Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2002 N А33-15855/01-С1-Ф02-1239/02-1240/02-С2

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 21 мая 2002 г.
Дело N А33-15855/01-С1-Ф02-1239/02-1240/02-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы главного финансового управления администрации Красноярского края и конкурсного управляющего акционерного общества открытого типа "Красноярскэнергопромстрой" Кондратенко Л.М. на постановление Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2002 года по делу N А33-15855/01-С1 (суд апелляционной инстанции: Бычкова Л.К., Сазонцев С.В., Зимина Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий акционерного общества открытого типа (АООТ) "Красноярскэнергопромстрой" обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к главному финансовому управлению администрации Красноярского края о возврате двух векселей "Красноярскэнерго" номинальной стоимостью 50000 рублей и 500000 рублей, переданных по договору об уплате налогов, обязательных платежей и задолженности по ним в краевой бюджет векселями от 28.05.1998.
До принятия решения по делу управляющий уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 550000 рублей, составляющих номинальную стоимость векселей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 января 2002 года исковые требования конкурсного управляющего АООТ "Красноярскэнергопромстрой" удовлетворены: с главного финансового управления администрации Красноярского края взыскано 550000 рублей ущерба.
Постановлением Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2002 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2002 года, главное финансовое управление администрации Красноярского края и конкурсный управляющий АООТ "Красноярскэнергопромстрой" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационными жалобами на вышеназванное постановление, в которых просят его отменить, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального и норм процессуального права.
Главное финансовое управление администрации Красноярского края в жалобе ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции статей 155, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на неприменение судом статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Конкурсный управляющий АООТ "Красноярскэнергопромстрой" в жалобе ссылается на нарушение арбитражным судом статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конкурсный управляющий АООТ "Красноярскэнергопромстрой" в отзыве на кассационную жалобу главного финансового управления администрации Красноярского края отклонил доводы заявителя, ссылаясь на их необоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Главное финансовое управление администрации Красноярского края заявило о рассмотрении дела без его участия.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Красноярского при рассмотрении дела N А33-15855/01-С1, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Между АООТ "Красноярскэнергопромстрой" и главным финансовым управлением администрации Красноярского края 28.05.1998 был заключен договор об уплате налогов, обязательных платежей и задолженности по ним в краевой бюджет векселями. Во исполнение данного договора АООТ "Красноярскэнергопромстрой" передало главному финансовому управлению Красноярского края по акту приема - передачи от 28.05.1998 простой вексель ОАО "Красноярскэнерго" номиналом 500000 рублей и простой вексель ОАО "Красноярскэнерго" номиналом 50000 рублей. Факт заключения договора и передачи векселей стороны не оспаривают.
Поскольку главное финансовое управление не произвело зачета по налоговым платежам АООТ "Красноярскэнергопромстрой" согласно договору от 28.05.1998, последний, ссылаясь на утрату для него интереса к исполнению договора, отказался от принятия исполнения и потребовал от главного финансового управления администрации Красноярского края возмещения убытков в сумме 550000 рублей на основании статьи 309, 405 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о взыскании убытков, исходил из того, что ответчиком не исполнена обязанность по проведению зачета по погашению налоговых платежей.
Апелляционная инстанция, повторно рассматривая дело, пришла к правомерному выводу о ничтожности договора от 28.05.1998 об уплате налогов, обязательных платежей и задолженности по ним в краевой бюджет векселями.
Как видно из пункта 1 договора от 28.05.1998, его стороны определили порядок уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 165000 рублей и налога на имущество в сумме 326000 рублей путем передачи простых векселей ОАО "Красноярскэнерго".
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действующего на момент заключения договора об уплате налогов, обязательных платежей и задолженности по ним в краевой бюджет векселями, федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Согласно пункту 2 статьи 20 указанного закона налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Поскольку законодательными актами Российской Федерации не предусматривалась возможность заключения между налогоплательщиком и финансовым управлением субъекта федерации договора об уплате налогов, обязательных платежей и задолженности по ним в краевой бюджет векселями, договор от 28.05.1998 между АООТ "Красноярскэнергопромстрой" и главным финансовым управлением администрации Красноярского края является ничтожным, как сделка, не соответствующая требованиям закона (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязательств по сделке, являющейся ничтожной.
Довод заявителя о том, что заключение договора от 28.05.1998 производилось в соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 28.04.1997 N 228-П "О проведении взаимных зачетов по платежам в краевой бюджет" подлежит отклонению, поскольку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право устанавливать порядок уплаты федеральных и республиканских налогов, не предусмотренный законодательными актами Российской Федерации. Статья 49 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации" не наделяла краевую, областную администрацию данными полномочиями.
Не может быть принят во внимание довод главного финансового управления администрации Красноярского края о не применении арбитражным судом статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчиком до принятия решения по делу было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Заявление о том, что истцом пропущен срок исковой давности сделано ответчиком при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции (л.д. 42).
Учитывая, что заявление о пропуске истцом срока исковой давности сделано после принятия решения по делу, у арбитражного суда отсутствовали основания для его рассмотрения.
В связи с тем, что при принятии постановления от 6 марта 2002 года Арбитражным судом Красноярского края нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было, у Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа отсутствуют основания для его отмены.
При подаче кассационной жалобы АООТ "Красноярскэнергопромстрой" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 6050 рублей, которая в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Исходя из имущественного положения АООТ "Красноярскэнергопромстрой", Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" уменьшает размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с него до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 95, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Арбитражного суда Красноярского края от 6 марта 2002 года по делу N А33-15855/01-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества открытого типа "Красноярскэнергопромстрой" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
М.Д.РЮМКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)