Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 декабря 2005 года Дело N Ф03-А24/05-1/4104
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.12.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" на постановление от 10.08.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" к Администрации г. Петропавловска-Камчатского о взыскании 575803,35 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации города Петропавловска-Камчатского о взыскании 575803,35 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот, субсидий и дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатской области.
Определением суда от 21.07.2003 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Камчатской области.
Определением суда от 15.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансово-казначейское управление Администрации г. Петропавловска-Камчатского.
До принятия решения суда истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, в конечном результате просил взыскать на основании ст. 16 ГК РФ 702467,86 руб. убытков, в том числе 378846,72 руб. - дотационных средств за период с 01.08.2002 по май 2003 года и 323621,14 руб. - затрат по предоставлению льгот и субсидий за тот же период.
Решением суда от 27.05.2005 исковые требования удовлетворены частично. В пользу истца взыскано с Администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского 613583,63 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг участникам трудового фронта и малообеспеченным гражданам, а также с предоставлением гражданам субсидий. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2005 решение отменено с принятием нового судебного акта об отказе в иске в полном объеме. При этом суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции относительно источников финансирования льгот, субсидий и дотаций, рассматриваемых в рамках настоящего дела, признал неправомерным возложение ответственности по возмещению истцу убытков на Администрацию г. Петропавловска-Камчатского. Мотивом к отказу в удовлетворении исковых требований послужило отсутствие в числе привлеченных к участию в деле лиц надлежащего ответчика.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который просит постановление суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая его законным. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что сумма убытков правомерно взыскана с Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского, являющегося финансовым органом муниципального образования и привлеченного в качестве ответчика.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Администрация г. Петропавловска-Камчатского в представленном отзыве с жалобой не согласилась, просила постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Управляющая компания "Диалог" в спорный период осуществляло на основании заключенных с товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами договоров управление недвижимым имуществом ТСЖ (ЖСК).
Во исполнение своих обязанностей, в целях обеспечения граждан, проживающих в домах ТСЖ (ЖСК), теплоэнергией, электричеством, другими коммунальными услугами, истец заключил договоры с поставщиками данных услуг.
Оказываемые по данным договорам жилищно-коммунальные услуги ООО "Управляющая компания "Диалог" оплачивало в полном объеме, в то время как граждане, пользующиеся различными льготами, а также имеющие право на получение субсидий и дотаций, оплачивали услуги с учетом льгот, субсидий и дотаций. Поскольку расходы, связанные с предоставлением льгот, субсидий и дотаций в период с августа 2002 по май 2003 года истцу не компенсированы органами местного самоуправления и органами государственной власти из соответствующих бюджетов, у него образовались убытки в размере 702467,86 руб., о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Рассматривая спор в части взыскания убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", а также Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", пришел к обоснованному выводу о том, что источником реализации предусмотренных в них льгот является федеральный бюджет, средства которого в порядке п. 4 ст. 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны быть переданы в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Установив обстоятельства отсутствия финансирования из федерального бюджета реализации государственных полномочий по предоставлению жилищно-коммунальных льгот ветеранам, многодетным семьям и гражданам, имеющим звание "Почетный донор России", а также недостаточного финансирования льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд правомерно отказал в удовлетворении указанной части исковых требований, предъявленных к органам управления муниципального образования, что соответствует положениям федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Обоснованно отказано и в части взыскания убытков, связанных с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи с недоказанностью их размера.
Судом правильно установлен источник финансирования льгот, предусмотренных для участников трудового фронта постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 757 от 17.06.1996, и дотаций на предоставление льгот малообеспеченным семьям в соответствии с постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 952 - бюджет муниципального образования, и установлен факт обеспечения Петропавловск-Камчатского ГМО из вышестоящих бюджетов денежными средствами для реализации государственных полномочий по предоставлению субсидий на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Исходя из того, что истец оплатил жилищно-коммунальные услуги за граждан, имеющих право на вышеуказанные льготы, в полном объеме, вместе с тем не получил компенсации понесенных в связи с этим расходов в сумме 613585,63 руб., суд обоснованно признал правомерными его требования о возмещении убытков в указанном размере, заявленные на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
При этом в мотивировочной части решения суд правильно руководствовался пунктом 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", согласно которому в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст. 16 ГК РФ) взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета.
Наряду с этим, правильно установив обстоятельства дела, арбитражный суд, удовлетворяя иск о возмещении убытков в размере 613585,63 руб., неверно, с нарушением ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, изложил резолютивную часть решения, взыскав денежные средства с Администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице ее финансового органа.
Отменяя решение суда и отказывая в иске, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что при правильном определении источника финансирования льгот и отнесении ответственности в размере 613585,63 руб. на городское муниципальное образование, к участию в деле не привлечен финансовый орган, выступающий от имени казны последнего.
Вместе с тем указанный вывод сделан без учета того, что определением суда от 15.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансово-казначейское управление Администрации г. Петропавловска-Камчатского. Как следует из положения финансово-казначейского управления, последнее является структурным подразделением Администрации города Петропавловска-Камчатского, органом местного самоуправления, выполняющим функции обслуживания местного бюджета, управления средствами муниципальной казны.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 10.08.2005 подлежит отмене, решение суда от 27.05.2005 - изменению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области отменить.
Решение от 27.05.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области изменить.
Взыскать с Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "Управляющая компания "Диалог" 613583,63 руб. убытков.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Камчатской области выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2005 N Ф03-А24/05-1/4104
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 20 декабря 2005 года Дело N Ф03-А24/05-1/4104
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.12.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" на постановление от 10.08.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" к Администрации г. Петропавловска-Камчатского о взыскании 575803,35 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации города Петропавловска-Камчатского о взыскании 575803,35 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот, субсидий и дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатской области.
Определением суда от 21.07.2003 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Камчатской области.
Определением суда от 15.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансово-казначейское управление Администрации г. Петропавловска-Камчатского.
До принятия решения суда истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, в конечном результате просил взыскать на основании ст. 16 ГК РФ 702467,86 руб. убытков, в том числе 378846,72 руб. - дотационных средств за период с 01.08.2002 по май 2003 года и 323621,14 руб. - затрат по предоставлению льгот и субсидий за тот же период.
Решением суда от 27.05.2005 исковые требования удовлетворены частично. В пользу истца взыскано с Администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского 613583,63 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг участникам трудового фронта и малообеспеченным гражданам, а также с предоставлением гражданам субсидий. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2005 решение отменено с принятием нового судебного акта об отказе в иске в полном объеме. При этом суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции относительно источников финансирования льгот, субсидий и дотаций, рассматриваемых в рамках настоящего дела, признал неправомерным возложение ответственности по возмещению истцу убытков на Администрацию г. Петропавловска-Камчатского. Мотивом к отказу в удовлетворении исковых требований послужило отсутствие в числе привлеченных к участию в деле лиц надлежащего ответчика.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который просит постановление суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая его законным. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что сумма убытков правомерно взыскана с Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского, являющегося финансовым органом муниципального образования и привлеченного в качестве ответчика.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Администрация г. Петропавловска-Камчатского в представленном отзыве с жалобой не согласилась, просила постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Управляющая компания "Диалог" в спорный период осуществляло на основании заключенных с товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами договоров управление недвижимым имуществом ТСЖ (ЖСК).
Во исполнение своих обязанностей, в целях обеспечения граждан, проживающих в домах ТСЖ (ЖСК), теплоэнергией, электричеством, другими коммунальными услугами, истец заключил договоры с поставщиками данных услуг.
Оказываемые по данным договорам жилищно-коммунальные услуги ООО "Управляющая компания "Диалог" оплачивало в полном объеме, в то время как граждане, пользующиеся различными льготами, а также имеющие право на получение субсидий и дотаций, оплачивали услуги с учетом льгот, субсидий и дотаций. Поскольку расходы, связанные с предоставлением льгот, субсидий и дотаций в период с августа 2002 по май 2003 года истцу не компенсированы органами местного самоуправления и органами государственной власти из соответствующих бюджетов, у него образовались убытки в размере 702467,86 руб., о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Рассматривая спор в части взыскания убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", а также Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", пришел к обоснованному выводу о том, что источником реализации предусмотренных в них льгот является федеральный бюджет, средства которого в порядке п. 4 ст. 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны быть переданы в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Установив обстоятельства отсутствия финансирования из федерального бюджета реализации государственных полномочий по предоставлению жилищно-коммунальных льгот ветеранам, многодетным семьям и гражданам, имеющим звание "Почетный донор России", а также недостаточного финансирования льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд правомерно отказал в удовлетворении указанной части исковых требований, предъявленных к органам управления муниципального образования, что соответствует положениям федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Обоснованно отказано и в части взыскания убытков, связанных с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в связи с недоказанностью их размера.
Судом правильно установлен источник финансирования льгот, предусмотренных для участников трудового фронта постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 757 от 17.06.1996, и дотаций на предоставление льгот малообеспеченным семьям в соответствии с постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 952 - бюджет муниципального образования, и установлен факт обеспечения Петропавловск-Камчатского ГМО из вышестоящих бюджетов денежными средствами для реализации государственных полномочий по предоставлению субсидий на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Исходя из того, что истец оплатил жилищно-коммунальные услуги за граждан, имеющих право на вышеуказанные льготы, в полном объеме, вместе с тем не получил компенсации понесенных в связи с этим расходов в сумме 613585,63 руб., суд обоснованно признал правомерными его требования о возмещении убытков в указанном размере, заявленные на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
При этом в мотивировочной части решения суд правильно руководствовался пунктом 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", согласно которому в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст. 16 ГК РФ) взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета.
Наряду с этим, правильно установив обстоятельства дела, арбитражный суд, удовлетворяя иск о возмещении убытков в размере 613585,63 руб., неверно, с нарушением ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, изложил резолютивную часть решения, взыскав денежные средства с Администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице ее финансового органа.
Отменяя решение суда и отказывая в иске, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что при правильном определении источника финансирования льгот и отнесении ответственности в размере 613585,63 руб. на городское муниципальное образование, к участию в деле не привлечен финансовый орган, выступающий от имени казны последнего.
Вместе с тем указанный вывод сделан без учета того, что определением суда от 15.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансово-казначейское управление Администрации г. Петропавловска-Камчатского. Как следует из положения финансово-казначейского управления, последнее является структурным подразделением Администрации города Петропавловска-Камчатского, органом местного самоуправления, выполняющим функции обслуживания местного бюджета, управления средствами муниципальной казны.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 10.08.2005 подлежит отмене, решение суда от 27.05.2005 - изменению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области отменить.
Решение от 27.05.2005 по делу N А24-1714/03-09 Арбитражного суда Камчатской области изменить.
Взыскать с Финансово-казначейского управления Администрации г. Петропавловска-Камчатского за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "Управляющая компания "Диалог" 613583,63 руб. убытков.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Камчатской области выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)