Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.11.2007 ПО ДЕЛУ N А49-4598/2007-206А/16

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2007 г. по делу N А49-4598/2007-206а/16



Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Тюрина Александра Юрьевича (г. Пенза)
к Администрации города Пензы (440000 г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4)
третье лицо: Главное управление градостроительства и архитектуры города Пензы (440600 г. Пенза, ул. Пушкина, 2)
об оспаривании бездействия
при участии в заседании:
- от заявителя - представителя Кастерина И.А. (доверенность от 08.10.07);
- от ответчика - начальника юридического отдела Шепотько А.В. (доверенность N 1-14-1566 от 26.09.07);
- от третьего лица - начальника юридического отдела Шепотько А.В. (доверенность N 3008 от 17.08.07);

- установил:

индивидуальный предприниматель Тюрин Александр Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Пензы по поводу не оформления акта приемочной комиссии и постановления о его утверждении, являющихся основаниями использования переведенного помещения квартир N 1 и N 2 дома по ул. Володарского в г. Пензе в качестве нежилого помещения, а также обязании Администрации города Пензы оформить акт приемочной комиссии и постановление о его утверждении, то есть ввести в эксплуатацию нежилое помещение по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, общей площадью 76,2 кв.м.
Определением от 06.09.07 арбитражный суд согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица Главное управление градостроительства и архитектуры города Пензы (далее - ГУГиА г. Пензы).
Заявитель на основании положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил признать незаконным бездействие Администрации города Пензы по вопросу окончания перевода помещений квартир NN 1 и 2 дома по ул. Володарского в г. Пензе из жилых помещений в нежилые, а также обязать ответчика оформить и утвердить акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода помещений квартир N 1 и 2 дома по ул. Володарского в г. Пензе из жилых помещений в нежилые.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении. При этом он указал, что заявителем представлены все необходимые документы для окончания перевода принадлежащих ему квартир в нежилое помещение магазина. Несмотря на это, Администрация города Пензы до сего времени не оформила акт приемки и не утвердила его в установленном порядке, то есть бездействует.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании требования заявителя отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. При этом ответчик и третье лицо указывают, что квартиры заявителя были переведены в нежилой фонд для реконструкции их в помещение кондитерского магазина, тогда как сейчас они используются под магазин промышленных товаров. Кроме того, фасад магазина находится в неудовлетворительном состоянии.
В судебном заседании 30.10.07 объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 01.11.07, после чего разбирательство дела было продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения, арбитражный суд установил, что Тюрин Александр Юрьевич 04.11.02 был зарегистрирован Администрацией Октябрьского района г. Пензы в качестве индивидуального предпринимателя.
В 2004 году заявитель приобрел в собственность квартиры NN 1 и 2 в доме по ул. Володарского в городе Пензе, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.05.04 N 58 КТ 374517 и от 07.06.04 N 58 КТ 382290.
В соответствии с ранее действовавшим Градостроительным уставом Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 27.11.03 N 550-ЗПО, перевод жилых помещений в нежилые осуществлялся на основании постановлений Правительства Пензенской области (пункт 1 статьи 66).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Пензенской области от 04.11.04 N 937-пП "О переводе жилых помещений в нежилые" жилые квартиры N 1 и N 2 жилого дома N 71 по ул. Володарского в г. Пензе, принадлежащие предпринимателю Тюрину А.Ю., переведены в нежилой фонд для реконструкции их в помещение кондитерского магазина.
Пунктом 2 названного постановления предписывалось обратиться в орган архитектуры соответствующего муниципального образования, на территории которого находится объект, по вопросам разработки и утверждения проектной документации на реконструкцию квартир.
В соответствии с частью 1 статьи 23 вступившего в силу с 01.03.05 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, ЖК РФ) полномочия по переводу жилых помещений в нежилые переданы органам местного самоуправления (далее - органы, осуществляющие перевод помещений).
Частью 2 статьи 23 Кодекса предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При этом, как установлено частью 3 статьи 23 ЖК РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 8 статьи 23 Кодекса, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, подтверждающий принятие решения о переводе, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 названной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе, подтверждающем принятие решения о переводе помещения.
В соответствии с частью 9 статьи 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 данной статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Согласно пункту 1.26 статьи 33 Устава города Пензы к компетенции Администрации города Пензы в настоящее время относится принятие в установленном порядке постановлений о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
Пунктами 17 - 20 Положения о порядке перевода нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые на территории г. Пензы, утвержденного постановлением Главы администрации города Пензы от 18.04.06 N 367, предусмотрено, что если для использования помещений в новом качестве требуется проведение его переустройства и/или перепланировки и/или иных работ, завершение переустройства и/или перепланировки и/или иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, утверждаемым постановлением Главы администрации города Пензы. Постановление Главы администрации города Пензы об утверждении акта приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Во исполнение приведенных положений правовых норм заявителем 01.12.04 было получено в ГУГиА г. Пензы архитектурно-планировочное задание (исходные данные для проектирования) в отношении реконструкции квартир в нежилое помещение; заказан и получен проект перепланировки квартир, включающий план первого этажа, где они расположены; получено техническое заключение по результатам их обследования; получен технический паспорт на нежилое помещение и санитарно-эпидемиологическое заключение, а также нотариально удостоверенное согласие соседей; заказаны, оплачены и приняты по акту от 24.02.06 фактически произведенные работы по реконструкции квартир.
В процессе подготовки документов на реконструкцию квартир предприниматель решил изменить профиль магазина с кондитерского на компьютерный, то есть промтоварный. При этом перепрофилирование магазина, планируемого в рассматриваемых квартирах, в магазин промтоварный было согласовано с ГУГиА г. Пензы и иными уполномоченными лицами в акте согласования размещения объекта от 10.03.05 (л.д. 13 - 16).
Кроме того, по окончании реконструкции квартир предпринимателем было получено положительное заключение ГУГиА г. Пензы от 01.06.06 по представленной документации на фактически выполненную реконструкцию бывших квартир NN 1, 2 по ул. Володарского в г. Пензе под размещение магазина по продаже компьютеров (л.д. 11). Согласно данному заключению работы по реконструкции квартир и по организации главного входа фактически выполнены. При этом имеется согласование Главного художника г. Пензы по фактически выполненной реконструкции фасадов. В этой связи документация заявителя по фактически выполненной реконструкции бывших квартир под размещение компьютерного магазина была согласована Главным управлением градостроительства и архитектуры города Пензы.
Далее заявитель 20.04.07 обратился к ответчику с заявлением о введении указанных квартир в эксплуатацию в качестве нежилого помещения (промтоварный магазин) с приложением перечисленных в заявлении и упомянутых выше документов, копии которых имеются в материалах дела. При этом предпринимателем представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 23 ЖК РФ, что ответчик и третье лицо не оспаривают.
Письмом Администрации города Пензы от 26.04.07 N 196-09 на обращение заявителя по вопросу согласования акта приемочной комиссии о завершении переустройства и/или перепланировки и/или иных работ переводимого помещения магазина промышленных товаров по ул. Володарского, ему было сообщено, что названным выше постановлением Правительства Пензенской области от 04.11.04 N 937-пП рассматриваемые квартиры были переведены в нежилой фонд для реконструкции их в помещение кондитерского магазина, архитектурно-планировочное задание от 01.12.04 также выдавалось на реконструкцию под кондитерский магазин, тогда как в настоящее время помещение используется под магазин промышленных товаров. При этом фасад предприятия находится в неудовлетворительном состоянии (требуется покраска). Кроме того, предпринимателю рекомендовано обратиться в ГУГиА г. Пензы для приведения в соответствие документации в связи со сменой профиля магазина (л.д. 72).
В этой связи акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода квартир в нежилое помещение, до настоящего времени не оформлен и не утвержден ответчиком. При этом в отзыве на заявление ответчик ссылается на это письмо как на единственное основание своих возражений. Каких-либо иных оснований и обстоятельств, которые бы препятствовали оформлению и утверждению акта приемки ответчиком и третьим лицом арбитражному суду не заявлено.
Между тем изложенные в письме ответчика доводы являются необоснованными, противоречат имеющимся в деле доказательствам и отклоняются арбитражным судом, поскольку, как уже указано выше, вопрос об изменении профиля планируемого в бывших квартирах магазина уже был согласован ранее в установленном порядке с ГУГиА г. Пензы, о чем составлен упомянутый акт согласования перепрофилирования кондитерского магазина в компьютерный от 10.03.05 (л.д. 13 - 16). Проект перепланировки квартир составлялся уже под компьютерный магазин (л.д. 30 - 38) и был согласован названным выше заключением ГУГиА г. Пензы от 01.06.06 N 790-06 в составе прочей документации на фактически выполненную реконструкцию бывших квартир NN 1, 2 по ул. Володарского, в г. Пензе под размещение магазина по продаже компьютеров (л.д. 11, 12).
Более того, из положений статьи 23 ЖК РФ не следует, что при переводе жилых помещений в нежилые вопрос о продовольственном либо промтоварном профиле магазина может служить препятствием для испрашиваемого перевода, поскольку в данном случае правовое значение имеет именно статус помещения в качестве жилого либо нежилого, а не номенклатура продаваемых в планируемом магазине товаров.
Кроме того, утверждение в письме ответчика о неудовлетворительном состоянии фасада также противоречит упомянутому заключению ГУГиА г. Пензы от 01.06.06 N 790-06, которым установлено проведение всех необходимых работ по реконструкции и организации главного входа, а также наличие согласования Главного художника г. Пензы по фактически выполненной реконструкции фасадов. Каких-либо недостатков в состоянии фасада данными компетентными лицами не установлено, в заключении ГУГиА г. Пензы не отражено и не предложено их устранить, в связи с чем письмо ответчика от 26.04.07 N 196-09 в данной части также является необоснованным.
Таким образом, при наличии у заявителя упомянутого выше постановления о переводе квартир в нежилые помещения для реконструкции под магазин и согласования изменения его профиля он правомерно обратился после завершения произведенной реконструкции по вопросу об окончании перевода квартир в нежилое помещение согласно пункту 9 статьи 23 ЖК РФ с приложением всех необходимых документов, предусмотренных указанной статьей.
Ответчик, который в силу приведенных положений правовых норм в настоящее время является органом, осуществляющим перевод помещений, незаконно бездействует, поскольку до настоящего времени упомянутый в пункте 9 статьи 23 ЖК РФ акт приемочный комиссии, который подтверждает окончание перевода помещений, не оформлен и не утвержден постановлением Главы администрации города Пензы, как это предусмотрено пунктом 19 Положения о порядке перевода нежилых помещений в жилые и жилых помещений в нежилые на территории г. Пензы, утвержденного постановлением Главы администрации города Пензы от 18.04.06 N 367. Письмо Администрации города Пензы от 26.04.07 N 196-09 не может служить основанием для отказа в оформлении акта приемки и его утверждения, так как является необоснованным и противоречит полученным и представленным заявителем документам, согласованиям и положительным заключениям ГУГиА г. Пензы.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие ответчика по вопросу об окончании перевода квартир в нежилые помещения не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления и утверждения акта приемочной комиссии, подтверждающего окончание перевода помещений квартир из жилых помещений в нежилые.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2100 руб. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявления с ответчика в пользу предпринимателя подлежат взысканию расходы по уплате пошлины в указанной сумме.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным проверенное на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации бездействие Администрации города Пензы по вопросу окончания перевода помещений квартир NN 1 и 2 дома по ул. Володарского в г. Пензе из жилых помещений в нежилые.
Обязать Администрацию города Пензы оформить и утвердить акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода помещений квартир NN 1 и 2 дома по ул. Володарского в г. Пензе из жилых помещений в нежилые.
Взыскать с Администрации города Пензы в пользу индивидуального предпринимателя Тюрина Александра Юрьевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2100 руб.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Пензенской области.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)