - Уставу ТСЖ.
При назначении наказания административным органом применены положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которым при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, а также учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства принятие ТСЖ мер по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, в связи с чем ТСЖ правомерно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 160000 руб.
Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено, поскольку установленные нарушения требований пожарной безопасности, могут привести к пожару с тяжелыми последствиями и создать угрозу жизни и здоровью людей.
Судом также не принимается довод заявителя о несоразмерности размера штрафа совершенному правонарушению, так как в силу требований части 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Ссылку заявителя на несоблюдение административным органом в ходе проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд также не принимает во внимание, поскольку положения данного закона не применяются к процедуре привлечения к административной ответственности.
При направлении в суд заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности заявителем, согласно чеку-ордеру от 28.07.2011 г., уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб.
Учитывая, что в силу п. 4 ст. 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, излишне уплаченная государственная пошлина в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований товарищества собственников жилья "Есенина-7" (ИНН 6662097860, ОГРН 1056604436613) отказать.
2. Возвратить товариществу собственников жилья "Есенина-7" (ИНН 6662097860, ОГРН 1056604436613) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.07.2011 г.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ХОМЯКОВА С.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)