Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Иноземцевой М.И.
при участии:
от истца: Егоров С.Н., доверенность от 18.05.2010
от ответчика: Валина Е.М., доверенность от 10.01.2012 N 12
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5277/2012) ТСЖ "Нежинская, 4" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2012 по делу N А56-53288/2011 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "Нежинская, 4"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
об обязании выдать схему расположения земельного участка
установил:
Товарищество собственников жилья "Нежинская, 4" (194, Санкт-Петербург, ул. Нежинская, д. 4; ИНН 780201001; далее - ТСЖ "Нежинская, 4") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62; ИНН 7825493504; далее - Комитет) об обязании ответчика в месячный срок утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N 4 по улице Нежинской на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, определив местоположение границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
ТСЖ "Нежинская, 4" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило суд в порядке главы 24 АПК РФ признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен спорный многоквартирный жилой дом. В остальной части требование заявителем оставлено без изменения (л.д. 74).
Решением суда от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Нежинская, 4", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права и норм процессуального права, просит решение суда от 27.01.2012 отменить. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка соответствия действий Комитета пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 12 июля 2011 года ТСЖ "Нежинская, 4" обратилось в Комитет с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N 4 по улице Нежинской, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 15.08.2011 N 10044 Комитет разъяснил процедуру формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указал на состав документов, которые необходимо представить для изготовления схемы границ земельного участка, а также указал на отсутствие документального подтверждения права собственности заявителя на жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме.
ТСЖ "Нежинская, 4", ссылаясь на то обстоятельство, что заявление от 12.07.2011 оставлено Комитетом без удовлетворения, а также на нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания данной нормы, для признания действия, решения органа государственной власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие принятого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение принятым решением (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленного требования ТСЖ "Нежинская, 4" сослалось на несоответствие бездействия Комитета требованиям части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данной нормой права установлено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, определен следующими нормативными правовыми актами: распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Согласно п. 3.1.3 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденной распоряжением N 1555-рк, по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, представленных заинтересованным лицом, районный отдел Комитета изготавливает схему границ земельного участка, подлежащего формированию для многоквартирного дома.
В соответствии с п. п. 3.1.4, 3.5 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденной распоряжением N 1555-рк, Комитет направляет запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, а при необходимости также в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
КГА по запросу Комитета выдает заключение о границах земельного участка и его ограничениях (обременениях, сервитутах) с приложением схемы в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка (п. 4 распоряжения N 25-рп, п. 3.6 распоряжения N 1555-рк).
После получения ответов на вышеуказанные запросы Комитетом при необходимости изготавливается уточненная схема границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Указанная схема направляется заинтересованному лицу для обращения к кадастровым инженерам, внесенным в Государственный реестр кадастровых инженеров, с целью заключения договора подряда на выполнение топогеодезических работ.
После формирования земельного участка по результатам топогеодезических работ, распоряжением Комитета утверждаются границы и схема расположения земельного участка. Далее заинтересованное лицо может обратиться в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу с заявкой о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, в результате которого земельному участку будет присвоен кадастровый номер.
Поскольку процедура формирования земельного участка, установленная нормативными актами, регулирующими порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, ТСЖ "Нежинская, 14" не соблюдена, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Кроме того, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ТСЖ "Нежинская, 4" не представило в Комитет документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать в интересах собственников многоквартирного жилого дома, либо документ, подтверждающий, что ТСЖ "Нежинская, 4" является собственником жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме.
Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденное распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-р, устанавливает, что заявление о формировании земельного участка направляется в Комитет лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. К заявлению должно быть приложено, в том числе решение общего собрания об обращении в Комитет по вопросу формирования земельного участка и о выборе уполномоченного лица с указанием его паспортных данных, о решении и наделении уполномоченного лица осуществлять все действия, необходимые для формирования и проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
Вместе с тем, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответствующего вышеуказанным требованиям, к заявлению, направленному ТСЖ "Нежинская, 4" в Комитет 12.07.2011, не приложено.
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, которым часть 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" устанавливающая зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, признана нарушающей права собственников, защищаемые статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации, в рассматриваемой ситуации не применима.
Суд первой инстанции правильно указал, что если заявитель не представил документ, подтверждающий его полномочия действовать в интересах собственников многоквартирного жилого дома, заявителю необходимо подтвердить, что он является собственником жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме. Однако ни одного из вышеуказанных документов ТСЖ "Нежинская, 4" не приложило к заявлению, направленному в Комитет 12.07.2011 года.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что доказательств бездействия Комитета, равно как и нарушения Комитетом прав и законных интересов заявителя ТСЖ "Нежинская, 4" не представлено, является правомерным.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2012 по делу N А56-53288/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
И.А.СЕРИКОВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2012 ПО ДЕЛУ N А56-53288/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2012 г. по делу N А56-53288/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Иноземцевой М.И.
при участии:
от истца: Егоров С.Н., доверенность от 18.05.2010
от ответчика: Валина Е.М., доверенность от 10.01.2012 N 12
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5277/2012) ТСЖ "Нежинская, 4" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2012 по делу N А56-53288/2011 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "Нежинская, 4"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
об обязании выдать схему расположения земельного участка
установил:
Товарищество собственников жилья "Нежинская, 4" (194, Санкт-Петербург, ул. Нежинская, д. 4; ИНН 780201001; далее - ТСЖ "Нежинская, 4") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62; ИНН 7825493504; далее - Комитет) об обязании ответчика в месячный срок утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N 4 по улице Нежинской на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, определив местоположение границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
ТСЖ "Нежинская, 4" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило суд в порядке главы 24 АПК РФ признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен спорный многоквартирный жилой дом. В остальной части требование заявителем оставлено без изменения (л.д. 74).
Решением суда от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Нежинская, 4", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права и норм процессуального права, просит решение суда от 27.01.2012 отменить. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка соответствия действий Комитета пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 12 июля 2011 года ТСЖ "Нежинская, 4" обратилось в Комитет с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N 4 по улице Нежинской, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 15.08.2011 N 10044 Комитет разъяснил процедуру формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указал на состав документов, которые необходимо представить для изготовления схемы границ земельного участка, а также указал на отсутствие документального подтверждения права собственности заявителя на жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме.
ТСЖ "Нежинская, 4", ссылаясь на то обстоятельство, что заявление от 12.07.2011 оставлено Комитетом без удовлетворения, а также на нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания данной нормы, для признания действия, решения органа государственной власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие принятого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение принятым решением (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленного требования ТСЖ "Нежинская, 4" сослалось на несоответствие бездействия Комитета требованиям части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данной нормой права установлено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, определен следующими нормативными правовыми актами: распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", распоряжением Комитета от 11.08.2006 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
Согласно п. 3.1.3 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденной распоряжением N 1555-рк, по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, представленных заинтересованным лицом, районный отдел Комитета изготавливает схему границ земельного участка, подлежащего формированию для многоквартирного дома.
В соответствии с п. п. 3.1.4, 3.5 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденной распоряжением N 1555-рк, Комитет направляет запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, а при необходимости также в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
КГА по запросу Комитета выдает заключение о границах земельного участка и его ограничениях (обременениях, сервитутах) с приложением схемы в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка (п. 4 распоряжения N 25-рп, п. 3.6 распоряжения N 1555-рк).
После получения ответов на вышеуказанные запросы Комитетом при необходимости изготавливается уточненная схема границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Указанная схема направляется заинтересованному лицу для обращения к кадастровым инженерам, внесенным в Государственный реестр кадастровых инженеров, с целью заключения договора подряда на выполнение топогеодезических работ.
После формирования земельного участка по результатам топогеодезических работ, распоряжением Комитета утверждаются границы и схема расположения земельного участка. Далее заинтересованное лицо может обратиться в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Санкт-Петербургу с заявкой о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, в результате которого земельному участку будет присвоен кадастровый номер.
Поскольку процедура формирования земельного участка, установленная нормативными актами, регулирующими порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, ТСЖ "Нежинская, 14" не соблюдена, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Кроме того, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ТСЖ "Нежинская, 4" не представило в Комитет документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать в интересах собственников многоквартирного жилого дома, либо документ, подтверждающий, что ТСЖ "Нежинская, 4" является собственником жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме.
Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденное распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 25-р, устанавливает, что заявление о формировании земельного участка направляется в Комитет лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. К заявлению должно быть приложено, в том числе решение общего собрания об обращении в Комитет по вопросу формирования земельного участка и о выборе уполномоченного лица с указанием его паспортных данных, о решении и наделении уполномоченного лица осуществлять все действия, необходимые для формирования и проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
Вместе с тем, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответствующего вышеуказанным требованиям, к заявлению, направленному ТСЖ "Нежинская, 4" в Комитет 12.07.2011, не приложено.
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, которым часть 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" устанавливающая зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, признана нарушающей права собственников, защищаемые статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации, в рассматриваемой ситуации не применима.
Суд первой инстанции правильно указал, что если заявитель не представил документ, подтверждающий его полномочия действовать в интересах собственников многоквартирного жилого дома, заявителю необходимо подтвердить, что он является собственником жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме. Однако ни одного из вышеуказанных документов ТСЖ "Нежинская, 4" не приложило к заявлению, направленному в Комитет 12.07.2011 года.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что доказательств бездействия Комитета, равно как и нарушения Комитетом прав и законных интересов заявителя ТСЖ "Нежинская, 4" не представлено, является правомерным.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2012 по делу N А56-53288/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
И.А.СЕРИКОВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)