Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 г., полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В. судей Мельникова И.М. Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП ЖКХ "Кочубеевского района" на решение Арбитражного суда Ставропольского Края от 02.12.2010 г. по делу N А63-7933/2010 по заявлению МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь о признании недействительным и отмене предписания N 1332 от 15.07.2010 (судья Тлябичева З.Р.),
при участии в судебном заседании:
от МУП СК ЖКХ Кочубеевского района: Колесников Г.Е. по доверенности от 11.01.11 г.
установил:
МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское (далее МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь о признании недействительным и отмене предписания N 1332 от 15.07.2010 о принятии мер по устранению выявленных нарушений (с учетом уточнений том 2 л.д. 32-36).
Решением суда от 02 декабря 2010 года в удовлетворении требований МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское отказано. Решение мотивировано тем, что в соответствии с договором, заключенным МУП с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, МУП обязан оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту дома. Инспекцией установлено невыполнение работ по текущему ремонту, поэтому предписание является правомерным.
Не согласившись с принятым решением, МУП ЖКХ "Кочубеевского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права. Кроме того судом первой инстанции не установлены все обстоятельства дела, в частности, в договоре собственниками помещений не определены виды работ, а потому предписание о выполнении работ по устранению неисправности окрасочного слоя цоколя и поражения коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения является неправомерным.
Представитель МУП СК ЖКХ Кочубеевского района: Колесников Г.Е. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции участвующие в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2010 г. подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Между ГУП СК "Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района" (правопредшественник МУП ЖКХ) заключен договор N 81 от 21 января 2009 года содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 6а по ул. Титова с. Кочубеевское сроком на три года (том 2 л.д. 38-39).
Актом проверки государственной жилищной инспекции N 803-15/8 установлен факт невыполнения в установленный срок в полном объеме предписания от 11.12.2009 N 2250, выданного Управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией предписания об устранении ранее выявленных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), а именно: пункты 4.2.1.4. - неисправность окрасочного слоя цоколя, 5.8.3. поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения (том 2 л.д. 57-58).
15 июля 2010 инспекцией выдано предписание N 1332 принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ (том 2 л.д. 59).
Полагая, что предписание является незаконным, 18 августа 2010 МУП ЖКХ обратилось в арбитражный суд.
Как следует из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, - решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Ставропольского края -Государственной жилищной инспекции (утверждено постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2008 N 510), Управление Ставропольского края -Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 9 Положения, инспекция обязана осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. В соответствии с пунктом 10 Положения инспекция наделена правами проводить проверки, составлять акты, выдавать предписания.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом по результатам контрольных мероприятий, проведенных с целью выполнения функций, предоставленных инспекции.
- В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- Указанные в предписании цоколь и участки трубопровода относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в содержание общего имущества включается текущий и капитальный ремонт.
- В соответствии с пунктом 4.2.1.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом;
- В соответствии с пунктом 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Выявленные инспекцией неисправности: неисправность окрасочного слоя цоколя, поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения свидетельствуют о нарушении 4.2.1.4. и 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Поскольку эксплуатация общего имущества жилого дома с такими нарушениями свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества жилого дома, влияет на безопасность проживания и является недопустимой, инспекцией правомерно вынесено предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что МУП ЖКХ не является надлежащим субъектом предписания и не должен его исполнять рассмотрен и отклоняется по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
В соответствии с пунктом 12 Правила содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 Протокола общего собрания собственников помещений дома N 6а по ул. Титова в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Ответственным за оформление документов, в том числе за заключение договора на текущий ремонт дома избран Пяткин М.Я., согласно пункту 1, 6 протокола (том 2 л.д. 40).
Согласно протоколу N 2 собственники единогласно проголосовали за заключение с ГУП ЖКХ (правопредшественник) договора на содержание и текущий ремонт общества имущества дома (том 2 л.д. 43).
На основании статьи 164 ЖК РФ и пункта 12 Правила содержания общего имущества уполномоченным представителем собственником жилых помещений Пяткиным М.Я. (заказчик) и ГУП ЖКХ (исполнитель) заключили договор N 81 от 21 января 2009 года содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (том 2 л.д. 38-39).
Согласно пункту 2.1. договора исполнитель обязан обеспечить содержание и текущий ремонт общего имущества заказчика в соответствии с требованиями ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлениями Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлениями Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года не обязательны к исполнению, отклоняется, так как противоречит пункту 2.1. договора.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения неисправностей общего имущества. Для содержания и текущего ремонта общего имущества собственники помещений - "Заказчик" обязаны утвердить на своем общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования, учитывая пункт 3.3. договора.
Такой перечень суду не представлен, доказательств его утверждения на общем собрании не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что если перечень общим собранием не утвержден, то МУП не обязан принимать каких-либо мер по исполнению предписания, отклоняется, так как в соответствии с пунктом 2.1.5 договора исполнитель обязан предоставлять заказчику перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, условия их оказания и выполнения, учитывая взаимосвязь пунктов 2.3.2., 2.2.4, и 3.3. договора; в соответствии с пунктом 2.1.7. договора, для исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.3.2 договора исполнитель, т.е. МУП ЖКХ обязан провести осмотр общего имущества многоквартирного дома и составить акт, который представить заказчику в трехдневный срок.
Эти условия договора соответствуют требованиям ГК РФ к договорам подряда, бытового подряда (глава 37 ГК РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 732 ГК РФ подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и-форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать при проведении текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, подряда (бытового, строительного).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Доказательств выполнения условий договора, предусмотренных пунктами 2.1.5, 2.1.7, МУП ЖКХ не представило, отказа жильцов от утверждения перечня услуг, представленных исполнителем, не имеется.
Поскольку в соответствии с условиями договора МУП ЖКХ обязано инициировать процедуру определения видов работ текущего ремонта общего имущества, то предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ выдано МУП ЖКХ правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что оказание услуг по ремонту должно быть возмездным, не противоречит пункту 3 договора, которым определен порядок внесения платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не сослался на нормы права, является обоснованным, но это не привело к принятию неправильного решения.
Недостатки изложения устранены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции в целом правильно применены нормы права, выводы суда в целом соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 2 декабря 2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
И.М.МЕЛЬНИКОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.03.2011 ПО ДЕЛУ N А63-7933/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2011 г. по делу N А63-7933/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 г., полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В. судей Мельникова И.М. Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП ЖКХ "Кочубеевского района" на решение Арбитражного суда Ставропольского Края от 02.12.2010 г. по делу N А63-7933/2010 по заявлению МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь о признании недействительным и отмене предписания N 1332 от 15.07.2010 (судья Тлябичева З.Р.),
при участии в судебном заседании:
от МУП СК ЖКХ Кочубеевского района: Колесников Г.Е. по доверенности от 11.01.11 г.
установил:
МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское (далее МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь о признании недействительным и отмене предписания N 1332 от 15.07.2010 о принятии мер по устранению выявленных нарушений (с учетом уточнений том 2 л.д. 32-36).
Решением суда от 02 декабря 2010 года в удовлетворении требований МУП ЖКХ "Кочубеевского района", с. Кочубеевское отказано. Решение мотивировано тем, что в соответствии с договором, заключенным МУП с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, МУП обязан оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту дома. Инспекцией установлено невыполнение работ по текущему ремонту, поэтому предписание является правомерным.
Не согласившись с принятым решением, МУП ЖКХ "Кочубеевского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права. Кроме того судом первой инстанции не установлены все обстоятельства дела, в частности, в договоре собственниками помещений не определены виды работ, а потому предписание о выполнении работ по устранению неисправности окрасочного слоя цоколя и поражения коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения является неправомерным.
Представитель МУП СК ЖКХ Кочубеевского района: Колесников Г.Е. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции участвующие в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2010 г. подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Между ГУП СК "Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района" (правопредшественник МУП ЖКХ) заключен договор N 81 от 21 января 2009 года содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 6а по ул. Титова с. Кочубеевское сроком на три года (том 2 л.д. 38-39).
Актом проверки государственной жилищной инспекции N 803-15/8 установлен факт невыполнения в установленный срок в полном объеме предписания от 11.12.2009 N 2250, выданного Управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией предписания об устранении ранее выявленных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), а именно: пункты 4.2.1.4. - неисправность окрасочного слоя цоколя, 5.8.3. поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения (том 2 л.д. 57-58).
15 июля 2010 инспекцией выдано предписание N 1332 принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ (том 2 л.д. 59).
Полагая, что предписание является незаконным, 18 августа 2010 МУП ЖКХ обратилось в арбитражный суд.
Как следует из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, - решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Ставропольского края -Государственной жилищной инспекции (утверждено постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2008 N 510), Управление Ставропольского края -Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 9 Положения, инспекция обязана осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. В соответствии с пунктом 10 Положения инспекция наделена правами проводить проверки, составлять акты, выдавать предписания.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом по результатам контрольных мероприятий, проведенных с целью выполнения функций, предоставленных инспекции.
- В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- Указанные в предписании цоколь и участки трубопровода относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в содержание общего имущества включается текущий и капитальный ремонт.
- В соответствии с пунктом 4.2.1.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом;
- В соответствии с пунктом 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Выявленные инспекцией неисправности: неисправность окрасочного слоя цоколя, поражение коррозией участков трубопроводов холодного водоснабжения свидетельствуют о нарушении 4.2.1.4. и 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Поскольку эксплуатация общего имущества жилого дома с такими нарушениями свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества жилого дома, влияет на безопасность проживания и является недопустимой, инспекцией правомерно вынесено предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что МУП ЖКХ не является надлежащим субъектом предписания и не должен его исполнять рассмотрен и отклоняется по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
В соответствии с пунктом 12 Правила содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 Протокола общего собрания собственников помещений дома N 6а по ул. Титова в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Ответственным за оформление документов, в том числе за заключение договора на текущий ремонт дома избран Пяткин М.Я., согласно пункту 1, 6 протокола (том 2 л.д. 40).
Согласно протоколу N 2 собственники единогласно проголосовали за заключение с ГУП ЖКХ (правопредшественник) договора на содержание и текущий ремонт общества имущества дома (том 2 л.д. 43).
На основании статьи 164 ЖК РФ и пункта 12 Правила содержания общего имущества уполномоченным представителем собственником жилых помещений Пяткиным М.Я. (заказчик) и ГУП ЖКХ (исполнитель) заключили договор N 81 от 21 января 2009 года содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (том 2 л.д. 38-39).
Согласно пункту 2.1. договора исполнитель обязан обеспечить содержание и текущий ремонт общего имущества заказчика в соответствии с требованиями ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлениями Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлениями Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года не обязательны к исполнению, отклоняется, так как противоречит пункту 2.1. договора.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения неисправностей общего имущества. Для содержания и текущего ремонта общего имущества собственники помещений - "Заказчик" обязаны утвердить на своем общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования, учитывая пункт 3.3. договора.
Такой перечень суду не представлен, доказательств его утверждения на общем собрании не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что если перечень общим собранием не утвержден, то МУП не обязан принимать каких-либо мер по исполнению предписания, отклоняется, так как в соответствии с пунктом 2.1.5 договора исполнитель обязан предоставлять заказчику перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, условия их оказания и выполнения, учитывая взаимосвязь пунктов 2.3.2., 2.2.4, и 3.3. договора; в соответствии с пунктом 2.1.7. договора, для исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.3.2 договора исполнитель, т.е. МУП ЖКХ обязан провести осмотр общего имущества многоквартирного дома и составить акт, который представить заказчику в трехдневный срок.
Эти условия договора соответствуют требованиям ГК РФ к договорам подряда, бытового подряда (глава 37 ГК РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 732 ГК РФ подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и-форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать при проведении текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, подряда (бытового, строительного).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Доказательств выполнения условий договора, предусмотренных пунктами 2.1.5, 2.1.7, МУП ЖКХ не представило, отказа жильцов от утверждения перечня услуг, представленных исполнителем, не имеется.
Поскольку в соответствии с условиями договора МУП ЖКХ обязано инициировать процедуру определения видов работ текущего ремонта общего имущества, то предписание принять меры по устранению выявленных нарушений в соответствии с нормативными требованиями ПиН ТЭЖФ выдано МУП ЖКХ правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что оказание услуг по ремонту должно быть возмездным, не противоречит пункту 3 договора, которым определен порядок внесения платы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не сослался на нормы права, является обоснованным, но это не привело к принятию неправильного решения.
Недостатки изложения устранены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции в целом правильно применены нормы права, выводы суда в целом соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 2 декабря 2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
И.М.МЕЛЬНИКОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)