Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пугина М.В.
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011
по делу N А57-16717/2010
по заявлению Пугина Михаила Викторовича, г. Саратов, к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Тепловые системы", г. Энгельс, Саратовской области для собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год, с участием заинтересованных лиц: общество с ограниченной ответственностью Тепловые системы", г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Адамас", г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Новострой ХХ1", г. Саратов,
Пугин Михаил Викторович (далее - Пугин М.В., истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет по тарифам) от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (далее - ООО "Тепловые системы" для собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год.
Дело рассмотрено по правилам главы 23 АПК РФ.
Пугин М.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нарушены нормы процессуального права.
В судебном заседании 21.06.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 28.06.2011. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела и исходя из доводов кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.06.2011 ООО "Тепловые системы" представило в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмо о направлении для рассмотрения и утверждения тарифа на тепловую энергию на 2011 год с приложением документов по объектам источников тепловой энергии, в том числе по адресу: г. Энгельс, ул. Тихая, д. 55.
В результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии, в том числе, по адресу: г. Энгельс, ул. Тихая, д. 55, с учетом экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 N 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО "Тепловые системы" был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401 руб. 06 коп. на 1 Гкал, о чем вынесено постановление от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2).
В качестве правового основания вынесения оспариваемого постановления послужили: Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Постановление Комитета по государственному регулированию тарифом по Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) было опубликовано в печатном издании "Неделя области ", N 48 (435), 22.09.2010.
Оспаривая установление нормативным правовым актом - постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) - тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" в части собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области на 2011 год, заявитель указывает, что он является собственником квартиры N 142 в доме N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Саратовской области; многоквартирный жилой дом N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе имеет автономную систему отопления в виде крышной котельной, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома и принадлежащую на праве общей долевой собственности всем собственникам в названном доме; обслуживание данной котельной, ее эксплуатацию и производство в ней тепла и горячей воды осуществляет ООО "Тепловые системы".
По мнению заявителя, ему неверно выставляются счета на оплату за горячее водоснабжение с учетом утвержденных оспариваемым постановлением тарифов, поскольку размер платы должен быть рассчитан из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду, электричество и топливо, используемые для приготовления горячей воды с применением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем, заявитель просит признать нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и статье 157 ЖК РФ, как нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и представленным документам, ООО "Тепловые системы" являлось теплоснабжающей организацией по производству и реализации тепловой энергии потребителям.
Судом первой инстанции было установлено, что в результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии юридическими лицами, с учетом экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 N 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО "Тепловые системы" оспариваемым нормативным правовым актом был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401 руб. 06 коп. на 1 Гкал, в том числе стоимость тепловой энергии - 1190 руб. 90 коп./Гкал; стоимость услуг по передаче тепловой энергии - 210 руб. 16 коп./Гкал, включая плату за содержание тепловых сетей - 118 руб. 62 коп./Гкал и ставку по оплате технологического расхода тепловой энергии - 91 руб. 54 коп./Гкал. Экспертное заключение, в котором отражено экономическое обоснование по утвержденным тарифам, не ставится участниками процесса под сомнение.
Со ссылкой на статью 36 ЖК РФ суд установил, что документального подтверждения права общей долевой собственности на общее имущество Комитету государственного регулирования тарифов при вынесении оспариваемого нормативного акта и суду заявителем не представлено.
Суд кассационной инстанции выводы суда первой инстанции находит основанными на неполном исследовании обстоятельств дела.
В силу статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции, со ссылкой на положения пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", было установлено, что право общей долевой собственности на общее имущество здания документально не подтверждено.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда.
В пункте 2 Постановления Пленума разъяснено, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).
Согласно статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержден порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Пунктом 15 названных Правил установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Если многоквартирный дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества (при отсутствии централизованного отопления), то размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и тарифов на топливо, а расходы на содержание и ремонт системы отопления включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Аналогичная ситуация с приготовлением горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, при этом в оплату коммунальных услуг входит плата за холодную воду и топливо (пункт 18 Правил).
Заключение договора аренды на технологическое оборудование автономной котельной для установления тарифа вышеуказанными нормами не предусмотрено.
Согласно пункту 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Довод заявителя о том, что многоквартирный жилой дом N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе имеет автономную систему отопления в виде крышной котельной, судом первой инстанции не опровергнут.
Таким образом, следует учитывать, что размер платы за тепловую энергию в жилом доме с автономной системой отопления рассчитывается исходя из тарифа на топливо, используемое для производства тепла, то есть тариф на тепловую энергию в данном случае не подлежит самостоятельному государственному регулированию. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 15097/07.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого нормативного акта соответствующим действующему законодательству, суд кассационной инстанции находит преждевременными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает принятый по делу судебный акт подлежащим отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
Суду при новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, дать оценку правомерности установления обжалуемым нормативным актом тарифа на тепловую энергию, рассмотреть спор при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом изложенных в заявлении доводов об оспаривании нормативного правового акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011 по делу N А57-16717/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2011 ПО ДЕЛУ N А57-16717/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2011 г. по делу N А57-16717/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пугина М.В.
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011
по делу N А57-16717/2010
по заявлению Пугина Михаила Викторовича, г. Саратов, к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Тепловые системы", г. Энгельс, Саратовской области для собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год, с участием заинтересованных лиц: общество с ограниченной ответственностью Тепловые системы", г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Адамас", г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Новострой ХХ1", г. Саратов,
установил:
Пугин Михаил Викторович (далее - Пугин М.В., истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет по тарифам) от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (далее - ООО "Тепловые системы" для собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области, на 2011 год.
Дело рассмотрено по правилам главы 23 АПК РФ.
Пугин М.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нарушены нормы процессуального права.
В судебном заседании 21.06.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 28.06.2011. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела и исходя из доводов кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.06.2011 ООО "Тепловые системы" представило в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмо о направлении для рассмотрения и утверждения тарифа на тепловую энергию на 2011 год с приложением документов по объектам источников тепловой энергии, в том числе по адресу: г. Энгельс, ул. Тихая, д. 55.
В результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии, в том числе, по адресу: г. Энгельс, ул. Тихая, д. 55, с учетом экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 N 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО "Тепловые системы" был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401 руб. 06 коп. на 1 Гкал, о чем вынесено постановление от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2).
В качестве правового основания вынесения оспариваемого постановления послужили: Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Постановление Комитета по государственному регулированию тарифом по Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) было опубликовано в печатном издании "Неделя области ", N 48 (435), 22.09.2010.
Оспаривая установление нормативным правовым актом - постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.07.2010 N 11/3 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 12/2) - тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловые системы" в части собственников помещений многоквартирного дома N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Энгельсского района Саратовской области на 2011 год, заявитель указывает, что он является собственником квартиры N 142 в доме N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе Саратовской области; многоквартирный жилой дом N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе имеет автономную систему отопления в виде крышной котельной, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома и принадлежащую на праве общей долевой собственности всем собственникам в названном доме; обслуживание данной котельной, ее эксплуатацию и производство в ней тепла и горячей воды осуществляет ООО "Тепловые системы".
По мнению заявителя, ему неверно выставляются счета на оплату за горячее водоснабжение с учетом утвержденных оспариваемым постановлением тарифов, поскольку размер платы должен быть рассчитан из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду, электричество и топливо, используемые для приготовления горячей воды с применением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем, заявитель просит признать нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и статье 157 ЖК РФ, как нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и представленным документам, ООО "Тепловые системы" являлось теплоснабжающей организацией по производству и реализации тепловой энергии потребителям.
Судом первой инстанции было установлено, что в результате проведенного анализа совокупности расчетных данных, отчетных и обосновывающих документов, подтверждающих, кроме прочего, затраты организации на эксплуатацию имущественного комплекса, а также документов, подтверждающих владение источниками тепловой энергии юридическими лицами, с учетом экспертного заключения (приказ от 05.07.2010 N 60-п), Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области для потребителей ООО "Тепловые системы" оспариваемым нормативным правовым актом был установлен тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1401 руб. 06 коп. на 1 Гкал, в том числе стоимость тепловой энергии - 1190 руб. 90 коп./Гкал; стоимость услуг по передаче тепловой энергии - 210 руб. 16 коп./Гкал, включая плату за содержание тепловых сетей - 118 руб. 62 коп./Гкал и ставку по оплате технологического расхода тепловой энергии - 91 руб. 54 коп./Гкал. Экспертное заключение, в котором отражено экономическое обоснование по утвержденным тарифам, не ставится участниками процесса под сомнение.
Со ссылкой на статью 36 ЖК РФ суд установил, что документального подтверждения права общей долевой собственности на общее имущество Комитету государственного регулирования тарифов при вынесении оспариваемого нормативного акта и суду заявителем не представлено.
Суд кассационной инстанции выводы суда первой инстанции находит основанными на неполном исследовании обстоятельств дела.
В силу статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции, со ссылкой на положения пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", было установлено, что право общей долевой собственности на общее имущество здания документально не подтверждено.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда.
В пункте 2 Постановления Пленума разъяснено, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).
Согласно статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разделом III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержден порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Пунктом 15 названных Правил установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Если многоквартирный дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества (при отсутствии централизованного отопления), то размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и тарифов на топливо, а расходы на содержание и ремонт системы отопления включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Аналогичная ситуация с приготовлением горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, при этом в оплату коммунальных услуг входит плата за холодную воду и топливо (пункт 18 Правил).
Заключение договора аренды на технологическое оборудование автономной котельной для установления тарифа вышеуказанными нормами не предусмотрено.
Согласно пункту 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Довод заявителя о том, что многоквартирный жилой дом N 55 по ул. Тихая в г. Энгельсе имеет автономную систему отопления в виде крышной котельной, судом первой инстанции не опровергнут.
Таким образом, следует учитывать, что размер платы за тепловую энергию в жилом доме с автономной системой отопления рассчитывается исходя из тарифа на топливо, используемое для производства тепла, то есть тариф на тепловую энергию в данном случае не подлежит самостоятельному государственному регулированию. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 15097/07.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого нормативного акта соответствующим действующему законодательству, суд кассационной инстанции находит преждевременными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает принятый по делу судебный акт подлежащим отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
Суду при новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, дать оценку правомерности установления обжалуемым нормативным актом тарифа на тепловую энергию, рассмотреть спор при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом изложенных в заявлении доводов об оспаривании нормативного правового акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2011 по делу N А57-16717/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)